Войти

Геннадий Сарычев: «Скучно руководить командой, когда ей не ставят высокую цель»

«Самара Спорт-Экспресс» 15.06.1998

Поводом для встречи с мастером спорта, заслуженным тренером России, известным в прошлом защитником куйбышевских «Крыльев» Геннадием Сарычевым стал неожиданный поворот событий в его тренерской карьере. После нескольких месяцев работы в Нижнекамском «Нефтехимике» Геннадий Андреевич вновь оказался в родной Самаре. Безусловно, читателям «ССЭ» было бы интересно узнать, что же произошло. Ведь еще совсем недавно наш тренер уже покидал пост «главкома» «Нефтехимика».

– Геннадий Андреевич, прежде чем рассказать о причинах отставки, давайте напомним читателям, где вы начинали играть в футбол, в каких клубах выступали, какие тренировали?

– Родился я в Новосибирске, там и осваивал азы футбола. В 1960–66 годах защищал честь куйбышевских «Крыльев». После еще три года играл в «Днепре» из Днепропетровска вместе с Бибой, Пильгуем. Тренировал тогда украинскую команду Лобановский, только начинающий входить в элиту советских тренеров. В 1980 году закончил ВШТ, где учился вместе с Валентином Ивановым, Эштрековым. С 1982 по 1985 год возглавлял куйбышевские «Крылья Советов», вывел их в первую лигу, после чего меня «ушли». Получил приглашение поработать главным тренером сборной Афганистана, где провел два

– Тренироваться и выступать приходилось в полном смысле в боевых условиях?

– Действительно, там было тяжело. Многое прочувствовал на себе. Что такое война, знаю не понаслышке – у меня даже в команде одного игрока убило ракетой, когда он тренировался в своем клубе. По сути сборная Афганистана была сборной Кабула, в первенстве которого выступали 14 клубов. Со сборной выезжал в Узбекистан, Таджикистан, «Памир» к нам приезжал, так что игровой практики хватало. В 1989 году работал с калининградской «Балтикой», которую вывел в буферную зону, дальше попал в «Кузбасс», перед которым стояла одна задача – выжить. Долго не задержался в связи с закулисными играми, как, впрочем, и сменивший меня Найденов.

– В вашей биографии было и сотрудничество с самим Аль-Халиди…

– В Кисловодске иракский бизнесмен открыл филиал московского «Асмарала», куда, по совету Бескова, пригласил меня главным тренером. Я откликнулся на предложение и за год вывел «Асмарал» в первую лигу. После Кисловодска Аль-Халиди перевел меня в фарм-клуб московского «Асмарала» – «Пресню», где я стал тренировать известных ныне Сафронова, Семака (его по моей просьбе пригласили из Луганска), Точилина, Демина, Аюпова.

– Какое впечатление произвел на вас Аль-Халиди?

– Трудно ответить однозначно, но в принципе приятное. Он большой фанат футбола, приезжал на все домашние матчи кисловодского «Асмарала», при мне никогда не ругался, деньги платил исправно. Впрочем, как я расстался с ним в 1993 году, так больше и не видел.

– В 1996 году вы ушли с поста главного тренера нижнекамского «Нефтехимика», при вас занимавшего шестое место, а перед началом нынешнего сезона вновь согласились возглавить клуб из Татарии.

– Видимо, руководство команды устало от анархии как в учебно-тренировочном процессе, так и в быту игроков – при мне подобного не было. Стоит отметить, что контрактов никаких с «Нефтехимиком» не подписывал – работал по джентльменскому соглашению. За два года моего отсутствия в Нижнекамске дважды сменился состав, из тех, кого тренировал ранее, осталось лишь трое – Ситчихин, Цаплюк и Слабодич. Вернул я и Фомина, полгода нигде не тренировавшегося. Практически заново пришлось формировать команду и ставить игру – ведь состав определился незадолго до начала чемпионата.

– Так почему же, не перешагнув даже экватор первенства с клубом, вы оказались в Самаре, а пост главкома «Нефтехимика» занял другой специалист?

– Если быть точным – в Нижнекамске я проработал четыре месяца. У команды не было четко поставленной задачи, не выделялось достаточно средств на финансирование клуба. Единственной целью всей моей работы было сохранить прописку в первой лиге, что меня совершенно не устраивало. Скучно работать просто так. Перед клубом ставились лишь локальные задачи – взять, допустим, в матчах с «КамАЗом» и «Рубином» шесть очков. С этой задачей мы успешно справились. Стали чемпионами Татарстана. Кстати, в «Нефтехимике» весьма перспективная местная молодежь. 18-летний Колотилко уже отъезжает во французский «Бордо», его ровесником Будылиным интересуется «Нант». Отрадно, что заиграл при мне и Слабодич, в стартовых матчах уже забивший шесть мячей. Раньше мне советовали его из команды отчислить, но я верил, что он заиграет.

«Нефтехимик» – клуб неплохой, хорошо подготовлен, но одна проблема – нет денег. Если город будет относиться к команде повнимательнее – будет больше и очков. Знаю точно: ребята из лиги не вылетят. С руководством мы расстались полюбовно, однако со мной еще полностью не рассчитались, и можно сказать, что я ушел в долгосрочный отпуск.

– Говорят, что хоккей в Нижнекамске по популярности несколько превосходит футбол?

– Да, хоккей там на первом месте. Однако на футбол приходит достаточно народу. Город к результатам футбольного «Нефтехимика» стал относиться ревнивее, хотя на деле помощь клубу оказывается мизерная, прямо противоположная амбициям руководства.

– А как судят в первой лиге?

– Есть очень квалифицированные рефери – Хусаинов, Чеботарев. В играх, когда они были на поле, мы показывали хорошие результаты – выиграли у «Рубина» дома, ничья в Нижнем Новгороде. Однако неквалифицированное судейство преобладает. Особенно отвратительно судят в Сибири. Недавно дома проиграли «Ладе-ВАЗ» 1:2 при откровенно слабом судействе.

– Кстати, о «Ладе» – на вас она произвела впечатление?

– Неплохая команда, свое место в десятке займет. Если же в период дозаявок еще укрепятся, могут претендовать и на более высокое место. Считаю, что наша игра с тольяттинцами была все-таки ничейная, в конце матча преимущество «Нефтехимика» не вызывало сомнений.

Сейчас еще трудно говорить, кто серьезно претендует на две путевки в высший дивизион, многих лично я в деле не видел. Раменский «Сатурн» произвел невыразительное впечатление, а вот саратовский «Сокол» – вполне приличный клуб, думаю, один из претендентов на повышение в ранге вместе с нижегородским «Локомотивом» и «Арсеналом».

– За родными «Крылышками» следите?

– Я видел команду еще на предсезонном сборе в Эмиратах, где тренировался и «Нефтехимик», и составил о клубе свое впечатление. «Крылья» мне показались добротной, хорошо подготовленной командой с отличным микроклиматом в коллективе. Бросилось в глаза отсутствие легкости в средней линии. Думается, что причина некоторых неудач именно в этом.

Отметил бы, что Юрия Шишкина в прошлом году я ставил выше всех в лиге. Может быть, его травма чисто психологически повлияла на ребят.

– Не могли бы вы сделать свой прогноз на чемпионат России, а заодно и на стартовавший «мундиаль»?

– В последнее время чаще стал вспоминать Константина Ивановича Бескова – мы с ним дружны. Он говорил: скучно смотреть неинтересный футбол. В нашем первенстве скучные матчи пока преобладают. Прогнозист из меня плохой, но думаю, что чемпионом вновь станет «Спартак». «Алания» темпа не выдержит, тяжело придется и «Зениту».

В первенстве мира основные претенденты на «золото» – Бразилия, Франция и Италия. Эти команды мне давно нравятся. Не смотрите, что бразильцы подчас играют инертно – они, как хищники, в мгновение ока могут собраться и сделать решающий бросок. Вообще же сейчас в футболе отчетливо проявляется тенденция убыстрения игры. Мне же хотелось бы еще, чтобы в нем становилось больше индивидуальностей, ярких звезд.

– Каковы ваши ближайшие планы?

– Была возможность уехать в Китай, но много домашних забот. В тот же «Нефтехимик» почему уезжал – от Самары совсем недалеко. Мог чаще бывать дома, видеть, как растут внуки. Приглашения есть, но не хочется забираться слишком далеко. Чувствую себя прекрасно и в футболе последнего слова, считаю, еще не сказал.