Войти

Кто говорит, тот не играет

«Спорт-Экспресс Футбол», 15.02.2000

Виталий Сафронов. Воспитанник калужского футбола редко сидит в запасе. За 7 лет выступлений в элите он заработал себе репутацию полузащитника, который умеет забивать. Новый сезон 26-летний хавбек начнет в воронежском «Факеле».

Виталий Сафронов – единственный из футболистов первого дивизиона, кто был номинирован на премию «Стрелец» за все время ее существования.

– Для вас признание было неожиданным?

– Абсолютно. Будто кирпич на голову упал. Но приятно, чего скрывать.

– Как номинант узнает, что его выделили из числа других?

– Мне позвонили из Москвы люди, близкие к миру профессионального спорта и шоу-бизнеса. Предупредили. Готовься, дескать, Виталик! Потом девушка по телефону же сообщила эту весть от имени оргкомитета конкурса. На церемонию я, правда, попасть не смог, но, надеюсь, памятную табличку, которую получили все номинанты, мне при случае передадут.

Даже журналистов можно вытерпеть

Сафронов оказался интересен не только как номинант «Стрельца». За час общения удалось выяснить, что он – личность со своими принципами и своим взглядом на жизнь. Хотя и признался, что общаться с журналистами не любит. Точнее – общаться для печати. Слишком многое из того, что не адресовано всем и не подлежит тиражированию, после таких разговоров появлялось на страницах газет.

В беседе он был любезен, позировал фотографу на балконе отеля «Санхол» в Ларнаке, где мы и встречались, но в то же время взвешивал каждое слово. Неосторожные, вырвавшиеся на свободу, тут же подправлял, отмечая, будто галочкой: – Это писать не надо.

– Почему?

– Жизнь научила.

Не знаю, много ли набил он в жизни синяков и шишек, но его карьера изобиловала поворотами, которые не каждый человек перенесет легко и просто. Сафронов, по его признанию, ко всему относится философски. Лишь шутит: – У футболистов не зря есть поговорка: кто говорит – тот не играет. Я из тех, кто предпочитает играть.

Что наша жизнь – игра иль шутка?

В «Факеле» сложилась на редкость доброжелательная атмосфера. Можно пошутить, можно подначить даже главного тренера. Валерию Нененко, правда, палец в рот не клади – язык у наставника «Факела» острый. Но чемпионом среди командных острословов наверняка станет Сафронов. У него, похоже, юмор в крови. В разговоре, увлекаясь, становится запальчивым, напористым – совсем как на поле во время атаки на ворота соперника.

Из досье «СЭФ»

В прошлом сезоне Виталий Сафронов был номинирован на премию «Стрелец» – высшую профессиональную премию российского футбола. Несмотря на тогдашнюю клубную принадлежность к «Балтике», в документах он проходил как игрок самарских «Крыльев Советов». Ведь начинал Сафронов сезон в Самаре, забив 5 голов в 17 играх. Всего же в городе на Волге он провел 4 года – больше, чем где бы то ни было.

– Вы эмоциональный человек?

– Даже очень.

– Это мешает в жизни, в игре?

– Не сказал бы. Надо уметь контролировать эмоции. Есть что-то, не дающее мне права вести себя в ходе матча неподобающим образом.

– Страх получить дисквалификацию, что повлечет денежный штраф и потерю места в основе?

– Скорее это связано с тем, что вспылив, подведу команду. Остальное вторично.

– Никогда не страдали из-за своего языка?

– Нет. Шутить надо умело. Понимать, где можно позволить иронию, юмор, а где это неуместно.

– И где неуместно?

– В автобусе, который везет команду на игру, на тактических разборах, на установке. Другое дело здесь, на сборах и после матча. Если он удачно закончился, то почему не дать ребятам повод улыбнуться лишний раз?

– Вам нравится шутить, развлекать команду?

– Да. Только все должно быть беззлобно. Ведь есть люди, которые не понимают юмора. К счастью, у нынешнего «Факела» с этим качеством все в порядке.

Калуга – город талантов и церквей

– Вы играли в командах Москвы, Самары, Калининграда. Где осели?

– Дома, где родился и вырос. В Калуге. Там у меня квартира, там мой дом. Свой город люблю. Считаю, что он красивый.

– Только команды хорошей нет, и не было никогда.

– Никогда – сильно сказано. Но коллектива, который мог бы удивить футбольную Россию, пока действительно нет. Хотя футболисты хорошие растут. Эдик Демин, с которым мы почти соседи и росли, считай, вместе, сейчас решил в «ЗИЛ» перейти, но, думаю, первая лига для него этап временный. Скоков, хотя и не калужский, но мы с ним успели вместе в «Заре» поиграть. Он ведь у нас карьеру начинал. Сейчас в «Крыльях» двое ребят играют – Иванов и Митин. Макаров и Юнусов – в Липецке. Симачев поехал на смотрины в тульский «Арсенал». В «Шиннике» играл Сидоров. Уже девять человек, а еще есть ребята, которых пока никто не знает, но я уверен, что они талантливы – видел их в деле.

– Откуда берутся таланты в вашем городе? Что, школа феноменально хорошо работает или условия у детских тренеров исключительные?

– У нас город церквей и талантов. Так всегда было – и в девятнадцатом веке, и сейчас, на пороге двадцать первого. Люди такие. Растут сами, а им немного помогают тренеры, которые футбол в Калуге делают. Ведь и раньше у нас игроки были неплохие. Другое дело, что уехали единицы – не отпускали футболистов. Помню, был у нас такой нападающий – Холопов. Во второй союзной лиге забил 100 голов или около того. Местная звезда! Собрался перейти во владимирское «Торпедо», так шуму было!

С каждого клуба – по толике опыта, футболисту – мастерство

– Поэтому вы и уехали в Москву, в «Пресню» – фарм-клуб «Асмарала», который в ту пору едва набирал силу?

– Меня пригласили – я согласился.

– Что дал вам «Асмарал»?

– Школу и опыт. Здесь я сделал первые шаги как футболист высшей лиги. Непросто перешагнуть через две ступеньки: из второй лиги – в элиту. Мне повезло, что учился у Константина Ивановича Бескова. Мэтр, что тут скажешь! За поддержку и доверие со стороны тренеров «Асмарала» – Бескова и Федотова – буду им благодарен всегда.

– Если продолжить разговор о командах?..

– «Динамо»! Оно стало для меня университетом, где сложился как игрок, как личность. А «Крылья» дали мне такое важное качество, как умение бороться до конца.

– Была еще «Балтика».

– В Калининграде я провел не так много времени. По футбольным меркам – полсезона, по календарю – три месяца, с августа по ноябрь. Слишком мало, чтобы составить впечатление о команде, о городе. Говорят, Калининград очень красивый. Поразительно, но я не могу сказать что-то по этому поводу: игры – тренировки – поездки. Все, что я вынес из своего балтийского опыта.

«Динамо» – это класс, «Динамо» – это Кубок!

Наивысшего пока успеха Виталий Сафронов достиг в «Динамо», где отыграл полтора года, став при этом обладателем Кубка России. Сразу, с ходу, едва приехав из Самары, куда потом и вернулся.

– Почему не остались в «Динамо»?

– Не люблю сидеть на скамейке запасных. Это точно не для меня. Пусть не в «Динамо», но играть – мое кредо. Реально оценил свои возможности, обстановку в коллективе и решил, что мне за благо будет поменять команду.

– В Самаре, куда вы вернулись, на лавке сидеть не пришлось, но и медалями не пахло. Не скучно?

– Нет. Я в своей карьере почти не был среди запасных. Для меня нет ничего более интересного, чем играть в составе стабильно. Желательно – в высшем дивизионе.

– Из «Динамо» вы уходили со скандалом. Что-то рассказывали журналистам про мебель и квартиру, которые оказались не те и не там.

– Ерунда. Вспоминать не желаю. «Динамо» – это не мебель, а люди, с которыми я работал и сумел почерпнуть для себя новое и важное. Здесь мне привили вкус к классному футболу, к победам. А еще «Динамо» – это победа в Кубке страны. Такое не забывается. Обыграли «Ротор», пусть и по пенальти, но без пяти, кажется, игроков основного состава. За одно это я благодарен клубу.

Самарские терзания и в любви признания

В самарских «Крыльях» Сафронов получал удовольствие от всего. Категорически отказался обсуждать тему, что, дескать, была в Самаре при Аверьянове команда «деревянная», по полю чаще в подкатах передвигавшаяся, а нынче появилась воздушная да вся из себя элегантная.

О самарском периоде вспоминал с удовольствием. В «Крылья» он приходил, уходил, возвращался. Не обзавелся, правда, квартирой, а то, быть может, осел бы в городе навсегда. К Самаре, по его признанию, прикипел сердцем и душой. Его любили болельщики, он отвечал им игрой – яркой, результативной. Да элементарно – нравился коллектив, который создал Александр Аверьянов.

– Благодаря Аверьянову в команде была удивительная атмосфера. Коллектив создавался не год и не два, а когда был сформирован, получилось здорово. Мы действительно были один за всех и все за одного. То время вспоминаю как одно из лучших в своей карьере.

Из досье «СЭФ»

«Факел» – шестой клуб в карьере Виталия Сафронова. До Воронежа он выступал за «Зарю» из родного города, за столичные «Пресню», «Асмарал» и «Динамо», за самарские «Крылья» и «Балтику». В клубах высшего дивизиона провел 187 игр и забил 26 голов. Всего за карьеру он забил 41 гол в 246 играх чемпионатов СССР и России.

– Что ж ушли от Тарханова? Не понравилось?

– Нравится, не нравится – не для профессионального футболиста разговор. Играешь или нет – да, это подлежит обсуждению. Я при Александре Федоровиче играл, проблем не было. Все-таки лучшее время в карьере, считаю, у меня связано с Самарой. Может, и вернусь туда когда-нибудь. Но тогда у меня контракт истекал, и я ждал предложений по его продлению. Их не было. Вместо конкретики предлагали еще подождать. Возможно, это и не вина клуба или тренеров – денег не было, не знаю. Но неопределенность меня не устраивала. 10 июля, кажется, истек срок моего соглашения с «Крыльями». 20-го и 27-го провел за команду последние два матча, 29-го уехал домой…

И город красивый, и команда добрая

Истекало время дозаявок, а ушедший из «Крыльев Советов» футболист не имел вариантов трудоустройства. Вскоре, впрочем, в его калужской квартире раздался телефонный звонок из Калининграда. Предложили то, что устроило Сафронова полностью.

Так в последний момент он оказался в «Балтике», пополнив и без того внушительную компанию, собранную главным тренером Дергачем и генеральным директором Чепелем. Глядя на состав и внимая обещаниям руководства о горах золотых, Сафронов думал, что «Балтика» уже клуб высшего дивизиона. Оставалось доказать это на деле, игрой. Играл он. Играли все. Однако за три месяца не заработал ничего.

– Играли дома с «ЗиЛом». Зашел президент, говорит, что премия за победу в матче сегодня у нас повышенная. Я к тому времени в команде был полтора месяца, раз шесть мы точно успели выиграть. Премий не видел. Хотел было выяснить, сколько платят обычно, но тут уже на поле пора выходить. А жаль… Так и не узнал я сумм ни обычных премий, ни повышенных. А вообще ничего было – команда добрая собралась, даже под пустые обещания побеждала.

В иронии футболиста на самом деле есть деталь, которую важно не упустить – ложь это, будто нынешние российские футболисты выходят на поле в первую очередь из-за денег. По словам моего собеседника, зачастую куда важнее удовольствие от футбола и от общения с людьми, с которыми выходишь на поле. Каждый день, из года в год.

В ожидании воронежской удачи

– Что чаще вспоминается: приятное или плохое?

– Хорошее помнишь дольше. Все, что когда-то раздражало и злило, быстро отлетает. В памяти всплывает доброе, светлое.

– В вашей карьере чего было больше?

– Удач было больше – это точно.

– «Факел» – тоже удача?

– Надеюсь. Все-таки и дом рядом, и коллектив хороший. Да и в футбол мы играем неплохо. Я в него собираюсь поиграть в Воронеже не год, а больше. Мне почему-то кажется, что у нас должно получиться.

О ком или о чем статья...

Сафронов Виталий Анатольевич