Войти

«Спорт-Экспресс Футбол», 12.10.1999

Евгений Харлачев. В этом сезоне один из лучших полузащитников России наконец-то заиграл в свою силу.

Харлачев не скрывает: что-то не складывалось в его судьбе в последние годы. И оттого вместо предрекаемого когда-то места в национальной сборной он получал по весне очередную порцию авансов – «уж теперь-то Харлачев должен выстрелить!», по осени же – сожаления по поводу несбывшихся надежд. А играй Харлачев так, как может…

Впрочем, того, что он делал и год, и два назад на поле, вполне хватало, чтобы считаться одним из лидеров команды уровня московского «Локомотива». И оттого недавний вызов во вторую сборную России выглядит странновато – если не в первую команду, то лучше совсем никуда. Хотя однажды из-за этой самой второй сборной у Харлачева возник первый – и последний пока – конфликт с Юрием Семиным. Незалеченная травма, и выбор – матч за «олимпийку» против греков и почти стопроцентное осложнение или спокойный отдых до очередной игры за «Локомотив». Харлачев никому слова не сказал и отыграл за сборную. Все обошлось, но Семин о хитрости прознал и отчитал его более чем жестко. Но, кажется, Харлачев ни о чем не пожалел.

Сегодня он говорит, что сам не знает, что мешало играть по-настоящему вчера, позавчера и год назад. Но зато теперь чувствует себя не хуже, чем в 95-м. Самом лучшем пока для него году. И даже способен сыграть сильнее – все-таки опыт приложился. Да и каждый день работы с тренером уровня Семина для футболиста на вес золота. Оттого все в его жизни впереди: и сборная, и признание, и серьезные зарубежные приглашения. Хотя и в «Локомотиве» Харлачеву, честно говоря, неплохо.

А «Локомотив» четырехлетней давности и тогдашние клубные успехи он уже сравнил для себя с успехами нынешними, и пришел к интересным выводам. Если в 95-м команда Семина брала свое в российском чемпионате «дружбой и энтузиазмом», то в 99-м, успехи пришли благодаря мастерству. Хотя ни дружбы, ни энтузиазма, разумеется, не убавилось. Оттого и выходит «Локомотив» два сезона подряд в еврокубковые полуфиналы, а сейчас вот всерьез схлестнулся со «Спартаком» Олега Романцева за российское золото, и еще неизвестно, кто кого одолеет. Причем за четыре года состав «Локомотива» сменился почти целиком – остались разве что Дроздов с Арифуллиным. И Харлачев.

Считается аксиомой, что «Спартак» в последние сезоны заметно прибавил в классе. Я в этом не уверен. И уж точно «Динамо» или «Торпедо» не стали играть лучше. Хорошо, если поддерживают собственный уровень 95-го года. «Локомотив» же определенно растет – пусть и меняются игроки не реже, чем на стороне. Но отчего-то на смену одним, толково проданным за неплохие деньги, приходят другие – не слабее. Более того, вместо единственного нападающего, способного из ничего создать голевой момент в «Локомотиве» четырехлетней давности, Олега Гарина, сейчас в команде играют Джанашия с Булыкиным. А разве не усилили «Локомотив» Смертин с Лоськовым?

Из досье «СЭФ»

Выданные когда-то авансы Харлачев оправдал, но способен он, несомненно, на большее. Сейчас, кажется, Евгений снова начал прогрессировать. После большого перерыва…»

Юрий Семин, главный тренер «Локомотива»

Минус четыре

– Наверное, надо было пройти и через это. Характер закаляется, когда разом вышибают четыре зуба, – говорит Харлачев. – 92-й. Обычная тренировка «Крылышек». Очнулся на земле – боль страшенная, искры из глаз, и «скорая» подъезжает. Потом неделю только соком с кашей питался да вспоминал, как в свое время в Тольятти эти самые зубы сжимал. Особенно когда с родителями в лыжных конкурсах участвовал, и они мне перед последним отрезком такой «минус» привозили, что только на зубах его отыграть можно было. Даже в лидеры всей семьей вылезали благодаря моему последнему рывку. Но футбол все равно мне был интереснее даже в те времена, хоть ставили поначалу в ворота. Так и играл – в отцовских перчатках, перетянутых изолентой, чтобы на руке не болтались.

«Крылышки»

Уходил Харлачев из Самары тяжело.

– До переходного турнира, где оказались мои «Крылья», не мог себя даже представить в другом клубе. Слишком привязан был и к команде, и лично к Антиховичу. Петрович меня пригласил из школы, а «Крылышки» стали моей первой профессиональной командой. Но, во-первых, Антихович из клуба ушел, а, во-вторых, слишком много неприятного произошло за время переходного турнира. Больше в этой команде оставаться не мог, да и Семин настойчиво звал. Пришедший на смену Антиховичу Богданов пытался, правда, удержать, но без толку.

«Локомотив»-95

В «Локомотиве» Харлачев нашел себя почти сразу, и из основного состава пока не выпадал: «Я вообще человек коммуникабельный, но к большим переменам в жизни тогда был не совсем готов. Поначалу даже показалось, что попал не в свою колею».

На первом сборе Харлачев выглядел слабейшим. Семин усомнился было в правильности недавнего выбора, тем более что сумму «Локомотив» выложил за юное дарование более чем приличную, но Харлачев настолько быстро сумел изменить к себе отношение, что Юрий Павлович удивляется контрасту до сих пор.

«Уралмаш»-95

Странно, конечно, для профессионального футболиста, обязанного на следующий день выкидывать из головы даже самые тяжелые поражения, но только помнит одну давнюю игру Харлачев до сих пор. Бывает, всплывет в памяти тот матч – и настроение сразу портится. И не дай бог, повторится в жизни что-то подобное. Полагаете, речь о «Баварии»? Вовсе нет. Про тот домашний матч с «Баварией» игроки «Локомотива» забыли достаточно скоро. Семин по мелочам разобрал игру. Все стало понятно – и 0:5 списали на собственную неопытность и злость немцев после проигрыша в первом матче. И харлачевского, кстати, гола. А вот осеннее поражение в Черкизове от хлипкого «Уралмаша» 0:1, когда так близка была победа в противостоянии за золото с «Аланией», помнится до сих пор. Тогда главные медали чемпионата были ближе сегодняшних, за которые идет борьба с набравшим хороший турнирный ход «Спартаком». Кстати, еще и потому не забудет поражение от «Уралмаша» Харлачев, что не забил он в тот вечер пенальти. Самый пока важный пенальти в жизни. Угодил мячом точно в Городова, который отчего-то не поспешил завалиться в угол.

– От каждой игры ждали: если не сегодня, то завтра непременно провалимся. Так всегда бывает, когда слишком долго выигрываешь. Выигрываешь, выигрываешь, выигрываешь – и самому себе верить, что это возможно, перестаешь. Что проиграли – логично, и оттого еще обиднее. Мы все были готовы и не готовы одновременно к черному дню. Или сейчас, в начале этого сезона, выиграли девять матчей подряд – и попали под «Спартак». Не забыли тот счет? Тогда, помню, и ноги не бежали, и голова не слишком хорошо варила. Ничего, со «Спартаком» мы еще сыграем, и очень скоро. Да и надо, наконец, научиться выдерживать турнирное напряжение. Даже самим интересно – выдюжим или сломаемся. Вот с «Шинником» тяжело игралось, нервно: Ярославль на вылет стоит, а мы на чемпионство претендуем. Приятно, что забил два мяча – будто снял с души давний «уралмашевский» грех и незабитый пенальти, который нас золота и лишил. Но сейчас у нас в команде, кажется, никто не сомневается, что в России кроме «Спартака» есть еще одна классная команда – «Локомотив». Поэтому побьемся.

Из досье «СЭФ»

В чемпионатах России Евгений Харлачев провел около двухсот матчей. Под первым номером вошел в список «33 лучших» в 1995 году, под вторым номером в 1994-м, под третьим – в 1996-м. Пять матчей в составе сборной России. Участник матча против сборной ФИФА, посвященного 100-летию российского футбола.

(Из справочника «Российский футбол за 100 лет)

Разочарование

Разочарований к небольшим годам Харлачева набежало предостаточно. И «Бавария», и «Уралмаш», и много чего помельче. И еще одно до сих пор сидит занозой то ли в душе, то ли в сердце.

– Юниорский чемпионат мира 93-го года – тяжелые воспоминания. В нашей сборной было несколько ребят из провинции, я – в том числе. И когда произошла памятная всем история – российская сборная сдала игру Гане, – обвинили во всем нас. Меня, Потехина из «Шинника», Филимонова и Зернова. Хотя мы даже не участвовали в той игре.

Помню, как Харлачев отвечал на послематчевые вопросы сразу после домашних 0:5 с «Баварией». Все до единого игроки «Локомотива» не реагировали ни на просьбы об интервью, ни на подставленные диктофоны – шаря глазами по земле, проходили мимо. «Извините, в другой раз…» Харлачев, напротив, с видимым спокойствием разжевывал для печати: «Мы очень серьезно настраивались, но ничего не получалось. Вообще ничего! Но до четвертого гола Шолля еще надеялся, что должны попытаться переломить ход игры – пару мячей забить. Потом, да, сломались…»

А до того целых две недели не было в Москве, да и в России тоже, футболиста популярнее Харлачева. Как же, тот самый, забивший «Баварии»! Но час спустя после домашнего провала от былой популярности не осталось и следа. И, как вспоминает Харлачев сегодня со смехом, даже продавцы, узнавая несостоявшегося героя противостояния немцам, отказывались ему что-то продать: «Тоже мне, футболисты…» Тогда оставалось только вспоминать, как четырнадцать дней назад «Локомотив» ехал по Мюнхену, а из обгонявших машин люди высовывали руку с большим пальцем вниз – вот, мол, что ждет «Локомотив». И – распластавшегося в бессильном шпагате Кана, мяч в сетке, счет 0:1 и радость на всех после матча. Кстати, накануне Харлачеву приснилось, что выходит он один на один, обводит Кана и забивает. Так и вышло. Целых две недели надежд, и все впустую. Потом только позвонил из Голландии Ансар Аюпов и повеселил рассказом о ролике, который целыми днями крутят в Стране тюльпанов: паровоз времен первой мировой на полном ходу, полуголые люди уголек в топку подбрасывают, и все это плавно превращается в харлачевский гол тому самому Кану…

Заграница

Предложения пошли еще в блестящем 95-м. Варианты нынешние всплыли оттуда же, где возникали прежние, – из Германии. Но если предыдущие по-настоящему и предложениями-то не назвать – скорее, слухи, то прошлым межсезоньем Харлачев отправился искать себя в «Дуйсбурге». И настолько в Германии приглянулся, что до сих пор немецкие селекционеры не оставляют надежд заполучить насовсем нашего Евгения. Но пока, уверенно говорит Харлачев, о загранице не задумывается. Отогнал все мысли на этот счет до конца сезона. А вот тогда, когда подержит в руках золотую медаль за российское чемпионство, можно будет задуматься и о «Дуйсбурге». Или о другом клубе.

Сегодня, когда «Локомотив» готовится к «матчу десятилетия» против «Спартака», Харлачев уверен в себе как никогда. К нему вернулось все, что было, казалось, растеряно в 96-м. И «Локомотив» играет так, что возможной победе в матче и чемпионате в целом никто сильно не удивится. Но на всякий случай команда Семина забыла, что такое отдых. И забыла, похоже, до зимы.

А пришла уверенность сразу после «Лацио», с которым Харлачев и его партнеры играли на равных. И вообще, чем они хуже итальянцев и кого-то другого? Так рассуждают в «Локомотиве», которому сегодня никто не страшен.

О ком или о чем статья...

Харлачёв Евгений Валерьевич