Войти

Цой Мин Хо: «В Самаре учусь футболу, английскому языку и игре на гитаре»

«Самарский футбол», 10.12.2007

«Крылья» – единственная команда в России, в составе которой выступает северокорейский футболист – Цой Мин Хо. Вполне естественно, что к нему приковано повышенное внимание болельщиков, многим он успел полюбиться удачными действиями в матчах за дублирующий состав, а кому-то просто нравится его фамилия. Но в основе в этом сезоне самарский Цой так и не появился, сыграв лишь один матч на Кубок России в Набережных Челнах против «КамАЗа». Как живется северному корейцу в России, попыталась узнать корреспондент «СФ». В беседе с Цоем нам помогал и принимал активное участие в разговоре переводчик Чен Дон Хен, который в «Крыльях» тоже уже давно стал своим человеком. Его часто можно видеть на тренировках команды, причем не только в качестве переводчика, но и в качестве помощника – к примеру, он всегда готов побежать за улетевшим с поля мячом.

Историю «Крыльев» узнаем из программок

Цой: В этом сезоне я сыграл много матчей, учился русскому футболу. Пришлось многому учиться не только теоретически, но и практически. И мне это очень нравится. Например, тут совсем другой розыгрыш стандартных положений. Чтобы к этому привыкнуть, нужен опыт, зрелость. В России играть сложно – все команды сильные. Посмотрите, в последних турах не всегда можно было понять, какая команда находится в нижней части таблицы, а какая в верхней – аутсайдеры обыгрывали лидеров. Например, «Крылья» в первом круге крупно проиграли «Локомотиву», а во втором уверенно выиграли. Все это означает, что российский футбол развивается, повышается его уровень. Не только высшего, но и первого, и второго дивизионов. И сборная России заслуженно получила право выступать в финальной части чемпионата Европы. То же самое можно сказать и про первенство дублеров. Раньше наш дубль выступал плохо – занимал 15-16 места. А в этом году выступил хорошо и поднялся на седьмое, чему я очень рад.

– Вы специально интересовались, как дубль выступал раньше?

Чен: Да, у нас есть такие материалы, в программках, например. Понравилась программка с матча в Краснодаре, где было много интересной для нас информации. Вообще, очень интересно узнавать подробности из истории команды.

– Какие матчи вам в этом году запомнились?

Цой: Многие запомнились. С «Динамо», например.

Чен: Цой хорошо играл в первой половине чемпионата, выходил в стартовом составе. А во втором круге чаще стал выходить только на замену.

– Тренировались по очереди то с дублем, то с основой?

Чен: Да, с конца апреля Цой приступил к тренировкам вместе с основным составом. Но, к сожалению, в этом году так и не дебютировал в основе. Сыграл только один матч на Кубок России – правда, все 90 минут. После этого тренер Сергей Оборин сказал, что, вероятно, скоро Цой будет играть в основном составе. Но в середине августа тренер поменялся, и поэтому, к сожалению, Цою так и не удалось появиться в основе.

– Как вам работалось с Тархановым?

Цой: Очень понравилось работать. У него есть определенные критерии для попадания в состав, и они касаются только спортивной составляющей. Он сам умеет и любит играть в футбол, бегает с нами по полю, показывает пример. Очень точно разбирается в игре. Настоящий футбольный тренер.

На Як-42 летать страшно

– Куда поедете в отпуск?

Чен: Домой, в Северную Корею. Из Самары до Москвы самолетом, оттуда самолетом до Пекина, а потом из Пекина до Пхеньяна, уже поездом. Полтора месяца отдохнем. Потом планируем вернуться в «Крылья» и работать на зарубежных сборах.

– У вас бывают проблемы с выездом в различные страны?

Чен: В те, в которых проходят сборы – нет. Например, Турция – это туристическая страна, туда можно въехать без визы. Со странами Европы у Северной Кореи тоже существуют дипломатические отношения, почти со всеми, кроме, если не ошибаюсь, Франции. Так что в Европу мы тоже можем получать визы, с этим проблем нет.

– Когда в последний раз были дома?

Чен: Очень давно. 27 января мы приехали на сбор, и с тех пор в Корее не бывали. Но мы часто созваниваемся с родственниками и друзьями.

Цой: Я очень скучаю по дому, по родителям, по друзьям. Я и раньше ездил на разные турниры за рубеж, но они продолжались по 15-20 дней. А так, чтобы десять месяцев жить в другой стране, далеко от дома – такое со мной случилось впервые.

– У вас большая семья?

Цой: Нет. Отец, мама и младшая сестра. Она в этом году пошла служить в армию, работает медсестрой.

– А вам не надо служить в армии?

Чен: Нет, спортсмены у нас не должны служить. Профессиональный спорт приравнивается к службе в армии. Так решило правительство.

– В Северной Корее следят за выступлениями «Крыльев Советов»?

Чен: Да, там видели статью в журнале «Крылья». Между Кореей, корейской федерацией футбола и «Крыльями Советов» существуют дружественные отношения. Еще в 1967 году «Крылья» посещали нашу страну, сыграли там три товарищеских матча. Так что теперь многие следят за этой командой.

– Какие-либо другие футболисты из Северной Кореи играют в зарубежных чемпионатах?

Чен: Да, конечно. В основном в восточной Азии, особенно много в Китае. И не только футболисты. Многие выступают в клубах по настольному теннису, например. Но здесь, в России – только Цой.

– Цой пытался выучить русский язык?

Чен: Конечно. Он знает все футбольные термины и несколько простых слов. Может даже немного читать, например, распорядок дня.

– С футболистами часто общаетесь?

Цой: Обычно перед тренировкой или в автобусе.

– С кем дружите?

Цой: В основном составе почти со всеми.

Чен: Легионеры из основного состава очень любят Цоя.

– Живете на базе?

Чен: Да. В хорошую погоду гуляем на улице, в парке, ходим на рынок или в магазин. А в плохую смотрим футбол по телевизору.

Цой: Да, мне очень нравится жить в Самаре.

Чен: И мне тоже нравится.

Цой: Когда есть свободное время на базе, я самостоятельно изучаю английский язык, занимаюсь по учебникам. Но разговаривать пока трудно.

Чен: А я читаю газеты. Особенно люблю «Самарский футбол». Вот сейчас, перед интервью, как раз читал. Когда про Цоя пишут в газетах – это дополнительный стимул для него играть хорошо.

– В других городах, где вы бывали, понравилось?

Цой: Да, очень. В Санкт-Петербурге, в Краснодаре.

– А во Владивостоке?

Чен: Там мы и раньше бывали.

– В России приходится много летать на самолетах.

Чен: Да, вот это нам не очень нравится. На больших самолетах хорошо, а на маленьких, таких как Як-42 или Ту-134, страшно.

– Обедаете всегда на базе?

Чен: Да. Здесь стараются делать больше восточных блюд, из риса например, из сои, блюда китайской кухни. В городе мы тоже бывали в японских и китайских ресторанах. Но, конечно, это не настоящая азиатская еда.

Играю левой, а пишу правой

– Как складываются отношения с национальной сборной Северной Кореи? Цой ведь играл за молодежную команду.

Чен: К нам приходил запрос выслать его паспортные данные. Но на игры не приглашали – видимо, пока его мастерство и готовность не устраивают главного тренера сборной. Наша сборная начинает подготовку к ЧМ-2010, и Цой находится в расширенном списке кандидатов, то есть в запасе основного состава сборной.

– Посещаете все домашние матчи «Крыльев»?

Цой: Да, конечно. Сидим на трибуне. Мне очень нравится, как самарская публика поддерживает команду.

– А за матчами еврокубков следите?

Цой: Да. Болеем за все российские команды. А еще мне нравятся «Челси» и миланский «Интер».

– Кто ваш любимый футболист?

Цой: Зинедин Зидан и Фрэнк Лэмпард.

– Тренировки дублирующего состава проходят на искусственном газоне, а основы – на естественном. Это создает проблемы?

Цой: Конечно, газоны очень различаются. Но в принципе для меня это нормально, не мешает тренироваться.

– Вы больше действуете левой ногой, чем правой?

Чен: Да, его левая нога – золотая! Но правой он тоже хорошо играет.

– А пишете какой рукой?

Цой: Пишу правой. Почему так – не знаю.

– Какие ставите для себя цели на будущий сезон?

Цой: В первую очередь, всесторонне готовиться зимой на сборах. Принимать участие в контрольных матчах. Повысить свою физическую готовность. Конечно, хочется иметь больше игровой практики и обязательно попасть в основной состав, забивать голы.

Хотелось бы послушать Виктора Цоя

– В прошлом году в Самару приезжал еще один северокорейский футболист – Ли Кван Мен. Чем он сейчас занимается?

Чен: Он поступил в институт. В первой половине дня учится, во второй – играет в футбол.

– А Цой собирается учиться?

Чен: Конечно, но только после окончания карьеры. Совмещать учебу с игрой в футбол, тем более если выступаешь за границей, сложно. Он хотел бы поступить на факультет иностранных языков, изучать английский. А потом ему очень хочется стать футбольным тренером. Он учится уже сейчас, изучает нашу методику, русскую методику. И родители поддерживают его желание.

– Кем работают родители Цоя?

Чен: Папа – преподаватель в университете, а мама – музыкант, играет на скрипке.

– Цой любит музыку?

Чен: Да. Он очень хорошо играет на гитаре. Он здесь купил гитару и в свободное время играет. (Цой кивает.)

– А кто его слушает?

Чен: Да я в основном.

– Вы знаете, что в России был такой музыкант – Виктор Цой?

Чен: Конечно, знаем. Он погиб очень молодым. Но какую музыку он играл, не очень хорошо представляем. Хотелось бы, конечно, послушать, но пока не было такой возможности. Зато мы хорошо знакомы с музыкой советских времен, знаем разные красивые песни, «Подмосковные вечера», например.

О ком или о чем статья...

Цой Мин Хо