Войти

Михаил Костин: «Карьеру планирую продолжить в одном из украинских клубов»

www.footboom.com 25.12.2012

Мой сегодняшний собеседник хоть и является воспитанником украинского футбола, больше известен по выступлениям за российские клубы. Уехав в 16 лет в московский «Спартак», он, долгое время, находился в стане красно-белых, но так и не сыграл ни одного матча за основной состав народной команды. Поводом для нашей беседы послужила информация, что Михаил Костин, в нынешнее зимнее межсезонье, планирует перейти в один из украинских клубов Премьер-лиги. Полузащитник за всю свою игровую карьеру дал первое обширное интервью украинскому сайту, в котором рассказал много интересного.

В 16 лет из Луганска в Москву

- Ваша футбольная карьера началась в Луганске?

- В шесть лет пришел в знаменитую СДЮШОР «Заря», которая известна своими воспитанниками во всем мире. Там моим первым тренером стал чемпион СССР 1972 года, в составе «Зари», Александр Ткаченко. Николаевич - известный вратарь, долгое время выступал за «Зарю», потом работал с вратарями в ФК «Москва» и «Ростове». Под его руководством постигал азы мастерства, но выпускником не стал. На одном из турниров, проходившим в Севастополе, меня заметили селекционеры московского «Спартака» и пригласили в свою школу. Посоветовались с отцом, и я решил принять предложение. Сначала пару недель был на просмотре, подошел спартаковцам, но переехал в столицу, лишь, спустя полгода. Меня не успели заявить на первенство Москвы среди юношей, и было принято решение вернуться к моему вопросу спустя полгода.

- На принятие решения повлиял тот факт, что в спартаковской школе были лучше условия для подготовки?

- Скорее то, что на меня в Луганске особо не рассчитывали. Я был небольшого роста, худенький, а ставку делали на других ребят. Да и в «Спартак» не каждый день приглашают. Отец отвез меня в Москву, посмотрел на бытовые условия, оставил меня там одного, вернувшись в Луганск. Условия подготовки в спартаковской школе заметно отличались от луганских. Мы тренировались на нормальных полях, были одеты и обуты, нам выплачивалась какая-то небольшая стипендия. В дальнейшем, СДЮШОР «Заря» затребовала за меня компенсацию, как за своего воспитанника. Стороны договорились, я даже не вникал во все тонкости.

- Из Вашей футбольной группы в СДЮШОР «Заря» кто заиграл на профессиональном уровне?

- Сергей Пивненко был, в свое время, в донецком «Шахтере», играл в первом украинском дивизионе за армянский «Титан».

- Первые трудности, с которыми Вам довелось столкнуться в Москве?

- Поначалу тяжело было привыкнуть к большому городу, в котором я остался совершенно один в 16 лет. Но, затем освоился. Гораздо сложнее было привыкнуть к новому тренировочному процессу, который отличался от луганского своей интенсивностью. В Луганске мы проводили 1-2 тренировки в день, поля были плохие, мяч вылетал за сетки, и приходилось ждать, когда его принесут обратно. В спартаковской школе если мяч улетел за пределы футбольного поля, то тебе сразу же давали новый. В итоге, получалась гораздо большая нагрузка, не было пауз в тренировочном процессе. Первые полгода привыкал к такому бешеному ритму, втягивался в процесс. Уставал сильно. День проходил в таком ритме: тренировка, обед, сон, тренировка, сон. На остальные дела не хватало сил.

В «Спартаке» нет мелочей. Там не бывает главного и второстепенного.

- Первый профессиональный контракт в своей жизни Вы подписали именно со «Спартаком»?

- Да, и испытывал огромную гордость. Это были мои первые заработанные деньги. Пусть они были небольшие, но зато свои. Выступал за молодежный состав «Спартака», который возглавлял тренер Королев. Через время, меня заметили тренеры спартаковского дубля Сергей Родионов и Геннадий Морозов, и пригласили к себе в команду. Подписал со «Спартаком» долгосрочный контракт на пять лет. Затем работал под руководством Сергея Юрана, кстати, моего земляка из Луганска.

- Самый главный жизненный урок, который Вы вынесли после пребывания в московском «Спартаке»?

- Таких уроков было много. Прежде всего, это профессиональное отношение ко всему, что окружает игроков и команду. Там нет мелочей, не бывает главного и второстепенного. Еще одно из того, что вынес оттуда – это если тебе платят деньги, то ты должен отрабатывать их в полном объеме на футбольном поле, а не отбывать номер. Там не только дают, но и требуют результат. Это правильно.

- Кто из того дублирующего состава «Спартака» заиграл на серьезном уровне потом?

- Самедов, Шишкин, Торбинский, Погребняк – все они на слуху в России. Поддерживаем отношения с ними и сейчас, созваниваемся, общаемся.

У Романцева даже дрова начинали играть в футбол.

- С Олегом Ивановичем Романцевым доводилось сталкиваться?

- Доводилось, и не раз. Вместе с основным составом летали на игры одним самолетом. Это нынешние молодые футболисты позволяют себе поведение, которое нельзя назвать адекватным. Наше поколение в «Спартаке», если летело в одном самолете вместе с игроками основного состава, было тише воды, ниже травы. Забивались в конец самолета и сидели всю дорогу тихо. Думали только о предстоящей игре. Принимал участие и в тренировочном процессе под руководством Романцева. Много полезного почерпнул от его помощника Владимира Федотова, ныне, к сожалению, уже покойного. До сих пор в памяти остались его слова: - «Миша, если ты ошибаешься даже, то ошибайся по делу. Чтобы все понимали твои задумки на футбольном поле».

- В чем феномен тренера Романцева? Почему никто из его приемников так и не смог добиться со «Спартаком» того, чего добился с командой Олег Иванович?

- Романцев видел футбол на два шага вперед. Умел четко поставить задачу перед собой и командой, и последовательно шел к ее выполнению. Как шутили в тогдашнем «Спартаке», у Олега Ивановича, даже, дрова начинали в футбол играть. Он многого добился с командой и в Европе. Харизматичный тренер, со своим пониманием футбола.

- Следующий этап в Вашей карьере связан с арендой. Довелось прилично поколесить по России. С чем это было связано?

- Я прекрасно понимал, что пробиться в основной состав красно-белых в то время, практически, было нереально. Там играли Титов, Цымбаларь, Ващук, Баранов… С основой я тренировался, а опыт приобретенный на этих тренировках, мне потом очень сильно помог. За основной состав «Спартака» так и не довелось сыграть ни одного официального матча, хотя, в товарищеских выступал регулярно. Мог сыграть за красно-белых в одном их кубковых поединков, но возникли какие-то проблемы с документами.

Нужно было что-то делать, приобретать игровую практику. Было принято решение поехать в аренду. На тот момент Сергей Юран принял ставропольское «Динамо» и позвал меня к себе. Мы вышли со второго российского дивизиона в первый, но у команды начались финансовые проблемы, и вскоре Юран покинул клуб. Я вернулся в расположение «Спартака». Но пробыл там недолго. Геннадий Морозов, с которым был знаком по работе в дубле, принял челябинский «Спартак», и я отправился вслед за ним. Отыграв сезон в Челябинске, поехал в аренду в латвийский «Дитон», который тренировал Юран. В Прибалтике отыграл полгода, но деньги там платили небольшие, а уровень чемпионата был заметно слабее российского. Доигрывал я сезон уже в курском «Авангарде», выступавшем в первом российском дивизионе. В 2007 году приехал в расположение ярославского «Шинника», который под руководством Юрана вышел в Премьер-лигу России. На сборах постоянно играл в основном составе, но перед самым сезоном получил серьезную травму. Пришлось пропустить весь чемпионат. «Шинник» выходил в элиту российского футбола без меня. По окончанию арендного соглашения с «Шинником», вернулся в «Спартак» и в 2008 году мой контракт выкупил «Металлург» из Липецка. Под руководством Софберия Ешугова, за год вышли со второй лиги в первую. Отыграв сезон в первом дивизионе, принял решение сменить клуб, оказавшись в брянском «Динамо», которое тренировал все тот же Ешугов. В Брянске довелось поработать и со знаменитым вратарем «Локомотива» Сергеем Овчинниковым, и со Смирновым, помогавшим, в свое время, Кобелеву в московском «Динамо». Все складывалось удачно, мне предложили новый контракт на гораздо более выгодных условиях, который я подписал. Начали мы следующий сезон не совсем удачно, и вскоре в команде сменился тренер. Новым «коучем» стал Александр Петраков, при котором я перестал попадать в основной состав. Дело в том, что на одной позиции со мной играл его сын, и предпочтение отдавалось естественно ему. В мои годы сидеть на скамейке запасных не было смысла, и я стал искать варианты.

Из России в Белоруссию

- В конечном итоге Вы оказались в Белоруссии, где стали выступать за «Белшину». Почему решение было принято в пользу Бобруйска?

- Этот клуб мне посоветовал мой агент. После Брянска меня хотел взять в аренду красноярский «Енисей», но динамовцы запросили какие-то огромные деньги, и переход не состоялся. А вскоре «Динамо» (Брянск) снялось с чемпионата. Клуб просто обанкротился, и прекратил существование. Остались долги по заработной плате и премиальным, которые так и не были выплачены. Мне остались должны за пять месяцев, но понимаю, что скорее всего, уже никто ничего не вернет. В «Белшине» успешно прошел «смотрины», подписав с командой контракт. Команда является крепким середняком, причем, не только по игре, но и по другим футбольном компонентам.

- Кроме Вас в «Белшине» играет еще кто-то из украинцев?

- Да, вместе со мной выступают Александр Яценко, который играл в сборных Украины всех возрастных уровней, был капитаном молодёжной сборной Украины, серебряным призёром молодежного Чемпионата Европы 2006 года. Входил в состав национальной сборной Украины на Чемпионате мира 2006 года. Защищал цвета «Динамо» (Киев), «Черноморца» (Одесса), ФК «Харьков» днепропетровского «Днепра» и мариупольского «Ильичевеца». Также защищает цвета бобруйской команды Виктор Мельник, выступавший за «Металлург» (Запорожье), «Оболонь» (Киев), «Металлист» (Харьков), «Волынь» (Луцк), «Кривбасс» (Кривой Рог), «Черноморец» (Одесса).

- Насколько сопоставимы уровни российского и белорусского чемпионатов?

- К примеру, «Белшина» была бы крепким середняком российского первого дивизиона. На самом деле, в Беларуссии разные команды есть. Если говорить о «БАТЭ», то его уровень превосходит все остальные команды. В стране есть три-четыре сильных клуба, у которых инфраструктура на голову выше, чем у остальных команд. Они без проблем бы могли играть в Премьер-лиге Украины или России.

- На какой позиции Вы чувствуете себя лучше всего?

- Люблю играть под нападающими. При необходимости, могу и опорного хава сыграть. Хотя, в Луганске я начинал на позиции левого полузащитника или защитника. Едва очутившись в спартаковской школе, после 2-3 тренировок, тренеры перевели меня в центр.

Сергей Юран постоянно учится и идет вперед

- Вы долгое время работали под руководством Сергея Юрана, который выступал в бытность игроком за киевское «Динамо» и московский «Спартак». Что можете сказать о нем, как о тренере? Как же ему удавалось сочетать в тренерском ремесле стили двух школ – динамовской и спартаковской?

- Ничего плохого о Юране сказать не могу. Поначалу, он был слишком эмоциональным тренером. Затем набрался опыта, стал все делать осознанно и размеренно. У Сергея Николаевича есть одна хорошая черта – он постоянно учится, делает какие-то выводы. Исповедует в тренировочном процессе больше спартаковский стиль. Все делали через пас, в одно - два касания.

- Из других специалистов, с которыми довелось работать, кого можете выделить?

- Выделю Смирнова, под руководством которого выступал в Брянске. Он очень тонко умел чувствовать команду, в решениях нет никакой паники, все делает обдуманно и спокойно. Смог выстроить в коллективе такие отношения, что даже попадавшие в запас игроки не обижались, а были всегда готовы выйти на замену и помочь команде. Они знали, что на них рассчитывает тренер и верит в них. Поверьте, в футболе это многое значит.

- Курьезные случаи в карьере случались?

- Футбольная жизнь сплошь и рядом состоит из таких моментов. Но когда о них спрашивают, то сразу ничего смешного не вспоминается. По-моему, в Курске сидим на установке, слушаем тренера перед матчем, а один из футболистов перед этим пошел в туалет, заперся там и не смог выйти обратно. Через 15 минут уже на игру выходить, а он все там сидит. Пришлось ему установку через двери доносить (смеется-прим. автора).

Рассматриваю предложения украинских клубов

- Михаил, где планируете продолжить свою футбольную карьеру в 2013 году?

- Честно говоря, хочется попробовать свои силы в украинском чемпионате. Есть предложения от пары команд Премьер-лиги, но все решится после новогодних праздников. Говорить, какие украинские клубы заинтересованы в моих услугах, пока преждевременно. Все должно проясниться в ближайшее время. Мой агент рассказывал, что есть варианты трудоустройства еще в российском первом дивизионе, Казахстане, и даже в Швеции. Я сам предпочтение отдаю Украине, где и хотел бы продолжить свою карьеру.

- Вас с Луганском что-то еще связывает?

- А как же. Это мой родной город, а «Зарю» считаю своей родной командой, в детской школе которой, я делал свои первые футбольные шаги. Тут живет мои родители, к которым, при наличие свободного времени, я приезжаю.

Находясь вдали от дома, всегда помню откуда я родом

- За все время, которое Вы в футболе, разве не поступало предложений вернуться в Луганск и стать игроком «Зари»?

- Ни одного такого предложения за все время не было. Про меня, возможно, тут просто забыли. Хотя, не скрою, что рад бы поиграть в команде, которую до сих пор еще хорошо помнят в России. В Москве узнав, что я родом из Луганска, все сразу же интересуются, а как там «Заря» поживает. Команду эту знают и любят, у нее много болельщиков во всем Советском Союзе. К тому же, Луганск мой родной город. Это тоже многое значит. Помню, когда мы еще подавали мячи футболистам «Зари» во время матчей, каждый из нас мечтал выйти на поле стадиона «Авангард», в составе именно луганской команды. Это сейчас времена поменялись, и многие даже стоя на беговых дорожках «Авангарда», и подавая мячи игрокам «Зари», мечтают играть в «Шахтере» или «Динамо», а в наше время мечта была одна – сыграть в «Заре». Я и сейчас, находясь далеко от дома, регулярно слежу за выступлениями команды. Не могу судить об игре команды в этом сезоне, так как не видел большинства матчей с ее участием. Но, судя по результату, команда занимает достойное место в турнирной таблице.

- Знаю, что Ваш младший брат Алексей тоже занимался в футбольной школе. Как сложилась его карьера?

- Тренирует детей в Брянске. Приехал как-то ко мне в гости, познакомился с девушкой, женился, да так и остался в Брянске. Футбольная карьера у него не заладилась. Был и в Харькове, привозил его в «Спартак», но ему было сложно адаптироваться к тамошним нагрузкам. Сейчас очень тяжело устроиться в какой-то профессиональный клуб. Зачастую, мастерство молодого футболиста уходит на второй план, а на первый выходят не футбольные факторы.

- А как складывается Ваша личная жизнь?

- Складывается хорошо (смеется). Пока один. Какие-то отношения, конечно же, были, но до серьезных шагов не доходило. Москва, кстати, в этом плане не вскружила голову даже тогда, когда был еще совсем молодым. Хорошо помню слова отца, сказанные им много лет назад, что если играешь в футбол, то нужно думать только о футболе. А если уже заводить отношения, то чтобы они переросли во что-то серьезное. Сейчас ощущаю, что готов уже к этому. Тем более, недавно приобрел собственную квартиру, теперь есть где вить семейное гнездо.