Войти

Федотов на поле

«Красный спорт», 13.08.1940

Три мяча из шести забил Григорий Федотов в ворота «Славии» в Софии.

«Федотов становится душой нападения, лидером атак», – пишет «Правда» в отчете о матче.

Эти строки никого не удивят. Советские зрители уже давно оценили блестящее искусство Федотова, бесспорно лучшего из наших футболистов.

Когда пытаешься выделить основную черту, самую сильную сторону игры Федотова, останавливаешься в недоумении – настолько многогранно его мастерство, настолько щедро наделен он всеми нужными для футболиста качествами.

По силе, выносливости и быстроте Федотов не уступает лучшим атлетам футбольного поля. Но сверх этих необходимых и, так сказать, стандартных свойств первоклассного футболиста он отличается необычайной мягкостью движений и быстротой реакции.

В его игре перемежаются периоды медленных, с кажущейся ленцой, передвижений с неожиданными и стремительными рывками, моменты полной мышечной расслабленности с молниеносными мускульными вспышками.

Он не работает беспрерывно и напряженно, как Степанов, Соловьев, Ильин, и некоторые склонны обвинять его за это в недостатке прилежания. Это неверно. Он просто по-иному распределяет свою энергию, сосредоточивая ее в решающие моменты игры, в моменты прорыва, удара в ворота, последнего паса.

«Игра на скорости», возможная благодаря исключительной быстроте реакции, широко применяется Федотовым.

Вот он бежит с мячом своим мягким, стелящимся, кошачьим бегом к воротам противников. Полузащитник догоняет его, готовясь отнять мяч, он уже тянется ногой к мячу. И тогда Федотов без видимого усилия, неожиданно и стремительно делает бросок вперед, словно в мощном и мягко работающем моторе внезапно переключились скорости. Он сразу оставляет защитника позади себя.

На той же «игре скоростями» основана у Федотова обводка. Стремительно атаковать его, когда он ведет мяч, нельзя, – он просто отведет мяч в сторону, и защитник проскочит мимо. Надо выжидать. И Федотов приближается с мячом к защитнику и начинает обходить его, только слегка уклоняясь в сторону. Он ведет мяч так, что защитник все время лишь чуть-чуть не дотягивается до него. Так бегут они рядом, бегут быстро, и защитнику кажется, что быстрее Федотов бежать не может. Но стоит защитнику попытаться овладеть мячом, как Федотов снова «переключает скорость» и сразу оказывается впереди и вне пределов досягаемости.

Очень выразительны и пластичны движения Федотова, и поэтому так легко поддаются игроки на его финты.

Защитник нападает на Федотова, тот делает едва заметное движение корпусом, словно собирается броситься в сторону. И даже когда это происходит у самой линии и когда этот бросок вывел бы Федотова за пределы поля, защитник верит ложному движению, следует за ним и открывает путь к середине поля, к воротам. Так забил Федотов первый мяч в игре «Спартак» – баски, обойдя знаменитого Силаурена.

Удары Федотова недостаточно разнообразны. Такое утверждение в отношении самого опасного нашего среднего нападающего, лучшего «забивателя» мячей, может показаться парадоксальным. Однако это так. Федотов не применяет удар серединой подъема. В большинстве случаев он пользуется только ударом внешней стороной подъема.

Но в каждом матче Федотов десятки раз доказывает, как важно в современном футболе с его стремительным темпом и «закрыванием» игроков вплотную не просто владеть ударом, а владеть им в самых трудных и неудобных положениях, уметь применять его молниеносно с воздуха и полулета, направлять мяч без малейшей задержки под любым углом, стоя лицом, боком или спиной к воротам. И это поразительное искусство в значительной степени искупает недостаточное разнообразие федотовских ударов.

Есть много игроков, блистающих всевозможными ударами на тренировках, но очень редко забивающих мячи в игре. Им просто не дают ударить. Но попробуйте помешать ударить Федотову! Из каких трудных и неудобных положений умудряется он посылать мяч в сетку! И удары его обладают самым страшным для вратарей свойством – неожиданностью.

То же самое можно оказать о том, как Федотов играет головой.

Никого в команде не «держат» так крепко и вплотную, как среднего нападающего. Никого из средних нападающих не «держат» так, как «держат» Федотова. Его «держат» вдвоем, втроем, следуя за ним по полю, как тень, и все же, глядя на него, всегда кажется, что он играет свободно, что его не «закрыли», что приставленные к нему защитники плохо справляются со своей задачей.

Он уходит от опеки не только неожиданностью и стремительностью своих бросков, но и поразительно тонким выбором места и предвидением хода игры.

Присмотритесь к нему, когда игра идет далеко, на другой части поля. Федотов не спеша, как бы случайно перемещается, меняет позицию. Мяч перешел к полузащитнику его команды, и Федотов снова меняет свое положение на поле. Атака развивается, мяч уже на краю нападения, внимание всей защиты привлечено к мячу, а Федотов по-прежнему медленно бродит где-то на отлете. Но вот мяч послан в центр, и оказывается, что Федотов находится именно там, где это нужно, чтобы наилучшим образом использовать малейшую ошибку защиты. Короткий рывок, и Федотов оказался с мячом у ворот на долю секунды раньше, чем ближайший к нему защитник, и этой доли секунды достаточно, чтобы диск на указателе забитых мячей повернулся, показывая следующую цифру.

Никогда, даже при прорывах с мячом к воротам, Федотов не прибегает к силовой игре, к прямому использованию своей силы и веса, как это – вполне закономерно – делают, например, Семенов и Соловьев.

Игрок отнюдь не «таранного» типа, Федотов наиболее «неудержим» из всех наших средних нападающих. Однако он совмещает в себе игрока прорывающегося с игроком, лидирующим нападение, игрока, завершающего атаку, с игроком, создающим атаку для своих партнеров.

Его распасовка так же остра, точна и быстра, как его индивидуальная игра. На середине поля Федотов всегда комбинирует длинным и сильным пасом. Обычно он сразу, одной передачей выводит партнера к штрафной площади противника, тем самым придавая атаке опасную стремительность.

К короткой пасовке Федотов прибегает лишь вблизи ворот, когда надо дать возможность партнеру ударить в ворота.

В игре Федотов не связан никакими трафаретами. В зависимости от обстановки он может брать завершение атаки на себя, или предоставлять это партнерам, играть впереди или позади полусредних, менять место, уходя подчас на край, или оставаться все время в центре.

Быстрота и неожиданность рывков, владение мячом во всех положениях без малейшей задержки, правильный выбор места и точность распасовки ведут к тому, что всякий раз, когда Федотов непосредственно вступает в игру, темп ее удваивается, и атака сразу приобретает остроту и целеустремленность.

И эта особенность – стремительность темпа и острота – есть, быть может, то главное в игре Федотова, что следует выделить, что является как бы синтезом всех качеств этого выдающегося игрока.

Федотов играет безупречно корректно, лишний раз доказывая, что грубость в футболе нужна только тем, у кого нет настоящего искусства.

Федотов молод, перед ним долгий спортивный путь, и мастерство его достигнет еще большего расцвета. Но и сейчас уже он занимает в нашем футболе особое положение. На его примере надо учиться молодым игрокам. И учиться надо не только его футбольному искусству, но и корректности, скромности, упорной работе над собой и тому товарищескому отношению к партнерам по команде и к противникам, которое снискало Григорию Федотову уважение и любовь в среде футболистов и у миллионов любителей этой игры.

О ком или о чем статья...

Федотов Григорий Иванович