«Огонёк», 22.05.1946
На юге уже давно пропели судейские сирены. Сперва это были призывы к началу тренировочных, учебных, товарищеских схваток на зелёном поле. Потом в Тбилиси свисток судьи возвестил об официальном начале футбольного сезона. Вскоре начался обратный весенний перелёт футболистов в свои родные города, и 3 мая на московском стадионе «Сталинец» столичные болельщики с жаром, не остывшим за зиму, следили за первым в Москве матчем в розыгрыше первенства СССР по футболу за 1946 год.
Словом, друзья, началось!.. Подняты флаги на призматических башнях нашего любимого стадиона у Петровского парка, поверх вчерашних афиш концертно-театрального сезона наклеены свежие афиши с крупно набранным словом «Футбол», от которого сердце в груди каждого болельщика трепещет, как мяч в сетке ворот, и споры, споры, прогнозы слышатся везде, где сходятся вместе не менее двух приверженцев футбола.
Если вы вслушаетесь в эти споры и толки, вы сами убедитесь, что чаще всех других упоминаются два имени: Якушин и Аркадьев, Аркадьев и Якушин. Не ищите в час игры этих двух популярных спортсменов на пространстве между двумя воротами. Оба они, и Аркадьев и Якушин, во время матча находятся за пределами поля. Если вы уже бывали на матчах, в которых играли команды «Динамо» или ЦДКА, то вы видели у ворот, за сеткой чуточку долговязую фигуру очень высокого человека в кепке.
Слегка наклонившись вперёд, он напряжённо, зорко и неотступно следит за всеми перипетиями игры, и иногда незаметный жест или негромкое замечание вдруг производит значительные перемены на поле. Это Михаил Якушин, заслуженный мастер спорта, тренер московской команды «Динамо», чемпиона СССР по футболу за 1945 год.
А за воротами на другом конце вы, верно, заметили коренастого человека в шляпе, широкоплечего, спокойного, критически присматривающегося к игре. Это Борис Аркадьев, тоже заслуженный мастер спор та. Он тренирует команду ЦДКА, обладателя футбольного Кубка СССР за 1945 год.
Тренер футбольной команды – фигура, на первый взгляд, незаметная, как бы остающаяся в тени. Публика на стадионе аплодирует вратарю, геройским броском защищающему свои ворота. Зрители бурно восторгаются эффектным прорывом форвардов, штурмующих ворота противника. Более тонко разбирающийся зритель умеет по достоинству оценить надёжную работу защитников, неутомимость и тактические ходы полузащитников команды. Но только истый болельщик знает по-настоящему, кому обязана футбольная команда стойкостью защиты и энергией нападения. Болельщик, подлинный ценитель футбольного мастерства, понимает, что одиннадцать человек, действующих на поле, всеми ударами своими, внезапными перемещениями, хитроумными комбинациями осуществляют то, что было выучено в тренировочных залах, разработано в кропотливых занятиях с мячом на поле, обсуждено в длительных беседах с тренером.
Тренер – режиссёр футбольной команды, ответственный редактор игры, выправляющий ошибки своих питомцев, прививающий им верный и единый стиль, «верстающий» свою команду перед «выпуском в свет» с таким расчётом, чтобы каждый из одиннадцати участников игры мог проявить себя наилучшим образом. Конечно, не все игроки равны по силе даже в самом слаженном, искусно подобранном коллективе. Дело тренера – так расставить игроков, чтобы сильные стороны одного восполняли слабые стороны другого.
Прошлогодние выступления наших лучших футбольных команд за рубежом, их триумф определили наиболее показательные черты советского футбола. Спортивный мир Европы единодушно признал, что такие команды, 'Как «Динамо», ЦДКА и другие, успешно выступавшие на стадионах Европы, – это команды нового, грозного и остроумного тактического стиля, сочетающегося со стремительной маневренностью. Знатоки футбола, игроки и тренеры крупнейших профессиональных клубов Великобритании были озадачены рядом тактических новинок, которые продемонстрировали наши динамовцы. Сильнейшие команды Югославии, имеющие широкий международный опыт, должны были уступить нашим армейским футболистам, сумевшим в непривычной обстановке, на снегу и на грязи, блестяще разыгрывать комбинации, сбивающие с толку противника.
Естественно, что футбольный сезон 1946 года сулит немало интереснейших матчей, в которых мы увидим столкновения лучших тактических систем советского футбола, уже проверенных во встречах с прославленными европейскими командами. Предстоит жестокая борьба между двумя знаменитейшими командами страны – «Динамо» и ЦДКА. Обе они обогащены свежим международным опытом, располагают прекрасным составом игроков и великолепными тренерами. Потому болельщики ещё задолго до начала сезона начали поговаривать о предстоящей «дуэли»: Якушин – Аркадьев. У каждого из них есть свои излюбленные методы воспитания, изобретательно найденные приёмы борьбы на футбольном поле, свой, особый стиль. И Якушин и Аркадьев – сами первоклассные спортсмены. Якушин долгое время был одним из самых сильных футбольных форвардов в стране. Высокий класс и разностороннее мастерство Аркадьева также хорошо известны.
Противники считают Якушина хитрецом. «Ох, Михей уж наворожит что-нибудь», – говорят футболисты, готовясь к игре против московского «Динамо». «Михей – великий комбинатор», – соглашаются и противники и сторонники якушинского стиля. Действительно, Якушин создал и разработал хитроумный комбинационный стиль. Он щедр на выдумки, которые путают все карты противника. Смелое и неожиданное перемещение игроков нападения во время атаки, отказ от зональной: системы, при которой игроки прежде «держали своё место» на поле, обманные тактические ходы, финты, строжайшая взаимоподдержка всех линий команды – вот стиль динамовцев, выработанный под руководством Якушина. Англичане по достоинству оценили этот стиль и немало писали о нем после блестящих игр московского «Динамо» в Лондоне, Кардифе и Глазго.
Якушин ценит кропотливый расчёт в подготовке к матчу. Он позаботился о том, чтобы все линии команды были одинаково сильны. «Динамо» – команда единого стиля, приблизительно ровная по силе всех игроков. Трудно выделить у них «фаворита». Зарекомендовал себя настоящим «тигром» молодой вратарь Хомич, своеобразно и тонко играет крепкая защита, не знают устали в разнообразно проводимых комбинациях полузащитники, напористы края нападения, гибка в атаках центровая тройка.
Динамовцы провели прошлогодний сезон на первенство очень ровно. Они упрямо и неотвратимо восходили на вершину, сметая с дороги одну команду за другой. Они проиграли лишь один матч ЦДКА, когда этот проигрыш уже не мог отразиться на конечном результате: знамя чемпиона было им уже обеспечено и команда перестраивалась для игр на кубок.
Но Кубок СССР достался не динамовцам… Почётным призом завладели армейские футболисты. Команда ЦДКА во время розыгрыша первенства шла по пятам за чемпионом, отстав от него лишь на одно очко.
ЦДКА – команда агрессивного, наступательного стиля. Здесь больше всего любят натиск, штурм, сокрушающий удар. Внимательно и разносторонне тренируя свою команду, вдумчиво строя план предстоящего матча, Аркадьев в то же время ценит вдохновение, порыв, смелую удачу, окрыляющую весь коллектив.
«Мы провели сезон 1945 года, может быть, не так ровно, как динамовцы, – говорил Аркадьев во время беседы с московскими журналистами, – но у нас были подлинные взлёты, которыми динамовцы не могут похвастаться».
И верно, кто не помнит, например, в каком великолепном, разгромном стиле выиграл ЦДКА у ленинградского «Зенита», за год до этого овладевшего кубком в решающем матче с армейскими футболистами. Но в то же время ЦДКА порой едва сводил вничью матч со значительно более слабой командой.
Аркадьев создал пятёрку нападения, неизменно в течение многих лет возглавляемую Григорием Федотовым. Эта пятёрка может считаться сильнейшей в СССР. Уже наличие таких грозных форвардов, как Федотов и Бобров, обладающих искусством внезапного рывка, безошибочного выхода на ворота и снайперским ударом, ставит нападение ЦДКА вне конкуренции. Но тут возникает некоторая опасность: вся команда может привыкнуть к игре «на фаворита». Мы помним, что долгое время почти все комбинации нападения ЦДКА строились таким образом, чтобы в итоге их Федотов был «открыт» и получил возможность нанести завершающий удар. Иногда эта система оборачивалась против команды. Противник плотно прикрывал Федотова, к нему приставляли специальных «гувернанток», которые весь матч ни на шаг не отходили от опасного форварда. А если Федотов отсутствовал или по болезни играл не в полную силу, то атаки у ЦДКА, как правило, не получались…
После прихода в команду ЦДКА такого прекрасного форварда, как Бобров, нам приходилось наблюдать подобную же систему игры, приводившую подчас к таким же срывам.
Но мы помним, что в сезоне 1945 года армейские футболисты, искусно подготовленные Аркадьевым, сумели в трёх встречах дважды обыграть динамовцев. Сторонники «аркадьевского» стиля могли торжествовать вовремя финального матча на «Кубок СССР», когда футболисты ЦДКА играли с подлинным вдохновением. Аркадьев сумел построить игру так, что нападение динамовцев оказалось частично парализованным. А когда наступил критический момент матча и динамовцы, не сумев забить одиннадцатиметрового удара, заметно пали духом, игроки ЦДКА показали подлинный творческий взлёт, к которому их готовил Аркадьев.
Скоро мы увидим на зелёном поле новую схватку «алых» с «бело-голубыми». Кто из них победит? Кто завладеет почётным званием чемпиона СССР? Кто примет в свои руки хрустальный кубок, оправленный в серебро?
И динамовцы и армейские футболисты уже попытали боевое счастье на полях 1946 года. Динамовцы уже дважды испили чашу огорчений, проиграв тбилисским одноклубникам и московскому «Торпедо». Футболисты ЦДКА начали сезон весьма успешно. Но и бело-голубым и алым предстоит ещё не мало испытаний.
И может быть, совсем иного цвета футболка будет у капитана команды, который пройдёт по дорожкам стадиона «Динамо», развернув над собой желанное знамя чемпиона. Готовятся к боям и другие команды, и среди них немало достойных высокого звания. Но как бы ни разыгралась борьба на зелёных полях, «дуэль» Якушина и Аркадьева будет одной из самых интересных в сезоне.