«Огонёк», 02.1958
Кому бы ни симпатизировал зритель, он всегда с уважением встречал выход на поле футболистов команды ЦДКА. Они представляли Советскую Армию. Уважение было завоевано также отличной коллективной игрой, высокой спортивной культурой, дисциплинированностью, мастерством каждого игрока.
Но вот уже несколько лет армейские футболисты разочаровывают зрителя, вызывают огорчение, чувство досады. Кажется, что команду подменили. Исчезло многое, что было приобретено длительной и тщательной тренировкой и воспитанием.
Вспомним прошлое.
С 1944 года команду тренировал заслуженный мастер спорта Борис Андреевич Аркадьев. Разносторонне образованный человек, хороший педагог и воспитатель, практик и теоретик, он очень много сделал для команды. Чем отличалась игра армейцев от игры других коллективов? Футболисты ЦДКА были отличными техниками, прекрасными тактиками и хорошими атлетами.
Поиски новых методов тренировки, новой тактики, новых форм воспитания требовали длительного времени и экспериментов.
Достигнутое поднимало команду на новую ступень мастерства.
– Не следует думать, – говорит Аркадьев, – что коллектив – это собрание игроков, даже очень хороших; это прежде всего собрание людей, ясно понимающих задачи, воодушевленных волей к победе, чувством ответственности за общее дело, умеющих отдавать себя целиком ради этого общего дела.
С чего это начинается? Хороший воспитатель должен уметь привить вкус к труду, к тренировочным будням, охватывающим весь строй чувств человека. Это не делается с кондачка: раз-два – и команда готова. Требуется время, требуется длительная, кропотливая работа тренера. Но вот создан коллектив. После этого вновь начинается работа с каждым футболистом.
Понятие «коллективность» требует расшифровки. Некоторые тренеры и теоретики, например, утверждали: мы играем коллективно, мы играем в пас, это, мол, и есть коллективность.
– Да, – отвечал Аркадьев, – основа игры – пас, но предать забвению важнейший компонент игры – обводку, «дриблинг», – значит упрощать коллективность. Если обводка в этот момент была действительно единственно целесообразным приемом, то, конечно, неверно называть обводку индивидуальной игрой. Игрок, применяющий обводку с пользой для своей команды и в соответствии с общим тактическим планом ее игры, действовал в пользу коллектива.
Каждый игрок команды ЦДКА играл артистично и разнообразно, умел быть тактиком, применять силовую игру, разрешенную правилами. Эти качества воспитал Аркадьев в каждом футболисте.
Постоянные поиски нового дали весьма важные для развития нашего футбола результаты. Стоит вспомнить: «сдвоенный центр», «атакующий полузащитник», обработка мяча в «одно касание», «усиленный край». Все это было введено и творчески освоено командой ЦДКА и ее тренером.
Весьма важным Аркадьев считает общее интеллектуальное развитие спортсмена. Чем выше общая культура спортсмена, тем ощутительнее результаты игровые. Взаимоотношения воспитателя и воспитуемых строятся на дружбе, товариществе в сочетании со строгостью, откровенностью, без панибратства, амикошонства и ложного демократизма.
Известное высказывание В. И. Немировича-Данченко: «Режиссер умирает в актере» – можно по аналогии применить к тренеру, сказав, что тренер умирает в игроке. Однако нельзя упрощенно понимать эту мысль. Замысел тренера не умирает в футболисте, а получает зримое выражение в самой игре.
Педагог-тренер должен уметь находить новых талантливых спортсменов. Этим ценным качеством в полной мере обладает Аркадьев. Стоит вспомнить, что он работал с такими талантливыми спортсменами, как Федотов, Гринин, Николаев, Никаноров. В составе ЦДКА каждый год появлялись молодые способные игроки: Демин, Бобров, Водягин, Чистохвалов, Башашкин, Нырков, Петров, Елизаров и другие. Люди эти воспитывались исподволь, без крикливости и поспешного возвеличения, ибо панегирические статьи о молодых спортсменах вредны и мешают их росту, мешают и тренеру и команде. Вот почему воспитанию скромности футболистов Аркадьев придает большое значение.
Все это мы вспомнили в связи с тем, что Аркадьев после некоторого перерыва вновь приглашен тренировать армейскую команду.
Недавно мне пришлось присутствовать на занятиях команды ЦСК МО. Тренер нелицеприятно вскрывал ошибки каждого игрока, откровенно и доказательно, но с прямотой говорил и о достоинствах. Каждая ошибка анализируется, находятся ее причины, указываются пути ее преодоления.
Мы смотрим игру армейцев со сборной командой гарнизона. Я впервые вижу молодого спортсмена А. Двоенкова, о котором уже успел прочесть в нескольких газетах немало хвалебных строк. Откровенно признаюсь: было обидно за некоторых моих коллег – спортивных корреспондентов, которые так поспешно и легкомысленно расписали достоинства молодого спортсмена. Это игрок с хорошими физическими данными, рослый, крепкий. Но над ним надо еще очень много работать, по существу, начинать с азов, нужно ему самому еще трудиться и трудиться. А там видно будет.
Я недоуменно смотрю на Аркадьева и говорю:
– Это еще очень-очень неготовый футболист.
Аркадьев разводит руками и иронически улыбается:
– Вот видите, а ваши коллеги уже расписали! Но будем работать. Привьем вкус к будничной работе, к скромности, к труду. Мы армейский коллектив, это нас ко многому обязывает.
Итак, Аркадьев вновь тренирует свою любимую команду. Болельщики ждут ее успешных выступлений, и они имеют все основания надеяться, что их ожидания оправдаются.
О ком или о чем статья...
Аркадьев Борис Андреевич