Войти

«Спортивные игры», 01.05.1965

С мячом он познакомился, разумеется, гораздо раньше, чем с мечом. Это, наверное, в крови у каждого мальчишки, даже только начавшего ходить, – пхнуть ногой круглый резиновый шар. А когда мальчишка взрослеет, это естественное желание перерастает уже в любовь к футболу, погасить которую почти невозможно.

Так случилось и с Юрой Нырковым. У него рано определились футбольные способности. Московский школьник играл в команде стадиона Юных пионеров – честь, которой в ту пору удостаивались немногие. Что ему больше всего запомнилось из его предвоенной спортивной биографии? Несомненно, матч с испанцами. В 1937 году в Москву приехала большая группа маленьких сынов героического народа. Все они были страстными поклонниками футбола. Вот и решили устроить матч испанских и московских ребят. Им предоставили самое знаменитое тогда поле центрального стадиона «Динамо». В команде московских школьников играл Юра Нырков. Было ему всего 13 лет. А четыре года спустя ему пришлось взять в руки меч. Правда, это был на первых порах мирный меч: лопата, кирка, заступ. По путевке комсомола Нырков 30 июня 1941 года – на девятый день войны – отправился на строительство оборонительных рубежей. Он копал противотанковые рвы под Вязьмой до октябрьского наступления немцев. То была нелегкая работа, но Нырков был горд: он чувствовал себя солдатом. И это чувство привело его в артиллерийское училище, а затем в чине младшего лейтенанта – на фронт. Шел тогда июль сорок третьего.

Юрий Нырков попал в полк самоходной артиллерии (новый для того времени вид оружия) и был назначен командиром взвода боепитания. Порученное ему дело может показаться относительно несложным и относительно безопасным. Но что на войне безопасно? Задачей командира взвода было загружать боеприпасами самоходки. Но загружать-то их приходилось непосредственно на огневых позициях. Трижды в пути на позиции в одной кабине рядом с командиром гибли водители. А его судьба миловала. Даже когда ему приходилось заменять выбывших из строя командиров самоходок (а это случалось не раз) и самому вести машины в атаки.

– И не поймешь, как это меня ни разу не зацепило, – смеется Нырков.

Сейчас, конечно, легко смеяться.

Командир взвода начал свою военную биографию в боях на Калининском фронте. Потом были Никополь, Корсунь- Шевченковская операция, сражения в Польше, Померании. Остался позади Штеттин, полк перебросили под Кюстрин. И отсюда уже лежал прямой путь на Берлин. Там полк и финишировал.

Юрий Нырков уже и забыл, что существует на свете такая приятная штука – мяч. Но в Берлине вспомнилось. Он играет на зеленом поле в сборной своего полка, затем в сборной дивизии, корпуса, армии и, наконец, в сборной группы советских войск в Германии. Весь этот головокружительный путь на футбольном поле Юрий проделал всего за один год. А в сорок седьмом году Ныркова переводят в ЦСКА. Вскоре зрители увидели его на поле в алой футболке.

Партнерами левого защитника справа были Иван Кочетков и Виктор Чистохвалов. Позади в воротах стоял Владимир Никаноров, впереди играли – Анатолий Башашкин, Алексей Водягин, Алексей Гринин, Всеволод Бобров, Григорий Федотов, Валентин Николаев, Владимир Демин. Могучая армейская когорта, игра которой оставила ярчайший след в истории отечественного футбола!

Нырков играл цепко, быстро, самоотверженно. Как и воевал. Заслуженный мастер спорта Алексей Парамонов вспоминает сегодня:

– Ох, и трудненько было его пройти. Точно танк на пути стоял.

Боевые подвиги Юрия Ныркова правительство отметило орденами Отечественной войны I и II степеней и еще восемью медалями.

Его успехи на футбольном поле отмечены двумя золотыми медалями чемпиона СССР.

Как футболист мастер спорта Нырков, и покинув поле, не утратил любви к мячу.

Как офицер наших Вооруженных сил подполковник Нырков продолжает крепко держать в руках меч.

Ильин Б.

О ком или о чем статья...

Нырков Юрий Александрович