Войти

Начнем, как всегда, с капитана…

«Футбол», 14.08.1966

33 матча за сборную команду страны провел Альберт Шестерней. Впервые футболку с буквами «СССР» на груди он надел 22 сентября 1963 года в матче со сборной Венгрии, а в апреле этого года – накануне матча со сборной Австрии – его избрали капитаном сборной.

После чемпионата мира в редакцию «Футбола» поступают письма наших читателей с просьбой рассказать об игроках нашей сборной. Корреспонденты встретились с участниками чемпионата. Первое слово, как всегда, – капитану, офицеру Советской Армии Альберту Шестерневу.

– Редакцию спрашивают: верно ли, что Шестернев на чемпионате выполнял роль «чистильщика»?

– Это не совсем так. В командах Италии, Венгрии. ФРГ было по три форварда, и могло создаться впечатление, что четвертый наш защитник (тут имеют в виду главным образом меня), мол-де, может быть назван «чистильщиком». Но в действительности все обстояло иначе.

На чемпионате наша команда осталась верна своей годами наигранной системе игры в защите. Но кто-то из нашей четверки – чаще всего я – оказывался в некоторых матчах свободным от необходимости опекать какого-либо форварда противника; В таком случае на долю этого свободного игрока (между прочим, иногда в этой роли оказывались или Пономарев или Данилов) выпадала задача страховать опасную зону.

– Стало быть, на чемпионате шло единоборство трех нападающих с четырьмя защитниками, причем так называемый свободный игрок, в отличие от «чистильщика», мог-сыграть против любого футболиста противостоящей команды?

– Конечно.

– Быстро ли вы освоились с такой весьма своеобразной расстановкой защитников?

– Перед чемпионатом мы, как известно, провели немало встреч с соперниками равных рангов. Й почти все, будь то команды Данин – или Голландии. Австрии или Швейцарии, против нашей четверки вели единоборство тремя форвардами. Таким образом, это не было для нас сюрпризом. Смею утверждать, что какими бы способами атаки ни пользовались наши соперники, неизменно стержнем обороны советской команды оставались два центральных защитника. Взаимостраховка и взаимодействие с крайними защитниками существовали по-прежнему.

– Все ли команды так же строили оборону?

– Аналогичной с нами системы придерживались лишь англичане. Но надо сказать, что они использовали малейшие возможности для атаки: в наступление подключались, кроме полузащитников, и защитники. Это Коэн и Уилсон, полузащитники Р. Чарлтон и Стайлз,

– Читатели «Футбола» помнят ваше выступление на страницах нашего еженедельника в апреле этого года (№ 18). Тогда вы высказали свои соображения об игре центральных защитников. Интересно, много пришлось бы сейчас изменять в том материале?

– Собственно говоря, нет. Лишь обратил бы внимание моих коллег на то, что им следует чаще подключаться в атаку; Лучшие центральные защитники на чемпионате стали больше помогать в организации атак. А то было время, когда тренеры предостерегали нас: «Поменьше увлекайтесь атакой!» Времена меняются, Стоит ли говорить лишний раз о том, что центральные защитники в современном футболе – это быстрые, высокотехничные игроки с высокой стартовой скоростью.

– Коль скоро мы затронули вопросы тактики, расскажите о форме нашей атаки.

– В цифровом выражении наше тактическое построение, наверное, следует обозначить, как 1+4+3+3+3.

Третьим полузащитником был Хусаинов. Впрочем, его действия все-таки не были типичными для хавбека в прежнем представлении. Он играл чуть сзади форвардов, освобождал место на левом краю, нуда открывался Банишевский, Сам Хусаинов в то же время принимал участие в атаке на месте центрального нападающего.

Много смещался в центр Численно. Зато Малофеев, наоборот, старался уйти на край и тем самым освободиться от опеки центрального защитника.

В результате частых перемещений, наши, нападающие не раз успешно запутывали защиту соперников. Во всяком случае форварды сравнительно свободно принимали мяч.

Как правило, на острие атаки оказывались чаще других Банишевский и Численно, Малофеев играл немного сзади.

– Какой матч с участием нашей команды вам запомнился больше всего?

– С Венгрией.

– Почему?

– Венгры – наши давние соперники. Мы хорошо знаем их сильные и слабые стороны. Казалось бы, нам нетрудно будет выработать план игры с венгерскими футболистами. Но на чемпионат прибыла по существу новая команда, хорошо подготовленная, кстати, незадолго до встречи с нами с блеском победившая бразильцев.

В первом тайме сборная СССР имела полное преимущество. Наши форварды наступали широким фронтом. Мяч, забитый в самом начале игры Игорем Численно, придал ребятам дополнительную энергию. Да и второй тайм… как будто не предвещал нам никаких серьезных испытаний. Сразу же после перерыва Валерий Паркуян забил второй гол.

И вот при счете 0:2, когда венграм терять было нечего, они решили дать бой и доказать, что не без основания мечтали о финале, а может быть и о «Золотой богине». С 55-й до 80-й минуты на наши ворота обрушился штурм, подобного которому за последнее время я не помню. Любой из защитников нашей команды на отлично выдержал в тот день труднейший экзамен.

У ворот советской команды возникло немало драматических ситуаций. В непосредственной близости от ворот промахнулся Ракоши. А помните эпизод с участием Месэя? Самоотверженный бросок Паркуяна под удар спас команду.

– Как вы расцениваете игру Яшина против венгерской команды?

– Я считаю, что это было одно из лучших его выступлений вообще. Особенно мне запомнился эпизод, когда Яшин парировал на угловой сильный удар Фаркаша.

– Четвертое место, занятое сборной командой СССР на чемпионате мнра, – несомненное достижение. Благодаря чему оно стало возможным?

– У нас подобрался хороший, дружный коллектив, включавший таких игроков высокого международного класса, как Яшин и Воронин. Мы стали грамотнее в тактическом отношении.

Ребята отдали все силы матчам. Достаточно назвать Сабо. Сейчас он надолго выбыл из строя. А ведь если бы Сабо сразу же после полученной травмы покинул поле, он, наверное, мог бы значительно раньше возвратиться в киевское «Динамо». Но он об этом не думал, отстаивая интересы сборной.

– Кстати, что произошло с вами в матче со сборной Венгрии?

– Врачи констатировали ушиб плеча и ключицы. Сейчас Ане прописан курс специального лечения.

– Когда думаете возвратнться в строй?

– Собираюсь выйти на поле 27 августа, когда армейцы встретятся со столичными спартаковцами.

– Удовлетворены ли вы игрой своих партнеров по обороне?

– Да. Наиболее ровно провел чемпионат Пономарев. Очень удачно выступил против итальянцев Хурцилава, он наглухо выключил Маццолу.

Не могу не отметить великолепного мастерства Льва Яшина. В канун чемпионата мира он был не совсем здоров, и мы боялись, сможет ли наш лучший вратарь Стать в ворота. Но всё обошлось благополучно, и Лев «вновь занял свой пост. Играл он просто блестяще, и меня удивляет, что при составлении символической сборной мира ему не нашлось в ней места. Вероятно, не я один так думаю: Мексиканская федерация специальным призом отметила нашего вратаря.

Не могу не отметить тех, кто готовил наши победы. В первую очередь я имею в виду тренеров Николая Петровича Морозова и Юрия Васильевича Золотова. Мы, игроки были благодарны и тем, кто врачевал нас и массировал. Это врач Александр Сигал, массажисты Анатолий Морозов и Олег Соколов.

Пользуясь случаем, хочу выразить, как капитан, от имени сборной большое спасибо всем болельщикам. Мы получали сердечные напутствия со всех концов нашей страны, от пограничников с далеких застав, от экипажей морских торговых судов, бороздящих воды морей и океанов. Всем вам, товарищи, большое спасибо.

Могла ли наша команда выступить сильнее?

– Несомненно. Мы потеряли такого очень нужного нам игрока, как Сабо. Дорого нам обошлось удаление Численно. Против западногерманских футболистов из-за травмы я сыграл хуже обычного. Против португальцев по разным причинам мы вынуждены были выставить пять новых футболистов, а это не могло не сказаться на боеспособности команды.

– В чем вы видите условия дальнейших успехов сборной?

В более гибком понимании игры, в умении вовремя перестраиваться по ходу матча, иначе говоря, обнаруживать сильные и слабые стороны соперников. Конечно, нам следует еще больше повысить техническое мастерство.

– Что могли бы вы сказать об играх чемпионата как зритель?

Зрителем я был трижды – на игре нашей команды с португальцами (из-за травмы), да на полуфинале и финале, которые мы посетили все вместе. А с другими матчами знакомился у телевизора. Запомнились острота, а временами драматизм ситуаций в матче Венгрия – Бразилия. В этой встрече приятно было любоваться высоким индивидуальным мастерством ряда футболистов.

На предыдущем чемпионате я был включен в заявку, но не провел ни одной игры. Так что тогда я, как зритель, видел значительно больше. Могу смело сказать, что в зрелищном отношении игры английского турнира были, лучше, нежели матчи в Чили.

– Что вы можете сказать о новых чемпионах мира?

– Команда Англии не имела такого явного преимущества, как, скажем, бразильцы в Чили, но она победила достойно. Это хорошо слаженный коллектив с ровно укомплектованными линиями. Мне бросилась в глаза отменная физическая подготовка англичан.

– Кого бы вы отметили из игроков английской команды?

– Бобби Чарльтона с его быстрым пасом, Херста, великолепно играющего головой, Болла. Этот футболист проделывал необыкновенную работу, причем на самых разных участках поля.

– Могла ли иаша сборная что-либо позаимствовать у новых чемпионов?

– Быструю и точную передачу мяча, широкую игру с использованием флангов, правильное построение обороны, стремительные переходы из защиты в нападение и наоборот. Футболисты Англии, подобно хоккеистам, старались за счет наращивания темпа запереть соперников на их половине поля и умело расшатывали оборону.

Но любая копия хуже оригинала. Все зависит от исполнителей. Поэтому нам не стоит слепо копировать англичан.

– Последний вопрос. Как отразятся ваши выводы об итогах чемпионата мира на игре команды ЦСКА?

– О, это трудный вопрос! Он скорее должен быть адресован тренеру. Но думаю, что мы с Володей Пономаревым сможем быть полезными Сергею Иосифовичу Шапошникову в том смысле, что армейцы Москвы почерпнут кое-что новое из опыта чемпионата мира.

О ком или о чем статья...

Шестернёв Альберт Алексеевич