Войти

Валерий Величко: «Эта непонятная игра»

«Футбольный курьер», 05.02.1992

В самом конце нашего сезона прозвонился Непомнящий. Рассказал освоен техническом директорстве в команде «Анкарагюджю», где Валерий Кузьмич, оставляя заботы об основной команде главному ее тренеру, занимается другими – юношеской, любительской и фарм-клубом. В занятиях этих он пытается найти потенциальных игроков для клуба, который, по идее и по контракту, ему со следующего сезона тренировать. Вакансий там, по его мнению, хватает, а вот с перспективным заполнением дело обстоит чуть похуже, и, в идеале, нужны бы иностранцы, что для не слишком богатого «Анкарагюджю» тоже встает в немалую проблему. Особенно необходим центрфорвард, по пожеланию хозяев – высокий, хорошо играющий головой, быстрый и мощный. «В принципе, подошел бы Гуллит, – грустновато улыбался в трубку Непомнящий. – А если из наших, то – Величко».

Если бы Величко услышал такое о себе с год назад, то, думаю, тоже бы лишь грустно улыбнулся.

Ибо, как им парадоксально, но даже у себя в Белоруссии он вовсе не был звездой республиканского масштаба, более того, играя в брестском «Динамо», за два сезона ни разу не стал лучшим бомбардиром команды, да и что это вообще, скажите, за нападающий, если он во второй лиге забивает девять мячей за два года?! И учтите еще, что нападающему этому не восемнадцать, а двадцать четыре, а в восемнадцать он не провел в том же Бресте ни одного полного матча, а играл строго по пятнадцать минут – именно на столько должен был тогда появляться в составе команды местный воспитанник по очередной управленческой директиве. Величко, мобилизованный исключительно для этой цели из райцентра Ивацевичи, появлялся так с сезон, и, не забив ни одного мяча, понял, что это тот футбол, который неизвестно кто первым назвал большим. И, порвав с иллюзиями, ушел со сверстниками в армию.

А вернувшись через два года, поигрывал в футбол малый – на первенство вузов, за пединститут. И лишь когда команда эта заявилась на участие в первенстве республики, Величко увидел тогдашний тренер брестского «Динамо» Людас Румбутис, и во второй своей попытке форвард порадовал тренера теми самыми девятью забитыми голами. И – оказался в Минске. Чем же он привлек Малофеева?

– Не знаю, – клянется Валерий. – Ну понятия не имею, что он во мне разглядел. Но звал так настойчиво и эмоционально, что я ему не сумел отказать, хотя по отношению к высшей лиге никаких иллюзий и не питал.

И в прошлом апреле, в Москве, можно было увидеть эмоционального Малофеева и индейски хладнокровного Величко. Первый во время матча с московским «Динамо», заступал за бровку, кричал своему застрявшему в центральном круге одинокому форварду, чтобы тот бежал назад, помогать защитникам, а тот, как казалось, с удовольствием и любопытством оглядывал стены и потолок манежа, в котором играл впервые в жизни. За первые сорок минут игры он почти не стронулся с места, и Малофеев уже готовил ему замену, как вдруг, в том же самом очерченном пространстве подхватил Величко оказавшийся на полмгновения бесхозным мяч, пробросил его сам себе на ход, и защитник олимпийской сборной Тетрадзе, а за ним и первой – Чернышев, оказались почему-то совершенно не у дел. Нет, они сначала попытались состязаться с Валерием в скорости, затем падали ему в ноги, пытались даже и сбивать, но он прошел их, не тратя усилий на отвлекающие маневры, в несколько длинных и мощных шагов и катнул мяч между ног Уварову, тоже вратарю сборной, когда между ними уже никого не была И, не высказывая особых восторгов по поводу только что сотворенного чуда, вразвалочку пошел назад, чтобы занять свое место в центральном круге. Малофеев, устало махнув рукой, присел тогда на скамейку. Гол тот «Футбольное обозрение» в лице Владимира Ивановича Перетурина признало лучшим голом месяца, и Величко сходу получил всесоюзную известность (Правда, сам форвард честно признал, что издеваться над Уваровым не собирался, а просто ударил низом и потом уже только увидел, куда же попал). Тогда же Владимир Иванович поинтересовался, не видел ли на поле Величко Стрельцова и, получив отрицательный ответ от человека, которому исполнилось два года в сезон ухода Стрельцова из большого футбола, сказал, что они по манере игры похожи, и пожелал скорейшего появления в рядах сборной. Тогда же мы услышали про десять с половиной секунд, за которые Величко одолевает сто метров.

Версия с секундами (пошедшая, как показало небольшое расследование, от Румбутиса), точного подтверждения не нашла. Сам Величко сказал мне, что вообще-то стометровку на время не бегал очень давно и скоро бежать не собирается, но думает; что все же будет помедленнее, чем десять с половиной. Но это, в принципе, не больше, чем затравка для легкоатлетов – важнее, что Величко бежит с мячом быстрее, чем любой игрок высшей лиги без него. Этого, однако, пока оказалось недостаточно, чтобы пророчество комментатора относительно сборной сбылось.

Свалившись на соперников из «второлижной» безвестности, Величко, при более тщательном рассмотрении, обнаружил, при всей своей сумасшедшей скорости, один просто удивительный недостаток – полное неумение при своих ста девяноста играть головой. Сам он, кстати, считает это позором и действительно очень серьезным пробелом – здесь Гуллит может пока не опасаться конкуренции с его стороны. И вторая странность – не обладающего поставленным пасом Величко очень часто тянуло в глубину поля, тогда как сменивший в ходе сезона Малофеева Вергеенко с не меньшим, чем Эдуард Васильевич, упорством призывал Валерия играть на другой позиции – только не сзади, а впереди, по последнему защитнику, благо скорость у него одинаково неуловима что стартовая, что дистанционная. Но Величко весь сезон неудержимо тянуло в центр поля.

Забил он в нем девять мячей, из них головой – лишь один, в игре с «Днепром». Причем после весеннего резвого старта, когда он успел чуть ли не в лучших бомбардирах лиги покрасоваться (чему, как мне рассказывали, безумно удивлялись в городе Бресте), был у Величко длительный безголевой период, когда общего со Стрельцовым, как многим стало казаться, у него была только привычка простаивать на поле. Тут же пошли разговоры о лености и зазнайстве, которые к концу сезона Валерий все же заглушил, вновь начав забивать. Причины спада, правда, он при случае может и объяснить.

– Когда меня спрашивали, почему я мало забивал в Бресте, я мог бы ответить, что средняя линия у нас была не самой сильной. И в Минске я на какое-то время потерял контакт с полузащитниками.

Величко, конечно, неординарный игрок, но и защитники высшей лиги все же недаром не в окрестностях Бреста играют. И достаточно быстро сообразили они, что если не дать этому парню разогнаться, а успевать атаковать его в момент приема, то убежит он недалеко и забьет немного. А пасы на свободное место Валерий мог бы получать в прошлом сезоне действительно почаще, за что Вергеенко не уставал ругать своих игроков средней линии. Но что делать, если диспетчера класса Прокопенко, Пудышева или Алейникова Бог сегодня минчанам не послал. С бомбардирами еще вчера тоже было весьма туго, но вот нежданно-негаданно под самым боком нашли, да какого.

Из новых партнеров Величко, по его словам, больше других сошелся с другим дебютантам – Жутой, с которым они почти весь сезон делили гостиничный номер, а в конце его получили по однокомнатной квартире и стали, выходит, полноправными жителями нынешней столицы нашего с вами Содружества. Предложение покинуть ее я, кстати, Величко от Непомнящего, будучи в Минске, передал, и тот ответил, что с удовольствием поиграл бы за границей под руководством тренера, которого очень уважает, но если тому нужны нападающие, умеющие играть головой, то он как раз не умеет. И здорово, конечно, что он котируется вторым за Гуллитом, но тот-то всю жизнь в футбол играет, а Валерий всерьез занялся им, получается, лишь три года назад. И до классического «девятого номера» ему очень и очень еще далеко, но этот сезон заставил его взглянуть на себя и на футбол совершенно по-новому, с оптимизмом, но и с грустью тоже – а вдруг он и раньше мог бы стрельнуть? Ведь скорость-то вроде всегда была при нем, и если бы тогда, в 84-м, в первый брестский сезон, в него бы поверили и был бы еще рядом человек, умеющий дать пас.

О ком или о чем статья...

Величко Валерий Сигизмундович