«Советский Спорт», 21.07.1995
Барселонский «Эспаньол» в последние годы был единственным клубом из стран «большой пятерки», за который выступали сразу четверо(!) российских футболистов. Однако сие приятное явление приказало долго жить в прошлом году. К началу нового сезона в этой команде остался лишь один полузащитник Дмитрий Кузнецов. Игорь Корнеев пошел, можно сказать, на повышение – в саму «Барселону» (хотя и выступал сначала в ее дубле), а Дмитрий Галямин и Андрей Мох поступили в распоряжение клубов рангом пониже – «Мериду» и «Толедо» соответственно.
К сожалению, а может, и к счастью, Кузнецов, которому в конце августа исполнится 30 лет, также вскоре покинул «Эспаньол» по причинам, мало завесившим от него.
Встретив Дмитрия на одном из последних матчей с участием ЦСКА, его родной команды, трудно было не удержаться поговорить с ним. Тем более, что по-настоящему наболело у него. И не только в связи с «Эспаньолом»…
– Дмитрий, что же все-таки произошло в этом испанском клубе?
– Как известно, я уже остался один из наших перед последним чемпионатом. И как-то весьма неожиданно узнал, что не очень-то нужны «Эспаньолу» мои услуги. В предсезонье один из местных миллионеров приобрел для него за свои деньги трех новых иностранцев. Он часто финансирует команду и дает премиальные, постоянно говоря: «У меня в жизни есть только две вещи – семья и «Эспаньол», больше ничего». А так как это «его» иностранцы, то они и должны играть всегда.
– Ну не только же из-за этого вам пришлось покинуть Барселону. Может, просто русские не устраивали руководство?
– Может, и так. Однажды я получил травму и тренировался, как мог. Но главный тренер Хосе Антонио Камачо сказал, что у меня нет ничего такого, из-за чего я не могу играть. Короче говоря, не доверял мне. И пошло-поехало. Камачо сам аннулировал контракт со мной, хотя тот был заключен до конца сезона. Так или иначе, но пришлось подыскивать себе новое «место прописки». Естественно, боссы «Эспаньола» не возражали. Несколько команд заинтересовались мной. Их представители как раз приехали в Барселону после окончания первого круга в декабре.
Но как назло, в регламент чемпионата Испании внесли в прошлом году новый пункт. Он гласил: «Игрок, сыгравший как минимум 5 матчей за один клуб первого дивизиона, не имеет права перейти в другой из этого же дивизиона». Я, к слову, именно столько раз и вышел на поле в составе «Эспаньола». То есть оставалось уехать в другую страну или заключить соглашение с командой из второго дивизиона.
– И кто же вошел с вами в контакт?
– Представители испанской «Лериды», лидировавшей тогда во втором дивизионе, а также швейцарского «Серветта», «Монако» и итальянского «Торино». Я решил перейти в «Лериду» и выступить в ней до окончания сезона.
– Как, вы отвергли предложения «Монако» и «Торино»?! Неужели не хотелось вам попробовать свои силы в чемпионате Италии, именующемся «малым мировым первенством»? А монегаски стабильно участвуют в еврокубках.
– На то были свои причины. Хотя те и давали неплохие деньги, я все-таки предпочел «Переду». Знаете, когда привыкаешь к одной стране, а провел я в Испании 4 года, то, думаю, нет смысла куда-то ехать. В другом случае надо все менять, срываться с насиженного места, учить заново язык. Опять сперва чувствовать себя глухонемым мне не хотелось. А если, не дай Бог, что-нибудь случится, травма или еще чего-то такое, проблемы, конфликты с игроками, то, естественно, пришлось бы искать новую команду. Опять нервы, трата времени…
– Как все-таки правильно называется ваша команда?
– Вы знаете, в Каталонии говорят совсем по-другому, чем во всей Испании. Там ее называют «Йеида». Но по-русски, думаю, точнее будет «Лерида». Каталония вообще, кстати, как государство в государстве. Когда «Барселона» и «Эспаньол» играют на выезде, то возникает немало проблем. Каталонцы не относят себя… к жителям Испании.
– Каковы были условия вашего «переезда» всего на 150 километров?
– Самые простые. Руководство «Эспаньола» не хотело громких скандалов, хлопот и выполнило все мои требования. Или я остаюсь в Барселоне и получаю причитающиеся мне деньги до копейки, или они выплачивают их до конца сезона, но я уже защищаю цвета другого клуба. Здесь эспаньольцы молодцы, это безусловно.
– «Лерида» заняла третье место во втором дивизионе и вместе с «Саламанкой» провела по 2 переходные встречи со «Спортингом» и «Альбасете» соответственно. «Мерида» же с «Райо Вальекано» чисто перешли в первый дивизион. Как прошли те поединки? Ведь, как говорят, Игорь Ледяхов, выступающий за «Спортинг», «похоронил» ваш клуб, забив во второй игре гол и сделав точную передачу, когда хихонцы вырвали победу за 15 минут до конца (3:2).
– У нас, скажу, были неплохие шансы одолеть «Спортинг». Он проиграл в первенстве все, что только можно, и имел последнюю возможность сохранить прописку в первом дивизионе. И использовал ее. В первом поединке дома – 2:2. Через неделю в Хихоне игра была равная. Но нам не повезло.
– Как Ледяхов?
– Скажу, что он стал настоящим лидером в своем клубе. У него функции – действовать под нападающими, и, естественно, с Игоря в какой-то мере снимаются оборонительные обязанности. Ледяхов – это тот человек, который движет всей командой.
– Покинули «Эспаньол» все русские футболисты, но он, однако, не стал слабее…
– Да, он очень хорошо провел первенство. Лишь по личным встречам уступили «Севилье» барселонцы пятое место и, соответственно, место в розыгрыше Кубка УЕФА.
– Как остальные ваши бывшие одноклубники? Галямин причастен к выходу «Мериды» в первый дивизион?
– Дмитрий заключил с ней летом контракт на два года, но в последнее время у него возникли проблемы со спиной и, как Галямин сказал мне, решил закончить с большим футболом. Вроде дело какое-то открыл. А у Моха все нормально, он подошел «Толедо» (11-е место) и продлил контракт с ним еще на год.
– Корнеев столько много сделал для «Эспаньола», но также получил от ворот поворот. Однако не случайно, что на него обратил внимание сам Йохан Круифф и пригласил в «Барсу»?
– Конечно. Игорь на протяжении 4 лет верой и правдой служил «Эспаньолу». Он игрок с большим талантом, и не знаю, почему его постигла та же горькая участь недоверия. Многое зависело от тренеров, часто меняющихся. Одни ставили Игоря в «основу», и он был в порядке. Другие приходили и сажали его на лавку. Естественно, хорошего настроения это не прибавляет, и Корнеев падал духом. И когда он выходил на следующий матч, то у него не все получалось.
– Увы, не посчастливилось Игорю проявить себя и в «Барселоне». Хотя и сумел забить он один гол в Лиге чемпионов в ворота французского «Пари Сен-Жермена».
– «Барса» есть «Барса», понимаете? В ней должен ты выходить на каждый матч и отдавать всё, что у тебя есть, оставлять на поле, образно говоря. Потому что, если ты не будешь выкладываться полностью, зрители тебя не поймут. Они очень капризны. Ты можешь отыграть 10 встреч на 90 процентов и одну – на 50, и на следующую на поле выйдет другой футболист твоего амплуа. Там же огромная конкуренция за место в составе.
– Что вы, как один из непосредственных свидетелей, скажете о конфликте Круиффа вначале с Ромарио, а затем с Христо Стоичковым. Кто прав, кто виноват? Вроде в составе яркие звезды – лучший в мире и лучший в Европе за 1994 год, – а «Барса» не снискала славы и лавров.
– Мое мнение такое. Когда футболист, в данном случае Ромарио, проводит тяжелейшее мировое первенство и тем более становится чемпионом, он тратит столько сил и нервов для достижения этой цели, что просто нуждается в дополнительном отдыхе. Практически невозможно без него. Бразилец решил отдохнуть и набраться сил – ему говорят: штраф. Ладно, отвечает, приезжаю. Причем, перед самым началом сезона. У него нет подготовки, как, кстати, и у Бебето. Человеку просто нужно время, чтобы прийти в себя и выйти играть на высоком уровне, на все свои 100 процентов. Год назад Ромарио забил, не забудьте, 30 мячей в чемпионате Испании и был лучшим в Америке. Но его обвиняют во всех грехах и штрафуют. «Барса» очень специфическая команда. Футболист просит дополнительного отдыха, но Круифф расценивает это по-своему, считая, что он настоящий Бог. Так как только при нем «Барселона» завоевала Кубок чемпионов и 4 первых места подряд в стране, немного не дотянув до рекорда «Реала». Вот вам и результат того, что Ромарио, а теперь и Стоичков покинули клуб.
– Можно сказать, что Круифф жесткий человек?
– Без сомнения. Хотя, с другой стороны, в ином случае и успехов не добьешься.
– За счет чего так великолепно выступил «Реал»? В этом большая заслуга нового его наставника аргентинца Хорхе Вальдано?
– Думаю, за счет подбора игроков. Чилиец Иван Саморано вновь показал класс супербомбардира. А ведь перед первенством Вальдано хотел его отчислить! Хороший сезон провел Хосе Амависка, отыгравший на весьма высоком уровне. Чуть поменьше выделялся Михаэль Лаудруп. Но все хорошо знают – это голова. Сколько он отдал пасов! Почему «Барса» рассталась с ним? Ее поклонники удивлялись и негодовали, как Круифф может разбазаривать таких игроков. И они до сих пор не могут простить датчанину, что он в «Реал» пошел. Куда угодно мог уйти, но только не в него. Даже предателем его назвали.
– Вы там видели, конечно, не один матч. Кто из наших проявил себя сильнее всех?
– Лично для меня лучший сезон провели два Дмитрия – Радченко и Попов в «Расинге». Сумасшедший сезон! Они – просто настоящие лидеры команды, вне всяких сомнений.
– И заслуженно Радченко пригласила к себе «Ла Корунья»?
– Конечно. Ом и Попов решали исход очень многих встреч вдвоем. Спартаковская стенка и гол. спартаковская стенка и гол. Половина испанских игроков этого не понимает. Мяч они тебе не отдадут. Тут две цели – или твоя фамилия должна появиться на табло, или надо сохранить мяч для клуба, не потерять его, без продвижения вперед.
– То есть они мало думают?
– Вот именно. Испанцы всегда выполняют установку тренеров. Плюс строжайшая дисциплина. За счет этого, думаю, они и играют.
– Причем в каждом матче бывает большое количество как красных, так и желтых карточек.
– А вся система игры такая. Если ты проиграл в каком-то моменте в центре поля, то обязательно надо сфолить, чтобы атака у соперника не развилась. И сразу – «горчичник».
– Что, их с самого детства этому учат?
– Видимо. Лучше с нарушением, чем с голом в твои ворота. Поэтому и много карточек. Когда ты бежишь, тебя сзади бьют, за футболку хватают. К чести арбитров, они долго не церемонятся.
– Но, несмотря на постоянную игру на грани фола, вы, однако, не променяли Испанию на Монте-Карло и Италию. Может, еще что повлияло на ваш выбор?
– Про проживание в Барселоне я уже сказал. Кроме того, я провел в футболе уже много лет. Осталось-то играть всего 2-3 года. Зачем менять все? Я привык и к испанской манере игры, и к испанской жизни. Если бы мне было 25-26 лег, то без раздумий согласился бы на предложения «Монако» или «Торино». Зависело мое решение и от уровня жизни. По нему Испания, думаю, на одном из первых мест. По продуктам питания, по проведению праздников, да по приготовлению пищи, наконец.
– Как вы ее оцениваете?
– Лучшая в мире!
– Любимое блюдо есть?
– О, очень много! Тут недавно Дмитрий Харин и Сергей Кирьяков были у меня в гостях. Зашли мы как-то в один рыбный ресторан. Так потом еще несколько раз туда ходили. Они просто обалдели от такой вкусной еды. Кухня там сумасшедшая. И в любой области со своей особенностью.
– С «Леридой» у вас контракт закончился. Какие теперь дальнейшие планы?
– Надо уже думать о будущем, чем заниматься после окончания футбольной карьеры. Не исключено, что поступлю в Высшую школу тренеров.
– А предложения из-за границы есть какие-нибудь?
– Пока не знаю. Я уехал в отпуск в Москву. Мой агент в это время работает, чтобы найти новую команду. Буду звонить ему периодически. А пока отдыхаю.
– В ЦСКА не хотите поиграть?
– Не отказался бы, но многое зависит от того, какие условия мне предложат. Надо все детально обговорить.
– С Александром Тархановым вы беседовали на эту тему?
– На днях. Ответ ему я должен дать до конца июля.
– Пока тренируетесь с армейцами?
– Да. Если с заграницей не получится, то очень хочу в составе ЦСКА выступить в каком-нибудь еврокубке. Помните, как нас с «Ромой» «сплавили», как говорится, убрали с дороги? На следующий год предстояла Лига чемпионов. Но, увы, все те, кто так молниеносно поднял команду к вершинам славы, уехали. Тот состав 1990-1991 годов был, думаю, лучшим за последние лет 10.
– Поднялась, да вскоре опустилась. Как вы считаете, в чем причина?
– Очень много ребят покинули ЦСКА.
– Но та же ситуация была и в московском «Спартаке», бессменном нашем чемпионе России.
– У нас тренеры менялись часто, а Олег Романцев работал все эти годы. Факт немаловажный.
– Многие недобрым словом вспоминают Виктора Мурашко…
– Что было, то было. Чего теперь вспоминать? Он был человеком, старавшимся сделать что-то для нас, но и для себя. Ничего плохого не могу сказать о нем. При нем хоть платить стали нормально. Премиальные хорошие. То есть мы знали, за что играем. От денежного вопроса никуда не уйдешь.
– Но был ведь у вас, Дмитрий, серьезный конфликт с тем же Мурашко и Павлом Садыриным. Помните, три года назад во время отпуска вы приехали в Москву и решили помочь родному ЦСКА? И помогли не только своим присутствием на поле, в 7 матчах забив 5 мячей. Но особняком стоит домашняя встреча с владикавказским «Спартаком», проигранная – 2:4…
– Она надолго останется у меня в памяти. Потом я много говорил на эту тему и с Садыриным и с Александром Новиковым, тогдашним тренером спартаковцев. Вот как всё получилось. После первого тайма ЦСКА уступал – 1:2. Я хорошо знаю Новикова, и вышло так, что мы шли из туннеля вместе и разговаривали. Он сказал мне такие слова: «Зачем ты, мол, приехал сюда, зачем помогаешь им?» Ведь единственный гол гостям забил я. «Зачем ты надрываешься, бегаешь? Дай нам победить, ты же все равно уедешь». Сказал Новиков, конечно, в шутку. Нас видели все, весь стадион, как мы идем вместе по дорожке. А потом узнаю, что я продал игру! И называют в числе сообщников Харина, Дмитрия Быстрова, Сергея Колотовкина. Не понял я этих высказываний, нам предъявили необоснованные обвинения, безо всяких фактов. Сперва было сказано, что нам с Хариным дали миллион рублей на двоих, а затем уже – по 10 тысяч долларов на брата. Чувствуете разницу? Естественно, я говорю Мурашко: «Придите хоть к какому-то единому мнению – сколько же мы «левых» заработали». Он отвечает мне: «Я могу сказать, кто тебе дал, сколько и где». Тут я прошу Виктора Яковлевича, чтобы он подвел меня к этому человеку, и пусть тот посмотрит мне в глаза и скажет, сколько он дал и где. Вот такой интересный разговор был. Потом я узнал, что на Мурашко и Садырина «наехали» из Владикавказа – что это вы на нас тень наводите. Оказывается, якобы «Спартак» хотел незаконно попасть в Кубок УЕФА.
– Обидно было?
– Да не то слово! Я провел в ЦСКА 8 лет и, приехав в отпуск, решил ему помочь, а меня за это еще обвинили и грязью облили. Потом я часто задавал себе вопрос: «Зачем мне все это было нужно?» Команда проигрывает, виноват кто – тот, у кого шаткое в ней положение. Все знают, что я скоро опять уеду в Испанию и как будто мне все «до лампочки». Вот так все получилось.
– В каких отношениях вы остались с Садыриным?
– Естественно, после этого он меня год не вызывал в сборную.
– Как-то серьезно поговорили с ним?
– Тогда нет, вообще не разговаривали. Потом Садырин приехал в Испанию и был в Барселоне. Мы пошли ужинать в ресторан, и я все высказал ему. Говорю: «Федорович, вы знаете, я хочу сказать, что договорные матчи были, очень много. Это ни для кого не секрет. Но никогда не договариваются футболисты, если об этом не знает главный тренер». Такого никогда не было у нас в ЦСКА, сколько мы играли все вместе. Не было такого, чтобы не знал кто-то один. Или все, или никто. Вот, например, едем на выезд, команда на первом месте. Нам говорят: «Ребята, давайте вничью сгоняем». Нам выгодно и им. На выезде очко, дома два, очко-два, очко-два. Все просто.
– Садырин признал на том ужине свою неправоту?
– Думаю, что да.
– И в итоге он вновь приглашает вас в сборную. Вы проводите товарищеские матчи и отправляетесь в Америку как игрок основного состава. Игры с Бразилией и Швецией провели от первой до последней минуты. В чем основная причина, что наша национальная команда так бесславно выступила за океаном?
– Не было у нас просто сплоченного коллектива. Понимаете, все были особняком, разрозненны. Спартаковцы отдельно, мы, «иностранцы», отдельно. Те даже жили обособленно, на втором этаже гостиницы. Я видел «слартачей» только на тренировках, зав траке, обеде и ужине.
– Как раньше, клан киевлян и все остальные…
– Да, один к одному. Когда же вышли играть, ну и где они были, спартаковцы, которых хвалили, расписывали – они все могут, все умеют. Где они были?
– Получается, это вина Садырина, что он не смог всех вместе сплотить ради достижения высокой цели?
– Он, думаю, пытался нас объединить, но ничего у него не получилось.
– Все это отголоски того самого «афинского» письма?
– А как же.
– Были ли конфликты в США, о которых часто писали и говорили? Чаще всего упоминались два Сергея – Юран и Горлукович. Имели они место быть?
– Да, были такие прецеденты, мелкие. Особо крупных не произошло. Помню, после игры с Камеруном сели мы все, попили, как говорится, с горя. Пили все. Кроме спартаковцев. Только Илья Цымбаларь зашел с женой. Кто-то нам говорил, что есть еще шансы выйти в следующий круг. Но ведь все уже было расписано, мы уже никуда не попадали.
– Могли, если бы бельгийцы победили Саудовскую Аравию.
– Но все ясно было. Как можно на первых минутах обыграть всех и забить гол? Все еще свежие, никто не устал, только вышли на поле, как это произошло? Ладно бы забили аравийцы при каком-нибудь отскоке, а так…
– Теперь, наверное, Бельгия не испытывает проблем с нефтью?
– Вот именно.
– Дмитрий, как вы считаете, сборная Бразилии заслуженно стала чемпионом мира?
– Конечно, она была самой сильной на первенстве. Начала слабо, но затем набрала обороты и добилась славы.
– Кому вы симпатизировали?
– Итальянцам и испанцам. Жаль первых, что проиграли бразильцам только по пенальти, а вторых, что незаслуженно засудили в игре с теми же итальянцами. Когда Мауро Тассотти локтем ударил в переносицу Луиса Энрике и сломал ему нос, это чистое удаление и 11-метровый удар. Думаю, испанцы также могли бы дойти до финала. Хороши были в Америке и румыны.
– Дмитрий, давайте вернемся в российские дела. Вы видели ЦСКА в деле?
– Да, всего в двух матчах – с московским «Локомотивом» и «Уралмашем». Пока не могу ничего сказать конкретного об армейцах.
– Можете дать прогноз – кто станет чемпионом России?
– Я видел матч в Москве между «Динамо» и владикавказским «Спартаком». Весьма приличная команда у гостей. Подбор игроков хороший и скамейка длинная. Думаю, и столичному «Спартаку» по силам вновь занять первое место.
– А ЦСКА сможет побороться за место в Кубке УЕФА?
– Гак у него задача такая стоит. Думаю, сможет. Тем более при новой системе начисления очков за победу.
– Кстати, в Испании подобное новшество не ввели.
– Со следующего сезона. Считаю, что от этого футбол только выиграет. Ничья уже не устраивает, командам выгодно побеждать…
О ком или о чем статья...
Кузнецов Дмитрий Викторович