Войти

«Эхо порядочного футбола»

«Липецкая спортивная газета», 25.07.2012

Сложно сказать, на сколько в длину растянулась похоронная процессия, когда двадцать лет назад прощались с Евгением Эськовым. По крайней мере, вся территория Сокольского кладбища, особенно с тыльной стороны, там, где до сих пор футбольное поле с воротами, была переполнена.

Прощаться с Евгением приезжали со всех концов Липецка, и даже из районов области. Говорят, более трёх тысяч человек провожали легендарного защитника липецкого «Металлурга» в последний путь. И все эти три тысячи - родные и близкие, соратники и ученики, поклонники «Металлурга» и те, кто влюбился в футбол из-за одного Эськова - пребывали в растерянности, в недоумении: почему, зачем он, надёжный и основательный и на футбольном поле, и в жизни, пошёл на крайность - на самоубийство.

Многие тогда по своей инициативе утро случившегося увязывали с датой: 25 июля - день смерти Владимира Высоцкого, ещё при жизни ставшего кумиром. Любил его и Эськов, а песни Высоцкого в обширной фонотеке Евгения занимали почётное место. Песни звали на вершины, которые все хотели покорять, напоминали и о порванном парусе, без которого не прибавишь на вираже. Многие считали, что он так и не смог жить без большого футбола, и не всем «звёздам» по силам перенести прощание с ним…

Двадцать лет спустя, в минувшее воскресенье, на стадионе «Металлург» в растерянности чуть не до слёз пребывал, наверное, один - Антон, сын Эськова. Время - доктор, время лечит, но он был потрясён тем, что на матч памяти Эськова, в честь отца, собрались футболисты разных поколений. Пришли одноклубники легендарной команды начала 70-х - Валерий Шальнев, Владимир Силохин, Анатолий Губарев, Олег Лизнёв, Александр Бородин, Валерий Третьяков, Вячеслав Двуреченский, Анатолий Букреев, пришли те, кто играл с ним позднее - Николай Егоров, Виктор Кукин, Юрий Гладких, Игорь Лысенко, Олег Лаврушин, пришли его ученики, которые тоже сражались за Липецк в футболках «Металлурга», - Сергей Мязин, Артур Шамрин, Олег Рогожников, Серафим Муравьёв, Валерий Сокольских, Сергей Журбенко, Виктор Гуров. Пришёл Юрий Кусуров, известный игрок и тренер, на глазах которого прошло не одно поколение липецкого футбола. И никто, пожалуй, не мог спрогнозировать визит москвичей - Валерия Стафёрова, Виктора Ноздрина, Петра Двуреченского, выступавших с Эськовым в первой лиге советского футбола, и Юрия Сауха, защитника ЦСКА, с Эськовым не игравшего, но подружившегося с ним на долгие годы ещё на свадьбе Шальнева в далёком 1979-м. К назначенному времени подтягивались и болельщики со стажем - те, кто знал и помнил Эськова.

«Звёзды» собирались не столько поиграть, тем более уже и ноги не те, и «дыхалка» с отдышкой, - собирались общаться. И общались, и восторгались встречами после долгой разлуки, и благодарили Валерия Шальнева, который организовал это действо - памяти Евгения Эськова. Шальнева хвалили, потом ругали, а потом опять хвалили. Хвалили за то, что напомнил всем липецким одноклубникам - помните! Ругали заочно за то, что после матча предложил всем желающим отправиться в Каликино, на природу, чтобы там, в непосредственной обстановке, вспоминать и поминать. И вновь хвалили за то, что с местом на выезде, которое под руководством бывшего вратаря Вячеслава Двуреченского оборудовали сокольские поклонники Эськова, Шальнев не ошибся. Здесь всё располагало к общению от души - нараспашку, и практически каждый тост посвящался Евгению Эськову…

В большой футбол он так и вошёл - с липецкой пропиской. А спустя годы в нашем регионе привыкли - липецкий он, с Сокола. Однако родом Эськов из Эртиля Воронежской области. На поле местного стадиона прославился с детских лет, поскольку по всем футбольным ориентирам заметно опережал сверстников. Суперталантливый самородок - без каких-либо подготовительных тренировочных процессов, без малейшего образования в футбольной школе. Родился и подружился с мячом - со своими финтами, со своим видением поля и нестандартными действиями сначала в детском, а потом и взрослом футболе. В ведущую местную команду мехзавода он привлекался с пятнадцати лет. И кто знает, как сложилась бы судьба талантливого паренька, может, и остался бы «звездой» эртильского уровня и значения.

Но в те годы все, казалось, были помешаны на футболе, с особо одарёнными буквально нянчились, пестовали их с малых лет. И не только с болельщицкой стороны, к футболу бережно относились на всех уровнях. Руководитель и проф­союзный лидер эртильского мехзавода затеяли переговоры с воронежским «Трудом», повезли Евгения на просмотр. В итоге сделка состоялась - вечером, в ресторане. С годами детали и подробности прагматичного решения ушли на второй план, известно лишь, что на кону значилась сумма 330 рублей - то ли руководство клуба дало заводчанам на развитие эртильского футбола, то ли эртильские «меценаты» сбросились в складчину на поддержку главной команды Воронежской области.

Но со сделкой поспешили - линия обороны в «Труде» была полностью укомплектована. Чтобы талант не застрял на скамейке запасных, предложили его Липецку. И с 1969 года Эськов заиграл в нашем «Металлурге».

- В начале 70-х Липецк по замыслу секретаря областного комитета партии Александра Алексеевича Афанасова и под руководством тренера от Бога Виктора Петровича Белова затеял поход в первую лигу - престижную и вторую по значимости в советском футболе, - вспоминает защитник «Металлурга» тех лет Пётр ДВУРЕЧЕНСКИЙ. - Белов формировал команду из личностей! Причём независимо от возраста, каждый на общем фоне был обязан становиться личностью. Мудрец Белов, тонкий психолог. Сейчас всё больше поговаривают о футбольной психологии, даже специалистов со стороны приглашают в команды. Грош цена этой затее. Если тренер не психолог, если своим нутром не чувствует каждого игрока и команду в целом, он не Тренер! Именно на этом этапе каждый из нас зауважал себя, свой «Металлург» и город, который мы представляем. И сформировал команду Белов - лучше не придумаешь. Весь костяк, можно сказать, липецкий, а на отдельных позициях - москвичи, без гонора, без зазнайства, без оглядки на былые заслуги. Селекция высшей пробы! Петрович тогда говорил: команде нужен стержень. И в самом начале 70-х он состоялся, в центре обороны - Шальнев-Швецов, в центре полузащиты - Стафёров, в центре нападения - Силохин. Дело вроде сделано, но именно в эти годы заговорили и ещё об одном козыре «Металлурга» - его ударном правом фланге, где в прямом смысле слова хозяйничал Эськов.

- Ещё как хозяйничал!- вступает в разговор Валерий СТАФЁРОВ. - Я приехал в Липецк в самом начале 71-го и понял это с первых тренировок. У Евгения от природы неимоверный, неистощимый запас здоровья. В те годы каждый защитник отвечал за свой фланг, и кого-то из нападающих противоборствующей стороны ему приходилось у себя на краю опекать. Но Евгений предлагал опекуну такие нагрузки, такие атакующие рейды выдавал по своей правой бровке, что форварда-оппонента или меняли, или признавали лучшим в своей же обороне. С Евгением мы быстро подружились и в выездной серии часто жили в одном гостиничном номере. Несмотря на то, что я постарше, в повседневной жизни он всегда оставался лидером - выдумщик, заводила, бесшабашный новатор во всех сферах. Он и в музыке всех опережал, всегда приглашал к себе послушать - то «битлов», то Тома Джонса, то Высоцкого. В товарищеских отношениях Эськов был бе­зупречен, никогда друзей не подводил, даже если ситуация прямо или косвенно касалась его футбольной карьеры. Кажется, в 72-м или 73-м - одной ногой мы в первой лиге или уже там, нас, москвичей - меня, Евлентьева и Вотоловского - заприметили в ресторане «Советский» за коньяком. С нами был и Эськов, правда, в тот вечер он спиртным не увлекался. А наутро всё уже доложили Белову, не знаю - со стороны «стучали» или кто-то из своих. Рекомендацию сверху - провести воспитательную работу - тренеру дали. Об этом происшествии и в команде узнали быстро. Но тактичный Белов не стал шуметь, ругать, устраивать публичную «порку», а на очередной тренировке заставил нас поработать с мячом... Поставил нас в квадрат, а четвёрки игроков должны были отобрать у нас мяч. Типовое тренировочное упражнение. С нами вышел и Эськов. Причём наши оппоненты постоянно менялись, а мы - бессменны, в наказание! Эськов мог покинуть наш квартет - ведь невиновный, никто бы и слова не сказал в упрёк. Но он стоял за нас, потому что и в кабаке был с нами. Кто знает, как долго продолжалась бы воспитательная работа, но Виктор Петрович остановил наказание словами: «Что же вы, непьющие, мяч у пьющих отобрать не можете?»

Он знал, кому эти слова адресовал. А Эськов остался Эськовым, как говорят, один за всех. К нему в команде многие тянулись, многие хотели с ним дружить…

- Евгений и с нами, молодыми, всегда находил общий язык,- говорит Олег ЛИЗНЁВ, прославленный защитник липецкого футбола. - Ненавязчиво, спокойно, наверное, понимал, что и мы волнуемся, что-то посоветует, подскажет, просто похлопает по плечу или пожмёт руку. С ним и на тренировках было спокойнее, и тем более выходить на поле. Помню, как-то на тренировке в зале я сделал подкат - в мяч, удачный, но ногу «металлурговца», а для меня тогда в команде были все «звёзды», зацепил. В горячке на меня накричали: мол, своих беречь надо. Я, конечно, расстроился. Но после тренировки ко мне подошёл Евгений: «На своей позиции ты всё сделал правильно. Всё - технично, своевременно, и никакого злого умысла. Одно запомни: вышел работать - работай, паши! И на тренировке, и в игре выкладывайся на все сто, не жалей себя. Поверь, тебя зауважают и тренеры, и товарищи по команде, и соперники, и болельщики, которых ты никогда не обманешь». Этому эськовскому принципу я стараюсь соответствовать всю свою футбольную жизнь…

В 1972 году липецкая оборона могла остаться без Эськова - его пригласили на просмотр в московский «Спартак». Автор этих строк видел снимок той поры - в нижнем ряду, рядом с легендарным Галимзяном Хусаиновым, Евгений в спартаковской майке. В столице новобранец из Липецка тоже всех удивил - на тренировочной многокилометровой прикидке нарезал круги в таком темпе, что даже привычный стайерский актив «Спартака» заметно отстал. Многие уже мечтали растянуться во благе на зелёном газоне, а он продолжал накручивать километры. Претендовал Эськов на позицию прославленного Геннадия Логофета, что тоже вызвало немало разговоров по поводу новобранца, а тут ещё и Липецк ввязался в борьбу за своих - за Эськова! В итоге Евгений вернулся в Липецк, и как много приобрёл футбол по-липецки! 370 матчей за «Металлург» - четвёртая позиция (после Николая Анненкова, Сергея Журбенко и Олега Лизнёва) в списке рекордсменов футбольного клуба, восемнадцатая - среди лучших бомбардиров, и это при том, что он - защитник!

Принимавший участие в игре и в выездной встрече на природе председатель областного суда Иван МАРКОВ тоже поднял тост за Эськова:

- В начале семидесятых у нас, сельских пареньков, было своё видение большого футбола - чаще понаслышке или из газет, поскольку и чёрно-белое телевидение не во все регионы доставало. А потом я приехал в Липецк и увидел большой футбол с самыми настоящими «звёздами». Я был потрясён, влюбился в футбол окончательно и с ним не расстаюсь. Футбол непредсказуем, но футбол той поры особенно привлекал искренностью самих исполнителей, их порядочностью по отношению друг к другу и к своему профессиональному делу. В общем, всем тем, о чём мы говорим, вспоминая Эськова. Об этом свидетельствует и дружная явка на футбол в честь него. Жаль, что эти добрые традиции тоже уходят из нашей жизни…

О ком или о чем статья...

Эськов Евгений Иванович