Войти

И всю ночь разбор моментов

«Спорт-Экспресс Футбол», 2000

Алексей БЫЧКОВ. На то, чтобы «засветиться» в Европе, у нападающего ЦСКА было всего несколько минут. В Кубке Интертото он вышел на замену в ответном матче против испанской «Валенсии» и не забил. Впереди – новая попытка, теперь уже в Кубке УЕФА.

В Архангельском сейчас хорошо. Листья деревьям еще не надоели, а трава на армейской базе не успела соскучиться по газонокосилке. Когда очередная иномарка, напоминающая о близости столицы, скрывается за поворотом на дороге, совсем тихо. Хоть мемуары пиши.

ПРОКЛЯТЫЙ ДОЖДЬ

– Часто матч с «Валенсией» вспоминаете?

– Бывает. Не каждый день против таких знаменитых команд приходится играть. Из-за травмы пропустил матчи второго этапа против финского ТПС. Не вышел на поле и в Валенсии. Так что матч в Ярославле стал моим дебютом в еврокубках. А ведь могли пройти испанцев! 1:0 вели, когда я вышел на поле в начале второго тайма. Два гола оставалось забить. И моменты были. У меня – точно.

– Что же помешало их реализовать?

– Погода, наверное, Как назло, подвела. Сильный дождь превратил поле в огромную лужу. Не в футбол, а в водное поло играли. Один эпизод до сих пор перед глазами. Получаю пас и обыгрываю Канисареса, выбежавшего из ворот. Бил уже в пустые верхом, потому что низом мяч не летит. Попал в сетку с обратной стороны. Атак, кто знает, 2:0, и всё возможно.

– Значит, не боялись тогда испанцев?

– «Валенсия» два года назад казалась нам крепкой европейской командой, которая только входит в сезон. Это летом, когда удавалось смотреть игры чемпионата Европы с участием сборной Испании, думал, неужели играл против Канисареса, Мендьеты? За пару лет они, конечно, настоящими звездами стали.

– Игроки датского «Виборга» сегодня тоже не кажутся великими?

– Не кажутся, но это не значит, что мы собираемся шапками датчан закидывать. В команде рабочее, боевое настроение. ТЫ более на скандинавах в прошлом году армейцы уже обожглись. Все прекрасно понимают, легкой победы не будет. А пройти в розыгрыше как можно дальше – основная, можно сказать, задача в сезоне. Есть возможность реабилитироваться перед своими болельщиками за неудачное выступление в чемпионате.

– В Дании не приходилось бывать?

– Ни разу. Надеюсь, теперь удастся. Жаль только, что посмотреть достопримечательности страны скорее всего не сможем. После игры к очередной встрече чемпионата предстоит готовиться. График сейчас напряженный.

– Тяжело?

– Мне полегче. Все-таки играю не полные матчи, а ребятам непросто приходится.

– Не обидно, что не всегда доверяют место в основном составе?

– С пониманием к этому отношусь. Павел Федорович очень опытный тренер и вправе сам решать, кому когда появиться на поле. В последнее время выхожу со свежими силами в тот момент, когда защитники противника уже устают. Во время игры стараюсь со стороны увидеть их слабые и сильные стороны и действовать согласно своим наблюдениям и советам тренера.

– Весь матч потянуть сможете?

– По сравнению с началом сезона физически чувствую себя сейчас намного лучше. Нам здорово помог сбор в Финляндии. Нагрузки двухразовых тренировок выдерживаю. Можно сказать, выкарабкались из физиологической и психологической ямы, в которой оказались на старте чемпионата.

– С Садыриным вы давно знакомы?

– С этого года. Когда был в армейской школе не удалось у него потренироваться.

– Какие впечатления он произвел?

– Мне со многими тренерами удалось поработать – с Копейкиным, Волчком, Полосиным, Побегаловым, Кипиани. В Ярославле одно время, чуть ли не каждые полгода наставник менялся. Под каждого приходилось подстраиваться, а Пал Федорович, пожалуй, из всех самый открытый человек. Любит поговорить с футболистами. К нему всегда можно подойти и обсудить свои проблемы.

НЕ ХВАТАЕТ ПОБЕДЫ НАД «СПАРТАКОМ»

– В ЦСКА в начале карьеры вам не удалось заиграть. Не боялись оказаться в числе неперспективных, в то время когда младшие по возрасту футболисты уже стали игроками основного состава?

– Кому как повезет. Значит, они талантливее меня оказались. Но я никогда не думал о том, что не смогу заиграть в футбол по-настоящему. Понимал, что пробиться в основной состав команды, которая совсем недавно стала чемпионом, обладателем Кубка СССР, будет очень не просто. Исполнители, сами понимаете, тогда какого уровня были. Надеялся, что все еще у меня впереди. Поэтому спокойно отнесся к тому, что меня в середине 94-го отправили на правах аренды в «Шинник». Опыта набираться.

– В Ярославле, однако, вы надолго задержались.

– И не жалею об этом. Хорошее время было. Когда мы за «вышку» бились, город жил футболом. Настоящий праздник в конце сезона получился. На последний матч с «Газ-Газом» пришли больше двадцати тысяч зрителей. В грязь, снег. Впервые столько болельщиков на трибунах увидел.

– Популярным в Ярославле стали?

– Стал. Город небольшой. По улице идешь – узнают, автографы просят, спрашивают о футболе, несмотря на то что он все-таки на втором месте после хоккея стоит.

– Наверное, сходить некуда было, чтобы остаться незамеченным?

– Я не часто выходил в город. В основном на базе после матча сидел, готовился к играм, а когда случались выходные – домой, к семье. Даже квартиру в городе не снимал. Поэтому и уезжать далеко не хотел, хоть и были весьма интересные предложения.

– Давно женаты?

– Два года. Дочке Леночке – столько же. До этого понимал, сначала заиграть надо, деньги заработать, квартиру купить, потом семейную жизнь строить. Сегодня отдаю ей все свободное время.

– А в столице на улице узнают?

– В Москве слишком много хороших команд и футболистов. Здесь я популярен только в кругу друзей. А большинство болельщиков ЦСКА, наверное, и в лицо меня не знает. Пожалуй, только после победного гола в ворота «Спартака» почувствовал к себе повышенное внимание. Пока лучший матч мой в сезоне. Получалось практически все.

– Мяч, забитый в спартаковские ворота по ночам не снится?

– Нет. Но играю во сне в футбол часто. Бывает, заснуть не могу, вспоминая моменты, которые не использовал. Прокручиваешь их до утра, анализируешь, что не так сделал. После того, незабитого Канисаресу, не спал точно.

ГЛАВНОЕ – НЕ ПРОГУЛИВАТЬ ФИЗКУЛЬТУРУ

– Свое выступление за ЦСКА в этом году критическому разбору еще не подвергли?

– Так ведь сезон еще не закончился. Можно сказать, только начинается. Остались самые важные игры. Пока радует то, что у меня двухлетний контракт с клубом, где давно хотел играть.

– Можно сказать, в родной дом вернулись.

– Пожалуй. Хоть болел в детстве за динамовцев, отец приучил, а начал заниматься футболом в «Локомотиве-2», неподалеку от Лосиноостровской. Родители определили поближе к дому, лишь бы не шлялся по дворам.

– В трудных подростках числились?

– Не сказал бы. Учился хорошо, без троек. Любил бегать, прыгать, физкультуру в школе никогда не прогуливал. И в футбол неплохо играл. Поэтому родители не возражали. Неплохая команда у Сергея Александровича Юдина, моего первого тренера, была. Жаль сейчас от клуба почти ничего не осталось. Проезжаю мимо стадиона – все заброшено. Обидно. Все-таки начинал здесь.

– А в ЦСКА тогда как оказались?

– В армию пора идти было, вот меня и пригласили. Дней пять перед принятием военной присяги в казарме провел, а потом стал играть во второй армейской команде. С Бавыкиным, Файзулиным, Минько, Новосадовым, Гутеевым познакомился.

– Успехи были?

– В 93-м году Костылев взял на предновогодний зарубежный турнир. Первый раз поехал с основным составом команды. В матче против «Ювентуса», который 1:1 завершился, сыграть удалось.

– Не страшно было?

– Страшновато. Первый раз против европейских звезд играть вышел, но с волнением быстро справился. Понял, что они обычные люди, могут ошибаться. Главное, выходить и показывать свою игру.

О ком или о чем статья...

Бычков Алексей Юрьевич