Войти

Любимец Пеле и Садырина

«Спорт-Экспресс Футбол», 25.07.2000

Юрий ОКРОШИДЗЕ. Лет десять подает надежды голкипер ЦСКА, меняя клубы и тренеров, ни разу не дав повода усомниться в крепкой своей квалификации. Вопрос в том, что будущее ему предрекали фантастическое, а оно просто достойное.

Набилось прессы в ту тесную комнатушку на челнинском стадионе человек пятьдесят. Не мудрено – в те времена за респектабельным «Соколом» человек по тридцать журналистов из Саратова ездили. Все они, обескураженные только что случившейся ничьей с разваливающимся «КамАЗом», ждали объяснений от тренера. Даже в бой рвались.

Однако первой к микрофону пробилась статная девочка из местных:

– У вас такой вратарь симпатичный!

– Да, у Юры биография богатая, – усмехнулся обычно неулыбчивый тренер. – Познакомиться хотите?

Фамилия вратаря была Окрошидзе.

«Биография» у него с тех пор мало изменилась. Разве что играет он теперь не в «Соколе», а в ЦСКА.

ЕВРОПА

Смешно получается – делят нынче место в армейской «раме» два парня, которых в разное время называли едва ли не лучшими голкиперами Европы. Ничего, между прочим, смешного – в юношах что Кутепов, что Окрошидзе надежды подавали колоссальные. И речи тогда не шло, чтоб кто-то из них уступил дублеру свитер с «единичкой» на спине. Не то что сегодня, когда ни Долматов, ни сменщик Садырин понять не могут, кто ж в «армии» все-таки основной голкипер. Временами что Долматов, что Садырин выход находили без пяти минут блестящий – давали стражам ворот играть до ошибки. Но те грешили по мелочам в каждой игре. Оттого «до ошибки» плавно вроде бы перетекло в «по очереди». Но ошибся чуток Кутепов против «Сатурна» и вновь явилось на свет «до ошибки». И смех, и грех, ей-богу!

ЛЕНИНГРАД

Только рано Юрию жить воспоминаниями, рано! Какими б они ни были.

– Шесть лет в сборных провел, с 15 лет начал. Юноши, кадеты, юниоры, молодежка, олимпийская. Конечно, и о главной сборной думал. Не повезло.

И что теперь, удавиться? И герою и его поклонникам лучше б вспомнить, кто августовскими днями 87-го тащил советских юношей к мировому пьедесталу в Канаде. А кто в итоге сделал их чемпионами? Кто привез в Союз серебро с Евро-87, когда юноши СССР лишь в финале итальянцам проиграли?

Правильно, Окрошидзе. Равных ему тогда, казалось, не было не то что в СССР, в Европе. В том, что рано или поздно он сменит в «Зените» Бирюкова, а в сборной – Дасаева, мало кто сомневался. Была в той команде еще одна звезда – Никифоров. Тезка, оказавшийся в конце концов в ПСВ. Так Пеле, к слову, именно этим двум парням предрекал мировую известность в самом ближайшем будущем.

Окрошидзе тем временем – годами! – ждал своего часа в городе на Неве. Только там, кажется, такое возможно – сидеть на лавке, и не уходить. Город такой – отрываться трудно. На все вопросы Окрошидзе, не хуже известной птицы, повторяет: «Я человек домашний» и «У меня все впереди».

Те же фразы он говорил и в пору, когда уходил из «Зенита» Бирюков, а на его место заступил Мананников из «Памира». Потом еще кто-то. И еще.

Завершилась питерская эпопея тем, что принял команду Садырин – вот ирония судьбы, да? – отправив Окрошидзе в глубокий запас. Чтобы в скором времени передать – на поруки? – в соседнюю «Смену-Сатурн».

– А я с теплотой вспоминаю те полгода, что провел в «Смене». И никак иначе. И у меня лично все клеилось, и команда из первой лиги не вылетела.

САРАТОВ

На саратовский вояж после 10 лет в Питере Окрошидзе решился легко.

– Терять-то нечего, правильно? – только и сказал.

Мысли о бесцельно проведенном в Северной Венеции времени отбросил тоже с виду запросто.

– А кто сказал, что карьеру собираюсь заканчивать?

Правда, проблемы психологического плана были. И в Саратове он повидал всякого. Один Раденко, украинский тренер, чего стоит. Человек, которого привели в «Сокол» люди из коммерции с доводами в пользу оного презабавнейшими:

– Смотрите, какие честные глаза!

Раденко сменил Федотов, Владимир Григорьич. Душа-человек. Который, создав играющую команду, с задачей выхода наверх благополучно не совладал. Был, разумеется, незамедлительно уволен. Ушел и Окрошидзе. Смеяться будете – к Садырину. В Казань.

КАЗАНЬ

То ли Окрошидзе такой нефартовый, то ли еще что, но «Рубин», планировавший выбраться в высшую лигу, при Садырине играл ни шатко, ни валко. И никуда, понятное дело, не выходил. При всем мэрском расположении, при звонких именах в составе, при едва ли не сильнейшей клубной инфраструктуре среди команд дивизиона.

Окрошидзе уехал. Садырин уехал. Первый – в ЦСКА. Второй – в Узбекистан. Чтобы очень скоро встретиться в Москве.

МОСКВА

Начав почти великолепно, Окрошидзе в скором времени не то, что сник – ну кто смотрит на вратарские подвиги, когда команда «горит»? – но охладел. Подвиги те стали чередоваться с необъяснимыми провалами, и уже Кутепов стал смотреться предпочтительнее. Зато в самом ярком матче сезона, на Кубок против «Спартака», именно Окрошидзе выглядел гениально, тем более на фоне скверно игравшего в воротах напротив Сметанина. К тому ж и пенальти взял.

Казалось, та игра станет для ЦСКА переломной. Не стала.

Может, станет нынешняя?

Тем более «Спартак» встал сегодня на путь обновления, как немец на минное поле – «Локомотив» и «Крылья» вслед за Раменским и Питером показали, что играть с «вечным» чемпионом можно. Даже выигрывать. Даже в полубезнадежных ситуациях.

Впрочем, Юрию Окрошидзе в предстоящем 29 июля матче «показывать» ничего не надо. Он-то «Спартак» уже обыгрывал.

О ком или о чем статья...

Окрошидзе Юрий Александрович