Войти

Иржи Ярошик: «Даже когда у ЦСКА был кризис, я не сомневался в успехе»

«Футбол», 10.2003

Семь раз ЦСКА становился чемпионом СССР, а вот чемпионом России стал впервые. О том, как команда сумела добиться такого большого успеха, рассказывают сегодня на наших страницах ведущие игроки клуба Сергей Семак и Иржи Ярошик.

– Что дал вам сезон, проведенный в России?

– Много нового. Я вообще не знал, что это за страна – Россия. Что за город – Москва. И о футболе российском я знал очень мало.

– И какое впечатление на вас произвела Москва?

– Очень понравился город. Красивый центр, исторические здания, я это очень люблю. Красная площадь произвела на меня сильное впечатление. Я ее знал по школе, из учебников, теперь вот увидел живьем…

– Русский язык вы ведь тоже изучали в школе?

– Да, два года.

– Сразу после прихода в ЦСКА вы заявили, что российский чемпионат сильнее чешского. Сейчас можете повторить то же самое?

– Я не скажу, что лучше. Мне кажется, что здесь просто больше сильных команд. В Чехии три, от силы четыре клуба ведут борьбу за медали. А здесь можно насчитать шесть-семь команд, серьезно укомплектованных и объективно способных бороться за «золото». В чем основное отличие российского футбола от чешского, знаете? Здесь очень много иностранцев. В Чехии такого нет.

– Что вы знали о ЦСКА до того, как подписали контракт? Ведь, будучи игроком «Спарты», вы пересекались только с московским «Спартаком»?

– Я действительно практически ничего не знал о ЦСКА, перед тем как приехал в Москву. То есть знал, конечно, что в прошлом сезоне команда имела возможность завоевать первое место, затем уступила «Локомотиву» в «золотом» матче и осталась серебряным призером. Но что представляет собой армейский клуб, какой у него подбор исполнителей – всего этого я не знал. Будучи в «Спарте», не следил за российским футболом, скажу честно.

– Со «Спартой» вы могли сыграть в нынешней Лиге чемпионов. Но по известным причинам этого не получилось. Как лично вы восприняли неудачу в игре с «Вардаром»?

– И мне, и ребятам, и болельщикам-то есть всем, кто любит ЦСКА, – было обидно не попасть в основную стадию Лиги чемпионов. Но я скажу, что «Вардар» не был плохой командой. Нам, конечно, нужно было выигрывать по сумме двух матчей, то есть комплименты в адрес «Вардара» – это не оправдание ЦСКА. Но знаете, самые сложные матчи в футболе – квалификационные. В группе уже легче. В квалификации проиграете одну игру, тем более дома, и все, можно считать свой турнирный путь оконченным. В группе, проигрывая 1:2, вы понимаете, что можете второй матч выиграть, третий, то есть решить в конечном счете свою задачу.

– Август вообще вышел самым трудным для ЦСКА: поражение в Лиге чемпионов, обидный проигрыш аутсайдеру – «Торпедо-Металлургу», уход Газзаева из сборной… Вам тогда не показалось, что ЦСКА надломится и не сможет завоевать золотые медали?

– У всех команд бывают такие месяцы или три-четыре плохие игры. Мы действительно, уступив «Вардару», пережили кризис. Но я верил в команду. У нас всегда был хороший отрыв от ближайших преследователей. Так что в победе не сомневался.

– Многие считают, что в первом круге чемпионата вы лично играли гораздо лучше, чем во втором. Согласны с таким утверждением?

– Да, конечно. Я ведь был самый дорогой игрок. Все смотрели на меня в каждом матче, и было тяжело еще и с психологической точки зрения. Потом новая страна, новая команда… Тяжело в таких условиях отыграть весь год на высоком уровне. Я считаю, что очень хорошо провел первую половину. Вторая – да, не удалась. Защитники приноровились к моей манере игры, а потом, я уже много раз говорил об этом, в Чехии футболист играет максимум 6 месяцев, потом отдыхает. А здесь 10 месяцев плюс предсезонная подготовка. Такого тяжелого сбора в моей жизни еще не было! И к концу сезона это стало сказываться.

– ЦСКА лидировал в чемпионате от первого и до последнего тура, хотя понятно, что чемпионство далось команде непросто. Кто из соперников произвел на вас самое сильное впечатление?

– В самом начале «Локомотив» играл плохо, много потерял очков. Но сегодня он показывает просто потрясающий футбол – взгляните, как они играют в Лиге чемпионов! В концовке сезона прилично выглядел «Зенит». Для дебютанта очень неплохо смотрелся «Рубин».

– У вас последняя игра как раз в Казани. Какие планы?

– Всегда хочется выиграть. Мы, конечно, уже чемпионы, и очки не нужны, но есть такая вещь, как престиж команды, который не позволяет просто взять и отдать игру.

– Как вам понравилось судейство в российском чемпионате?

– Я слышал здесь такую фразу: судья – тоже человек. Это значит, что он тоже может ошибаться. Некоторые судьи в России ошибаются очень много. Бывает, конечно, задаешься вопросом: он просто не умеет судить или делает это специально? Здесь один судья очень хорошо работает, другой очень плохо. То есть большая разница между ними, нет какого-то среднего уровня. В Чехии примерно то же самое. Есть три-четыре квалифицированных арбитра, а остальные судят, как могут. И там тоже было такое правило: если кто-то покритиковал арбитра, на него налагался штраф. В России это правило только недавно отменили. Я считаю, что правильно. После матча у всех кипят эмоции, кто-то не сдержится, выскажет свое мнение, почему он должен платить за это штраф? Иногда бывает так, что ты готовишься к какому-то матчу целую неделю, настраиваешься, выходишь играть, а на 90-й минуте в твои ворота назначают пенальти непонятно за что. Очень трудно бывает в такие моменты сдерживаться и молчать.

– Игру ЦСКА многие критиковали за отсутствие зрелищности. Вам лично нравился футбол, в который вы здесь играли? Все-таки «Спарта» действовала в несколько ином ключе…

– Вы знаете, такие вопросы от журналистов я как раз слышал и в Праге. Там тоже спрашивают после того, как «Спарта» выиграет очередной чемпионат, почему, мол, не показали красивый футбол. Я отвечу так: быть лидером тяжело. Все настраивались на игру с ЦСКА самым серьезным образом, пытались продемонстрировать свои лучшие качества, большими силами играли в обороне… В таких условиях очень трудно показывать красивый футбол. Он получается, когда твой соперник, как и ты, раскрепощен. А когда он обороняется силами шести-семи человек, бывает не до красоты. Взломать бы эту оборону… Вообще в Европе красивый футбол показывает одна команда – мадридский «Реал».

– Еще сборная Чехии, в которую вас перестали вызывать… Переживаете по этому поводу?

– Нет, совершенно не переживаю. Я хочу быть здоровым и показывать хороший футбол в ЦСКА – это моя главная задача.

– С тренером сборной удалось пообщаться?

– Нет, не созванивались.

– Чешскую сборную сейчас называют едва ли не самой сильной в Европе. Как вам кажется, какие шансы у нее выиграть чемпионат?

– В этом году Чехия действительно играла очень хорошо. Но надо подождать следующего года. Там такая проблема: играют 12-13 игроков. Когда они здоровы, команда показывает отличный футбол, если кто-то из этой обоймы получит травму или просто потеряет форму, найти равноценную замену будет очень сложно.

– Вы все же надеетесь сыграть в Португалии или думаете, что тренер будет ориентироваться на тот состав, что завоевал путевку на Евро-2004?

– Думаю, что все же будет ориентация на тех, кто выиграл квалификационный турнир. И потом у меня невыгодные условия. Я начинаю сезон только в марте, такая в России традиция, и когда сборная будет проводить товарищеские матчи перед чемпионатом Европы, я вряд пи успею набрать нужную форму.

– По Праге скучаете?

– Ну, конечно.

– С Москвой могли бы ее сравнить?

– Москва – очень большой город. В Праге живет чуть больше миллиона человек, а здесь – почти двенадцать, насколько я знаю. Общее между городами в том, что и там и здесь очень много исторических зданий. И река течет: в Праге – Влтава, а здесь – Москва. Но вообще река есть в любом городе.

– В Москве вы живете где-то рядом с «Динамо», насколько я знаю?

– Да, недалеко. Район называется «Аэропорт».

– Ближе к центру переехать нет желания?

– Нет, у нас дом в очень хорошем месте. Из окна открывается вид на парк. Мы с женой очень любим там гулять. Тихое, спокойное место. Зачем переезжать?

– Где вы еще проводите свободное время?

– По магазинам люблю ходить. В ГУМ, Охотный ряд… Туда, где погулять можно и сделать какие-нибудь покупки. Просто на улицу сейчас выходить не очень приятно, уже похолодало, так что большие магазины – это в самый раз. Могу в ресторан пойти с женой. То есть у меня здесь нет проблем с тем, как провести свободное время. Проблемы с самим временем.

– Ваш соотечественник Недвед претендует на звание лучшего игрока Европы. Если все произойдет именно так, вы ему позвоните, чтобы поздравить? Какие у вас отношения?

– Нормальные отношения. У меня, к сожалению, нет номера его мобильного телефона. Но когда его встречу, обязательно поздравлю. В том, что именно он станет лучшим в Европе, у меня лично нет никаких сомнений.

– А кто поздравлял вас? На следующий день после победы в чемпионате вы ведь отмечали свой день рождения…

– Да. Ну, начать с того, что на следующий день после победы в чемпионате мы собрались как раз эту победу и отпраздновать. А у меня действительно был день рождения, так что объединили. Там были и Валерий Газзаев, и Евгений Гинер. Все меня поздравляли, облили шампанским (по случаю чемпионства, а не дня рождения). Из Чехии многие позвонили, поздравили. Кто-то прислал СМС-сообщения. В общем, забытым я себя не чувствовал.

О ком или о чем статья...

Ярошик Иржи