«Футбол», 01.1993
Сколько их было? 97? 99? 100? Нетрудно угадать реакцию читателя. «Да вы что издеваться над нами изволите, милостивый государь. Потрудились бы открыть справочник». Это, пожалуй, самый деликатный совет, который мне пришлось бы выслушать, задай я подобный вопрос прилюдно. Поверьте, были у меня и время, и возможность заглянуть не в один справочник. Работа над ними и породила вопросы. Полная разноголосица относительно голов Боброва, забитых им в чемпионате СССР 1949 года. По одним источникам их 11, по другим – 13, а по газетным отчетам набежало даже 14 (протоколы игр 40-х годов, увы, не сохранились). Если придерживаться первой версии, сумма голов Боброва, забитых в чемпионатах равна 97. Эта цифра приводится во многих справочниках последних лет, причем не на уровне версии, а вполне непреложного факта.
Существует рассказ Константина Есенина о том, как Бобров, узнав, что до заветной сотни ему не хватило всего трех голов, в сердцах воскликнул: «Если бы мне разрешили, я и сейчас мог бы забить эти три гола». Уверен, забил бы, хотя шел ему тогда уже шестой десяток. Уверен я и в том, что не надо было забивать ему трех мячей, максимум – один, так как придерживаюсь иной версии: в 1949 году Бобров забил 13 голов, а всего – 99. Любая версия нуждается в достаточно весомой аргументации. Готов обосновать свою точку зрения, однако из-за обширности темы, с позволения читателей, поговорим об этом в другое время. И не только о спорных голах Боброва, но и других известных бомбардиров 30-х – 40-х годов.
Велик соблазн в материале, посвященном юбилею великого форварда, использовать полновесную юбилейную цифру «100», тем более зацепочка, хоть и тонюсенькая, все же имеется. Поддаться соблазну – значит идти на заведомую фальсификацию. А делать это по отношению к человеку, не терпевшему фальши, кощунственно. Я уже не говорю о том, что автору следует думать и о своей репутации. Такие вопросы не решаются волевым усилием или личными пристрастиями. Их невозможно решить ни тайным, ни поименным голосованием. Даже всенародным референдумом Нужны неопровержимые факты, коими мы не обладаем. Пока.
К счастью, в спортивной биографии Боброва фактов достоверных, не вызывающих сомнений значительно больше. О них и поведем речь.
Первый матч чемпионата СССР Всеволод Бобров провел 19 мая 1945 года на стадионе «Сталинец» против московского «Локомотива». Появился он на поле в середине второго тайма и отметил дебют двумя забитыми мячами. Много забивал Бобров. Не исключено, что со временем некоторые голы стерлись из памяти. Первые – вряд ли. Первый гол – это как первая любовь. Не потому ли форвард армейцев питал к воротам московского «Локомотива» особенно нежные чувства. В том сезоне железнодорожники заняли последнее место и вернулись в группу сильнейших в 1948 году. Радости Боброва не было предела. «Объятия» после двухлетней разлуки были столь бурны, что недолго было и душу Богу отдать. В итоге семь забитых мячей: четыре – в первой встрече и три – во второй. А всего двенадцать мячей забил он московскому «Локомотиву» в семи играх.
Довольно сильным было его «увлечение» и ленинградским «Динамо», которому знаменитый форвард тоже забил 12 голов, но в девяти встречах.
Второй матч за команду ЦДКА Бобров сыграл 27 мая 1945 года е Киеве. Это была первая его игра на выезде, и он снова забил два гола. Вы уже догадываетесь, куда я клоню. Да, «сентиментальный» Бобров вне пределов Москвы чаще всего забивал именно в этом городе – восемь голов (восемь мячей он забил и в Тбилиси).
При всей приверженности первому чувству, Бобров не обделял вниманием и другие команды. В год своего дебюта он забил голы всем участникам чемпионата. В 1946 году первая же встреча Боброва с дебютантами первенства, куйбышевскими «Крылышками», не прошла для тех бесследно. Та же история случилась в следующем сезоне с новичками – футболистами ВВС. Год 1949-й. Первая группа пополнилась пятью новыми командами. Сезон для Боброва был тяжелый, из-за травм пришлось пропустить 20 игр, поэтому не всех новобранцев удалось ему проверить. Когда же доходило до дела… Рижской «Даугаве» он забил два гола, столько же – харьковскому «Локомотиву». Та же участь в 1951 году постигла горьковское «Торпедо», а в 1953-м – спартаковцев Вильнюса, отделавшихся, правда, всего одним голом. Это был последний мяч, забитый Бобровым в чемпионатах.
В 1950 году Бобров перешел из ЦДКА в ВВС. В третьем матче в составе нового клуба он вышел на поле против своих недавних товарищей. Появилась возможность к богатой коллекции «скальпов» прибавить еще один. В этой встрече новый лидер команды летчиков был несколько инертен: то ли недавние партнеры взяли его е тиски, то ли у Боброва «нога не поднималась» на своих… И все же незадолго до конца встречи во время атаки на ворота ЦДКА мяч отскочил к Боброву, и тот, находясь за пределами штрафной, с лета вонзил его в сетку. Гол этот оказался в матче единственным.
Только трем командам – «Шахтеру», тбилисскому «Спартаку» и ВМС каким-то чудом удалось уберечь свои ворота от грозного форварда.
Известно, что далеко не каждый гол, забитый соперникам, приносит победу. Что касается голов Боброва, то обладали они удивительным целебным свойством. Для своей команды, разумеется. В 90 матчах (первенство, Кубок, международные встречи) забивал он голы. В 76 случаях его команда получала два очка, в 11 – очко. И только три раза не спасли они от проигрыша. Иными словами, гол Боброва являлся почти стопроцентной гарантией от «несчастного случая».
Пять сезонов провел он в команде ЦДКА, и трижды за это время армейцы становились чемпионами. Чтобы понять, каков был вклад Боброва в эти победы, приведу несколько примеров.
1947 год. ЦДКА и «Динамо» мчатся к финишу «ноздря в ноздрю». И надо же. В одном из матчей Бобров получает очередную травму. Следующую игру пришлось пропустить. До конца турнира оставалось всего три тура. Каждое очко – на вес золота. В прямом смысле этого слова, ибо именно с 1947 года чемпион страны стал награждаться золотыми медалями. Не залечив травму, вышел он на поле в матче со «Спартаком» и забил единственный гол. Победный. Оставались две игры на выезде. Первая – в Тбилиси. Проигрыш мог лишить шансов на первое место. Дважды армейцы проигрывали по ходу матча, и оба раза Бобров выравнивал счет. Спасено очко, и вместе с ним сохранен шанс на конечный успех. Но для этого необходимо решить чрезвычайно трудную задачу – крупно победить в Сталинграде (5:0 или 9:1). ЦДКА победил с нужным счетом (5:0). Бобров забил четвертый гол.
1948 год. Из-за травм Бобров пропустил девять игр. И вот 10 августа, опять-таки полностью не восстановившись, он включается в чемпионат тот момент, когда его товарищи, находясь в почти безнадежной ситуации, пытались все же настичь уверенно лидировавших динамовцев Москвы. И что же. В оставшихся 10 матчах Бобров забил 14 мячей! Два из них в последнем, решающем – с московским «Динамо». Гол, решивший судьбу чемпионате, провел он всего за пять минут до конца игры.
Сильно ли погрешу против истины, сказав, что тот чемпионат выиграл Бобров?
Чем тяжелее складывался матч, тем с большим неистовством бился он за победу и часто добивался ее, не раз при этом доказывая, что безнадежных ситуаций не бывает.
Глубокая осень 1945 года. Московское «Динамо» отправляется в футбольную Мекку. На наших ребятах лежала огромная ответственность, так как результат этого турне имел не столько спортивное, сколько политическое значение: с точки зрения обитателей Кремля, представители народа, победившего на полях сражений, не могли проигрывать на полях спортивных. Динамовцы берут с собой в Англию Боброва.
Первый матч с «Челси». Наши на волоске от катастрофы: сначала 0:2, а незадолго до конца игры – 2:3. Лишь точный удар Боброва спасает не только команду, но и престиж страны. Игра с «Арсеналом», усиленным несколькими игроками сборной. Динамовцы, проигрывая 1:3, все же сумели победить. Победную точку поставил Бобров, забивший в том матче два гола. Еще три мяча провел он в ворота «Кардифф Сити».
Как не вспомнить ставший уже легендарным матч олимпийского турнира 1952 года между сборными СССР и Югославии, когда наша команда, проигрывая за четверть часа до конца 1:5. сравняла счет. Прежде всего благодаря Боброву, забившему три гола.
Ну, а теперь я предлагаю отвлечься от основной нашей темы. Для разрядки заполним небольшую паузу несколькими примерами из раздела «Занимательная статистика»
Мы уже знаем, что первый матч за ЦДКА Бобров провел против московского «Локомотива». И прощальную встречу в составе этого клуба он сыграл против того же соперника. В обоих случаях он находился на поле неполное игровое время. Первую игру в составе ВВС Бобров снова проводит против «Локомотива», но уже харьковского. Последний свой матч в чемпионатах СССР Бобров сыграл 12 августа 1953 года. Соперник – харьковский «Локомотив». В обоих случаях он находился на поле все 90 минут. В играх первенства всего два раза Бобров выходил на замену: впервые в уже не раз упомянутом матче с московским «Локомотивом», а во второй раз – 7 июля 1953 года, когда он сыграл свой первый матч за «Спартак». И снова это случилось в игре с московским «Локомотивом».
Уже после первого матча Бобров стал игроком основного состава, и выпускать этого большого мастера на замену было как-то неловко. Зато заменяли его в ходе встречи довольно часто, и не по тактическим соображениям, не по прихоти тренеров, а по воле его опекунов. Первую, и самую тяжелую травму, от последствий которой (несмотря на несколько операций) ему так и не удалось оправиться, он получил 28 мая 1946 года в Киеве. Находившийся в составе сборной СССР на олимпийском турнире в Финляндии Георгий Антадзе говорил мне как-то, что Бобров, можно сказать, играл тогда на одной ноге. Это не преувеличение. Впрочем, на одной ноге он играл после киевской травмы постоянно. Когда и ступать на больную ногу было тяжело, ему приходилось бегать, бить по воротам, забивать… И забивать немало.
Сколько же мог забить Бобров «двуногий», не будь злополучной травмы? До травмы он сыграл 28 матчей, забив в них 32 мяча (1,14 гола за игру). В год своего дебюта Бобров стал лучшим бомбардиром турнира и установил рекорд результативности своего клуба, не превзойденный по сей день. В том первом послевоенном чемпионате он в течение всего второго круга (11 матчей) ни разу не ушел с поля без гола. А в трех первых играх следующего сезона увеличил рекордную серию до 14. Результат из разряда выдающихся.
Посла травмы коэффициент результативности Боброва значительно снизился – 0,73 (64 гола а 87 играх). Но даже «одной левой» он мог устанавливать рекорды. Так, в 1948 году в 17 играх им забито 23 мяча (1,35). Ни один бомбардир в истории чемпионатов Союза не сумел достичь такого высокого коэффициента.
В двух матчах первенства СССР он забил по четыре гола, что за всю историю отечественных чемпионатов удавалось только Г. Федотову и В. Бузунову.
Сколько же мог забить этот выдающийся бомбардир, играя на двух ногах? Давайте считать. В 87 матчах первенства на поле выходил «сломанный» (но не сломленный) Бобров. Прибавьте еще страшную цифру 110 – столько игр ему пришлось пропустить из-за травм. Почти столько, сколько сыграл! А, собственно, почему, будь он в добром здравии, ему надо было бы уходить из футбола в 1953 году? Накиньте еще несколько лет. Сколько же он забил? Запутались? Не огорчайтесь. И мы, статистики, наверняка запутались бы от такого обилия мячей (мы и в сотне его голов разобраться еще не сумели). Хлопот он доставил бы немало. Ну, а радости – неизмеримо больше. Такова была главная особенность голов Всеволода Боброва.
О ком или о чем статья...
Бобров Всеволод Михайлович