Войти

Игорь Беланов: «Сына назвал в честь Лобановского»

«Команда», 27.09.2000

Идя на встречу с Белановым, даже представить себе не мог, с чего начнётся наша беседа. Не успел включить диктофон, чтобы поздравить Игоря Ивановича с 40-летием, как услышал просьбу:

– Если есть такая возможность, я бы хотел через газету «Команда» дать опровержение статье, опубликованной не так давно в «Экспресс-газете». Ко мне недавно приезжал корреспондент этого издания и брал интервью. Я даже не сразу понял, какую конкретно газету он представлял. Услышав слово «Экспресс», сначала подумал, что отвечаю на вопросы российского «Спорт-Экспресса». А когда впоследствии мне в руки попала «Экспресс-газета», глаза на лоб полезли. На развороте заголовок – «Игоря Беланова обокрала бывшая жена. Беланов подал на развод»! А в мои уста вложены слова, которых я вообще не говорил. Смысл же действительно сказанного был настолько искажён, что при встрече мои друзья и знакомые задавали один и тот же вопрос: «Игорь, ты нормальный человек? Как такое мог сказать?!» И каждому приходилось доказывать, что всё совсем не так. Но больше всего в этой ситуации возмутило то, что от этой статьи пострадала моя бывшая семья. Как можно было так облить грязью ни в чём не повинных людей?! Ведь у них своя жизнь, и они имеют право на простое человеческое счастье. А какая-то бульварная газета, наживаясь на дутой сенсации, калечит людям жизнь.

– Тогда, может, стоит подать на это издание в суд?

– И вариться в этом котле? Не хочу этого делать и не буду. Пусть это останется на совести корреспондента. Может, ему когда-нибудь станет стыдно.

– Игорь Иванович, давайте всё-таки о приятном. О футболе. Почему именно с этим видом спорта вы связали свою судьбу?

– Потому, наверное, что в Одессе просто нельзя не играть в футбол. С самого детства я гонял во дворе мяч с друзьями. А уже позже стал заниматься этим профессионально.

– А как родители относились к вашему увлечению футболом?

– Мама была против – не хотела, чтобы я получал травмы. А отец, к сожалению, ушёл из жизни, когда мне было 16 лет. Уже с этого возраста пришлось и работать, и тренироваться. Так что выбора не было.

– Вы, кстати, довольно поздно начали играть…

– Что значит «довольно поздно»? В футбол гонял, ещё когда был пацаном. Просто не довелось «засветиться» на уровне юношеского футбола.

– Своего первого тренера помните?

– Как же можно забыть Эдуарда Масловского!

– … благодаря которому, как вы говорили на церемонии вручения «Золотого мяча», стали лучшим футболистом Европы 1986 года?

– Вообще-то, я стал лучшим во многом благодаря Валерию Васильевичу Лобановскому. А Масловскому благодарен за то, что он дал мне путёвку в жизнь. Именно он направил меня, дал основу и на каком-то этапе заменил мне отца.

– Где, кстати, хранится ваш «Золотой мяч»?

– Дома. Это моя самая памятная награда.

– Частенько доводилось слышать, что ваша карьера могла и не состояться, так как в своё время вас отчисляли из СДЮСШОР «Черноморец» как бесперспективного…

– Да, было дело. Характер у меня был такой – постоянно доказывал свою состоятельность. Когда все вокруг говорят, что ты маленький и слабенький, это слышать неприятно. Вот и доказывал, ссорился даже. Это, наверное, и позволило состояться в этой жизни. А бывало довольно тяжело, уж поверь. Отец умер, и повзрослеть пришлось очень рано. Но, видно, судьбе было угодно, чтобы я прошёл через всё это и добился результата.

– В период вашего футбольного становления, вы, знаю, работали с Виктором Зубковым, к которому даже бегали советоваться, стоит ли переходить в киевское «Динамо».

– Это правда. Я очень уважаю Виктора Захаровича, у которого многому научился. Это прекрасный человек и редкий специалист.

– А почему не сразу согласились переехать в Киев?

– Потому что знал, что ещё сыроват. Да и побаивался. И это нормально. Нельзя бежать сломя голову просто потому, что тебе так сказали. Любой шаг необходимо обдумать. Перед тем как перейти в киевское «Динамо», я реально оценивал свои силы. И только когда почувствовал, что смогу заиграть на этом уровне, переехал в Киев. Причём в «Динамо» пришёл играть, а не «играться». В «Динамо» нельзя бояться конкуренции со стороны именитых партнёров. Здесь нужна наглость, что ли. Или, как говорят, спортивная злость. Помню, как дебютировал. Играем в Москве против одноклубников в манеже. Назначают пенальти в ворота москвичей. А тогда в Киеве были свои пенальтисты. Хорошо били 11-метровые Блохин, Демьяненко и Бессонов. Тем не менее, я схватил мяч и побежал забивать, а когда забил, почувствовал такую уверенность в своих силах, что потом мне уже было легко преодолевать трудности. Кстати, примерно так же Андрюха Шевченко утверждался в «Милане». У него такая же «динамовская» психология. Мы, разные поколения динамовцев, как одна семья.

– Значит, не было мыслей сбежать из Киева на начальном этапе?

– Была! Особенно после того, как на одной из первых тренировок меня в кроссе обогнали на полтора круга. Но ребята меня успокоили. Да и Лобановский сказал: «Игорь, не ты первый, не ты последний! Будешь работать – и всё у тебя получится». Я ведь пришёл в «Динамо», когда мне исполнилось 24 года. Так что времени на раскачку не было. Поначалу сильно комплексовал, но потом просто сжал зубы и работал. А через полгода уже бежал кросс примерно в середине.

– Как складывались отношения с Лобановским?

– Не могу сказать, что напряжённо, но и не целовались. Всегда оставались профессионалами. Валерий Васильевич никогда не имел любимчиков. Мы все были равны и, наверное, поэтому чего-то добились и в футболе, и в жизни. Лобановский многое сделал для меня. Именно он пригласил меня в Киев, убедил, что мне это нужно и заставил меня поверить в свои силы. Да, всякое бывало, ругались даже, но всегда знали и понимали, что делаем одно дело. Валерий Васильевич действительно заслуживает того, чтобы его носили на руках.

– Сейчас Лобановский стоит у руля киевского «Динамо» и сборной Украины. Как считаете, хорошо ли это, если учитывать состояние его здоровья? Всё-таки нагрузка на его плечи легла колоссальнейшая…

– А что делать, если в стране нет специалистов, равных ему? Но я верю, что вскоре Лобановский сам подготовит себе достойных преемников. Тем более что рядом с ним растут как тренеры Буряк, Михайличенко. Да и не забывайте о Блохине. И всё же пусть Валерий Васильевич проживёт ещё 350 лет и добьётся ещё более громких побед и с «Динамо», и со сборной!

– Вы общаетесь с Валерием Васильевичем?

– Конечно. Частенько созванивается, беседуем, делимся новостями. Я люблю Лобановского, как своего отца. Поскольку, повторюсь, он помог мне стать не только классным футболистом, но и человеком.

– А с бывшими партнерами по «Динамо» встречаетесь?

– Может, не так часто, как хотелось бы, но встречаюсь. Созваниваемся с Васей Рацем, Сашей Заваровым, Олегом Блохиным. Частенько говорим по телефону с Витей Пасулько, который живёт в Германии.

– Игорь Иванович, после «Динамо» вы оказались в Мёнхенгладбахе, хотя заслуживали и более солидного контракта…

– Что поделаешь, так сложилась судьба. В своё время мог оказаться в «Ювентусе» вместе с Заваровым, но тогда меня не отпускали из Киева. А подробностей – кто и на какую сумму подписал контракт с «Боруссией» – тоже не знаю. Впрочем, стоит ли жалеть об этом? Думаю, нет.

– Какой год считаете для себя звёздным часом? Наверное, 1986-й?

– Нет. Мой, а равно и динамовский, звёздный час наступил в 1984 году, когда мы ещё только готовились покорять Европу. А в 1986-м просто снимали «сливки».

– Совсем недавно вы ездили в Киев. Если не секрет, для чего?

– Не секрет. В Киеве был организован очень серьёзный футбольный ветеранский клуб «Украина-2000», президентом которого избрали меня. Этот клуб будет заниматься финансированием ветеранского футбола на Украине, устраивать турниры, и сам будет участвовать в соревнованиях различного ранга. Пока «Украина-2000» должен встать на ноги. Мы хотим создать необходимую для него базу. Кстати, мэр Киева Александр Омельченко подписал необходимые бумаги для того, чтобы передать в наше распоряжение киевский стадион «Старт», расположенный возле мемориала футболистам киевского «Динамо», расстрелянным фашистами в годы Великой Отечественной войны.

– Вы принимаете активное участие играх за одесский «Ришелье», а также ветеранскую сборную Украины…

– Да. И, кстати, в позапрошлое воскресенье завоевали третье «золото» чемпионов страны.

– А в июне этого года в составе сборной Украины-35 стали чемпионом мира среди ветеранов. И там, в Германии, прямо на футбольном поле умер Виктор Дуков…

– Прекрасный был человек. Таких, как Виктор Иванович, ещё поискать. Я был дружен с ним, одно время даже немножко помогал овидиопольскому «Днестру». У всех нас его смерть вызвала настоящий шок. Светлая ему память.

– Несколько слов о ДЮФК Беланова…

– Мы создали этот клуб вместе с Игорем Иосифовичем Резником. Во многом ДЮФК, президентом которого я являюсь, существует не «благодаря», а «вопреки» – вопреки всем сложностям. К сожалению, по-настоящему заботится о нём только Игорь Иосифович. А ведь клуб занимается воспитанием талантливых мальчишек, то есть – нашего будущего. В клубе работают хорошие специалисты, многие из них сами в прошлом играли на высоком уровне, а теперь выступают за «Ришелье» и ветеранскую сборную страны.

– Почему, кстати, в 1995 году вы, вернувшись в «Черноморец», отыграли всего три матча, хотя успели даже отличиться забитым мячом?

– Ситуация тогда сложилась настолько комичная, что я даже не хочу заострять на ней внимание – просто боюсь, что ненароком кое-кого обижу.

– Не могу не поинтересоваться вашим мнением о нынешнем положении дел в «Черноморце»…

– Я перестал ходить на его матчи. Больно смотреть на то, что происходит с командой. Если раньше я ещё возмущался: «Как же так?!» – то теперь уже ничему не удивляюсь. Что поделать, если команда попала в руки людей, далёких от футбола. Но верю, что «Черноморец» в будущем вернёт утраченные позиции. Это рано или поздно произойдет. Время всё расставит по своим местам.

– Игорь Иванович, давайте отвлечёмся от футбола и поговорим о ваших увлечениях.

– Как это ни банально звучит, но моё самое большое хобби – рыбалка. Причём предпочитаю в основном речную рыбалку. Стараюсь при возможности выбираться на Днестр.

– Знаю, что вы в последнее время увлеклись занятиями в тренажерном зале…

– Это правда. Занялся бодибилдингом. Нравится работать с «железом».

– Расскажите о своей семье.

– Мою жену зовут Вика. Сыну Валерику, кстати, сегодня исполнился годик (наша беседа состоялась 21 сентября. – Прим. авт.). Сына назвал в честь Валерия Васильевича и отца моей жены. От первого брака есть дочка. Кристинке 15 лет, она ещё учится в школе, в Киеве.

– Валерик – будущий футболист?

– Не знаю. Хотелось бы, конечно, чтобы он стал знаменитым футболистом. Но для меня всё же главное, чтобы он вырос, прежде всего, человеком. А остальное приложится.

– Что пожелаете себе в день своего 40-летия?

– Наверное, здоровья своей семье и детям. Сейчас мой свет в жизни – это сын. Хочу, чтобы он вырос человеком, и я сделаю для этого всё возможное. Буду для него примером во всём. И хотя жизнь уже не требует от меня выкладываться на тренировках, постараюсь поддерживать свою спортивную форму.

О ком или о чем статья...

Беланов Игорь Иванович