Войти

Игорь Негара: «Андрей Шевченко должен служить примером для всех»

«Команда», 21.07.2000

Появление в рядах «Черноморца-2» Андрея Негары вызвало в стане болельщиков немалое удивление. Более всего поклонников футбола волновал вопрос: «Почему Андрей вернулся в Одессу из благополучной заграницы, где молодой талант выступал (точнее будет сказать – обучался) на протяжении почти четырёх лет. Созвонившись с отцом Андрея Игорем Петровичем Негарой, не так давно возглавившим третью команду «моряков», я договорился о встрече, на которой сразу же поинтересовался у Андрея, в каких клубах ему удалось поиграть за рубежом.

– В 14 лет я отправился в голландский «Витесс». Потом поиграл в мёнхенгладбахской «Боруссии», а затем отправился во Францию, в команду «Мец».

– Это молодёжные команды?

– Это любительские команды. В европейских державах профессиональным статусом обладают команды, выступающие только в высшем дивизионе, – берет слово Игорь Петрович. – В основном в этих командах играет много молодых перспективных футболистов.

– Кстати, Андрей, в Мёнхенгладбахе играет ещё один одессит – Андрей Воронин. Как у него там дела?

– Я уже давно с ним не пересекался. Поэтому о его нынешнем положении знаю мало.

– Если ты не против, давай вернёмся в твоё прошлое. Где ты начинал делать свои первые шаги в футболе?

– В СДЮСШОР «Черноморец». Сначала под руководством Александра Скрипника, экс-игрока «Черноморца», а уже потом и отца.

– Почему же ты вернулся домой?

– Всегда мечтал играть в «Черноморце».

– Дело в том, что перед нами остро стоял вопрос подписания личного контракта Андрея, – вновь взял слово отец Андрея. – А ему ещё рановато думать о крупных контрактах. Хотя, конечно, были очень заманчивые предложения. Андреем интересовались бельгийский и греческий клубы, а также киевский «Борисфен».

– А стоило ли отказываться от таких выгодных предложений?

– Стоило. Во-первых, и это ни для кого не секрет, наши ребята в зарубежных командах «чужие». Это необходимо понять. Ну а во-вторых, контракты, которые предлагали подписать тамошние клубы с нашими молодыми футболистами – не такие уж и выгодные. По европейским меркам, деньги, которые заграничные клубы готовы выложить за наших ребят – копейки. По нашим же, на первый взгляд, немалые, но этот контракт не принесёт никакой пользы ни футболисту, ни тем людям и школам, которые научили его играть в футбол. Здесь необходимо пойти по пути, который показало киевское «Динамо». А пример Андрея Шевченко должен быть образцом для всех.

– Если наши ребята в Европе «чужаки», то какой смысл тогда иностранным клубам приглашать их к себе?

– В этом есть свой резон. Наши молодые футболисты получают такую школу, какую не дают нигде. В Европе это очень ценится.

Приходилось слышать мнение, дескать, молодых перспективных игроков продают за рубеж и на этом обогащаются. Это далеко не так. Когда я направлял Андрея в Голландию, просил его конспектировать тренировки этих клубов. Таким образом, из его заграничных «футбольных институтов» пользу извлёк не только он сам, но и я.

– Какие-то особенности тренировочного процесса в этих клубах есть?

– Все без исключения команды клуба тренируются вместе на шикарных газонах. Кстати, то, что молодые ребята имеют возможность тренироваться рядом со взрослыми мастерами, тоже имеет свой смысл. Молодёжь никогда не позволит где-то «сачкануть», ибо знает, что за ними наблюдает главный тренер клуба.

– На каких условиях Андрей ныне находится в «Черноморце»?

– Пока есть контракт, подписанный клубом с родителями, а уже в сентябре, когда Андрею исполнится 18 лет, будем вести переговоры о подписании Андреем личного контракта.

– Своей игрой в «Черноморце-2» Андрей уже завоевал лестные отзывы…

– Но это пока не то. Андрей способен на большее. К сожалению, в январе Андрей получил досадную травму колена. Пришлось потратить несколько месяцев на восстановление. И только недавно его стали подпускать к играм за вторую команду.

– Вы, наверное, имеете представление об институте второй и, главное, третьей команды «моряков»?

– Конечно. Сейчас, например, начал заниматься комплектацией «Черноморца-3».

– Почему, как вы считаете, «Черноморец-3» был снят с розыгрыша областной лиги?

– Всё просто. Идея выступления третьей команды в финале чемпионата области пошла вразрез с планами подготовки всех трёх команд к новому сезону. Задачи второй уже определены. Ну а перед «Черноморцем-3» поставлена цель вести селекционную работу. Она уже ведётся.

– В следующем сезоне третья команда будет участвовать в областном чемпионате?

– Обязательно. Надо же ребятам где-то получать игровую практику. В противном случае ни о каком росте мастерства молодых игроков и речи быть не может.

– Игорь Петрович, расскажите о своём становлении как футболиста и тренера.

– Начинал я в СДЮСШОР «Черноморец» у известнейшего и высококлассного специалиста – Александра Дмитриевича Руги. Специалист это редчайший. Как селекционеру, считаю, ему равных нет. Потому нашу группу принял Эдуард Масловский, а когда мне было 16 лет, я впервые столкнулся с Азаренковым, который очень многое мне дал как игроку. Достаточно сказать, что в его группе были такие игроки, как Юрий Горячев, Владимир Сак и Игорь Беланов. Кстати, Масловский в своё время отчислил из школы Беланова. И, что интересно, именно Масловского Беланов потом назвал тренером, с которого и начался его подъём как лучшего игрока Европы.

– Куда подались после СДЮСШОР?

– В 1977 году начал выступать за дубль «Черноморца». К сожалению, в начале 80-х получил травму колена и вынужден был после восстановления перейти в СКА. А в 1983 году случилась ещё одна травма. На этот раз второе колено. Пришлось с футболом «завязать». Правда, после СКА ещё поиграл в ильичёвском «Судоремонтнике» и одесском «Такси», в которых и начал свою тренерскую карьеру. В 1988 году «Такси» под моим руководством выиграл чемпионат и Кубок Одессы.

Поработал я и в женской команде «Черноморочка», выступавшей в высшей лиге чемпионата СССР. Главным тренером команды тогда был Игорь Васильевич Иваненко.

А в 1992 году Анатолий Фёдорович Зубрицкий пригласил поработать в СДЮСШОР «Черноморец», за что ему большое спасибо. Принял группу ребят 1982 года рождения. В 1996 году мы выиграли всеукраинский турнир «Юность», в 1997 году стали финалистами чемпионата Украины, а в 1998-м – Кубок «Надежда».

– Кого из своих воспитанников могли бы выделить?

– Игоря Бендовского, который играет в Дортмунде. Кроме этого, через мою группу прошли такие ребята, как Юрий Яськов, Игорь Покаринин, Сергей Пономаренко, Слава Щирский, Володя Егоров, Андрей Ущаповский (сейчас он выступает в овидиопольском «Днестре»), Сергей Ковальчук (играет в тираспольском. «Тилигуле»), ну и, конечно, Андрей Негара.

– А из своих тренеров?

– Всех, с кем довелось поработать. Это и Руга, и Масловский, и Азаренков. Также хотел бы отметить Семёна Альтмана, который очень многое мне дал, как тренеру. В 1996 году он, вернувшись вместе с Бышовцем из Кореи, некоторое время просидел в Одессе без работы. И пока ждал приглашений из клубов, помогал мне в СДЮСШОР. Это сотрудничество не прошло для меня даром.

О ком или о чем статья...

Негара Игорь Петрович