Войти

Игорь Наконечный: «В Исландии порой кажется, что находишься на Марсе»

«Команда», 30.03.2000

Как-то плавно и незаметно для всех Игорь Наконечный перешёл на тренерскую работу. Ещё не так давно Игорь Анатольевич выходил на зелёные поля Украины, а уже сегодня он – наставник одесского «Черноморца-2». А ведь Наконечному 23 февраля исполнилось только 40 лет. Его команде в первом круге национального первенства среди коллективов первой лиги пришлось довольно туго. Молодые «черноморцы» второй команды получали боевое крещение практически с листа. И надо сказать, что несмотря на последнее место в турнирной таблице, тренерскому штабу удалось создать в «Черноморце-2» прекрасный микроклимат, что помогло ребятам прежде всего не сломаться психологически. И немалая доля заслуги в этом принадлежит Игорю Наконечному.

«ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ШКОЛЫ «ДИНАМО» ПРИШЛОСЬ «ЗАВЯЗАТЬ» С ФУТБОЛОМ…»

– Игорь Анатольевич, где вы делали свои первые шаги в футболе?

– В киевской футбольной команде «Восход», представляющей одноимённый завод. Это был 1969 год, когда мне исполнилось девять лет. С нами тогда занимался тренер из России Баранов. К сожалению, не помню имени. Его воспитанниками являются такие известные футболисты, как Подпалый, выступавший в своё время в московском «Динамо», и Николай Павлов. Да и многие прошли через его руки, всех и не упомнишь. Что интересно, Баранов был без ноги, на протезе, но умудрялся выходить с нами на поле и играть.

После «Восхода» я попал в футбольную школу киевского «Динамо» к известному специалисту Анатолию Николаевичу Молотаю – прекрасному человеку, великолепно знающему своё ремесло. Он многому меня научил. Однако прозанимался я у него лишь два года, после чего в связи с тяжёлым семейным положением родители перевели меня в киевский футбольный интернат, в котором моими тренерами стали сначала Виктор Киянченко, а затем Михаил Горбач. Хорошая там у нас команда собралась. Заняли первое место среди спецшкол Союза. Финал тех соревнований проходил в Чимкенте, где участвовали такие известные люди, как Хидиятуллин и Бессонов. Вообще же среди ребят 1960 года рождения у нас были Таран, Краковский, Олефиренко, Криштан, Буценко, Задачин и Андриевский. Они тогда в Чимкенте не играли, но уже входили в юниорскую сборную СССР. А после школы я получил тяжёлую травму голени, и с дублем «Динамо», куда меня приглашали, естественно, уже ничего не получилось.

– Что было дальше?

– Мне помогли поступить в Киевский институт физкультуры. Причём от специализированных экзаменов – лёгкой атлетики и прочих – освободили. Но с футболом пришлось завязать.

– Вообще?

– Да. Но я тренировался самостоятельно, для себя.

– И потом в футбол вернулись…

– Да. Виктор Григорьевич Киянченко порекомендовал меня киевскому СКА, который тренировали поочередно Сабо, Мамыкин и Мунтян. Причём Мунтяна я застал в то время, когда он играл, восстановившись после аварии.

– В СКА проходили воинскую службу?

– Нет. Я тогда в институте учился. СКА просто помог вернуться в футбол. В 1978 году пришёл в команду и отыграл за неё три года. Армейцы Киева тогда выступали во второй союзной лиге и всегда демонстрировали неплохую игру. А в 1982 году поступило предложение из одесского «Черноморца», который уже тренировал Виктор Прокопенко.

– И сразу попали в основу?

– Нет. Сразу попасть в основу команды высшей лиги было непросто. Я сильно переживал тогда, но прекрасно понимал, почему в команде на позиции опорного хава предпочтение отдавалось опытному Лещуку. Тем более что эта позиция требует глубокого понимания игры и видения поля. У меня же этого ещё не было, поэтому в первые годы появлялся то в дубле, то в основе с переменным успехом. Но в конце 1983-го всё же закрепился в основном составе. А в 1984-м нам самую малость не хватило для завоевания бронзовых медалей чемпионата СССР.

«В 1986 ГОДУ БОЛЕЛЬЩИКИ ПРОВОЖАЛИ НАС В ПЕРВУЮ ЛИГУ, ВООРУЖИВШИСЬ ГРОБАМИ…»

– «Черноморец»-1984 называют едва ли не сильнейшей командой в истории клуба.

– Во многом это так. В ней играли настоящие звёзды – Роменский, Пасулько, Ищак, Плоскина, Жарков, Третьяк, Беланов, Финк, Шарий, Скрипник, Щербаков.

– Чемпионат СССР чем запомнился?

– Советский чемпионат по своему составу не уступал, пожалуй, ведущим европейским. И это не случайно. За счёт мощных, имеющих большие традиции советских футбольных школ уровень квалификации наших игроков был очень высок. Об этом говорят и результаты отечественных клубов на евроарене. Те же киевские и тбилисские динамовцы становились обладателями Кубка кубков. Советские школы футбола создавали благодатную почву для роста больших мастеров. Московский «Спартак», киевское «Динамо», ереванский «Арарат», вильнюсский «Жальгирис», минское «Динамо», тбилисское «Динамо», да и все остальные – это кузницы талантов. А сколько болельщиков собиралось на трибунах стадионов! И в каждом городе зритель свой, специфический.

– Особенно в Одессе…

– Да уж, одесситов не спутаешь ни с кем. Очень своеобразные у нашего «Черноморца» поклонники. Реагируют на любое событие порой просто неожиданно. Помню, как неистово поддерживали нас, когда мы шли в шаге от «бронзы» в 1984-м, и как оригинально провожали в первую лигу в 1986-м, когда на одном из последних матчей того проваленного чемпионата устроили нам на трибунах демонстрацию гробов с надписями «высшая лига».

«УВЕРНУВШИСЬ ОТ ВАЛЬДАНО, БАГАПОВ ЗАБИЛ СВОЙ ЗНАМЕНИТЫЙ ГОЛ…»

– Вам впервые довелось играть в еврокубках в 1985-м, и против таких «монстров» как «Вердер» и «Реал»…

– То были гранды европейского футбола. Но, как выяснилось, нам они оказались вполне по зубам.

– Волновались, наверное?

– Волнение, конечно же, было. Но только в первые минуты. Когда начиналась настоящая борьба, страх пропадал.

– Немецких и испанских звёзд побаивались? Например, при виде Руди Фёллера мандраж не пробирал?

– Был не мандраж, а уважение. Да, это были разрекламированные звёзды, достигшие в футболе немалых высот. Но это вовсе не означало, что перед ними стоило падать на колени.

– А что особенно запомнилось из тех еврокубковых баталий?

– Запомнилось, как в Мадриде болельщики «Реала» приветствовали вышедшего на замену Сантильяну. Это был их кумир. Прекрасный игрок. Хотя в том матче он ничем особенным не блеснул.

– Зато блеснул вышедший на замену Багапов…

– Потрясающий гол он тогда «Реалу» забил. Причём, что интересно, виновником того мяча испанцы могут считать одного из своих лидеров, аргентинца Хорхе Вальдано. Это был рослый атлетичный футболист, жёстко вступавший в единоборства. Он мог свободно нанести травму, выполняя подкат. Именно его «заслуга» в том, что Спицын уже на пятой минуте покинул поле. А в своё время «сломал» Яремчука. Так вот, когда Багапов вышел на замену, к нему бросился Вальдано, пытаясь в подкате забрать мяч, но Александр опередил настырного аргентинца, сумев нанести свой знаменитый удар. Мяч по сумасшедшей траектории поднялся вверх и опустился уже в воротах мадридцев. Повезло тогда Багапову, хотя он и обладал хорошо поставленным ударом с левой ноги.

– Испанцы были в шоке?

– Для них такой поворот событий стал неприятным сюрпризом. Мы могли и ничью из Мадрида увезти, но помешал всё тот же Вальдано.

– Уго Санчес свои знаменитые сальто продемонстрировал?

– Так ведь он же не забил. Не было повода.

– Как вас встретили в Одессе после выездной ничьи с «Вердером»?

– Ажиотажа не было. Мы ведь из Бремена сначала прилетели в Москву, а потом уже поездом вернулись домой. Поэтому у наших болельщиков не было возможности устроить бурный приём по горячим следам.

– Как складывалась ваша карьера после «Черноморца»?

– В 1989 году перешёл в запорожский «Металлург». В «Черноморце» стали делать упор на более молодых ребят, и я решил, что лучше уступить им дорогу. Хотя потом понял, что 29-30 лет для футболиста – самый расцвет. Думаю, тренеры «Черноморца» всё же поспешили тогда с моей заменой. Но я нисколько не жалею, что перебрался в «Металлург». У нас там подобрался приличный коллектив. Сивуха, Сорокалет, Шох, Вернидуб – очень сильная была команда, которую тренировал Геннадий Жиздик.

«Металлург» вышел в высшую лигу и вполне мог там закрепиться, если бы не развал Союза. Чемпионат Украины-1992 я отыграл в Запорожье, после чего перебрался в Одессу. Тогда неплохие перспективы намечались у новообразованного СК «Одесса». С той командой мы наделали шороху в Кубке Украины-1992/93, обыграв в 1/16 финала земляков из «Черноморца». В четвертьфинале могли пройти и «Карпаты», но как потом выяснилось, игра во Львове была, мягко говоря, нечистой. Я, правда, участия в ней не принимал. В 1992 году получил травму и перенёс операцию. Более того, дела у «Одессы» не пошли, и оставаться в клубе было делом неперспективным. И следующим моим клубом стал исландский «Вестманнаэйяр».

«ИСЛАНДИЯ – ЭТО СПЛОШНЫЕ КАМНИ, ПРОЗРАЧНЫЙ ВОЗДУХ, КАРЛИКОВЫЕ ДЕРЕВЬЯ, СИЛЬНЫЕ ВЕТРЫ И ОЧЕНЬ ТРУДОЛЮБИВЫЙ НАРОД…»

– Это один из лидеров исландского футбола?

– В тот момент, когда я в него попал, он, напротив, вылетал из высшего дивизиона.

– А как на вас вышли исландцы?

– Вариант с Исландией стал возможен благодаря руководству «моряков».

– Что в целом представляет из себя исландский футбол? В чемпионате играют одни сплошные любители?

– Почему? В Исландии есть пять-шесть коллективов, которые борются за «золото» чемпионата и являются профессиональными клубами. Тот же «Вестманнаэйяр» полупрофессиональная команда. И сказать, что в этой стране слабое первенство, нельзя. Да и интрига присутствует. Игроки демонстрируют жёсткий, атлетичный футбол, напоминающий по своей манере английский. Я, кстати, не ожидал, что там настолько техничные исполнители.

– В Исландии много легионеров?

– Когда я играл, было человек 15 югославов и один поляк.

– Одна из главных примет местного климата – сильные ветры…

– Правильно. Причём направление ветра меняется часто и внезапно. Как мне говорили, в Исландии никогда не бывает ниже пяти градусов именно из-за сильных ветров.

– Но, наверное, и о жаре там приходится только мечтать…

– Совсем нет. Бывает достаточно жарко. Летом, например, можно даже загорать. Правда, стоит задуть ветру, как уже требуется тёплая куртка. Такие вот контрасты.

– А играть такие ветры сильно мешают?

– Мешают, конечно же. И привыкнуть тяжёло. Правда, наш стадион находился в низине, так что некоторая защищенность от этого была. Кстати, численность населения нашего городка не превышала 5000 жителей, и многие на своих машинах размещались над «ямой» стадиона и оттуда сверху наблюдали за игрой. Смотрится это достаточно экзотично.

– Сколько вы пробыли в «Вестманнаэйяре»?

– Три месяца. Хотя, не скрою, был не прочь поиграть ещё. Но после того как клуб вылетел из высшего дивизиона, ни у меня, ни у руководства в дальнейшем сотрудничестве резона не было.

– И вернулись в Одессу?

– Да. И даже подумывал об окончании карьеры. Но вдруг позвонили из Запорожья. Приезжай, говорят, нужна помощь. Тогда «Металлург» переживал нелёгкие времена, у клуба были финансовые проблемы, и, естественно, перед командой стояла одна цель – удержаться в высшей лиге. Поработал в тот период под руководством Куксова. А в конце 1994-го покинул запорожскую команду, когда пришёл Томах.

– Уже тогда стали подумывать о тренерской карьере?

– Именно. Я не мыслил себя без футбола, ничем другим просто не мог заниматься. Бизнес не для меня. Для этого необходим и стартовый капитал, да и желание.

– Дебют в качестве тренера состоялся в «Лотто-Джи-Си-М»?

– Нет, ещё в СК «Одесса», когда работал играющим тренером в паре с Серёжей Жарковым.

– Тренировать вам позволяет диплом института физкультуы?

– Да. Но, конечно, неплохо было бы окончить ВШТ. В Союзе самая сильная тренерская школа была в Москове. Но тогда я ещё играл. А после распада СССР возможности учиться там уже не было. Но удалось пройти первый этап тренерского лицензирования в Киеве. Хотя и непросто было теоретически подготовиться за довольно сжатый срок. Было интересно, но не успевал всё усвоить. Уже потом, когда анализировал полученную информацию, постепенно разобрался с теорией. Полезными были и практические занятия, которые вели Колотов и Базилевич.

– На какую тренерскую школу вы опираетесь?

– Больше всего импонирует школа киевского «Динамо». Но также интересна и школа московского «Спартака». Я сторонник разнообразных действий. Не нравится, когда игра команды строится только в каком-то одном направлении. От этого страдают и зрители, и зачастую результат. Вот посмотрите. Конёк «Спартака» – проходы через центр. Но сейчас спартаковцы перестроились, потому что современный футбол не стоит на месте, и стали использовать фланги и забегания.

– Под вашим руководством «Лотто-Джи-Си-М» выиграл все трофеи в областном футболе. Эта же команда, но уже под названием «СКА-Лотто», стала второй в своей группе второй лиги. После этого вы уже в качестве тренера вернулись «Черноморец».

– Совершенно верно. Я работал тогда с Владимиром Козеренко и Валерием Поркуяном. А через полгода, когда в 1998 году СК «Одесса», уже ведомый ФПГ «Приморье», обыграл в Кубке Украины «Черноморец» и уступил потом киевскому «Динамо», вместе с Александром Щербаковым отправился в «Одессу», а Голоколосов, тренировавший СК, в «Черноморец». В чемпионате-1998/99, как вы знаете, СК «Одесса» без проблем выиграл вторую лигу и вышел в первую. Тогда команда пошла по накатанной колее. Сначала с ней работал Голоколосов, потом главным был Щербаков, а уже в концовке коллектив принял я, и сейчас помогаю Валерию Поркуяну. Впоследствии же команду переименовали в «Черноморец-2». Первый круг позади, начался второй. К сожалению, пока идём последними. Хотя, считаю, могли быть и выше. Несмотря на объективные трудности и, главное, нестабильность состава, команде всё же не хватало чуточку везения. А ведь все встречи проходили в очень упорной борьбе. Проигрывали зачастую в один мяч. А бывали и ничьи, когда просто обязаны были удерживать победный счёт. За исключением матчей с «Динамо-2» и «Сталью», у нас не было провальных игр.

– В первом круге вам пришлось лепить команду на ходу, и уже сейчас можно говорить, что небезуспешно. Из команды получается боеспособный коллектив, хотя многие ребята ещё очень молоды. Кто из них способен вырасти в классных футболистов?

– Считаю, что уже выросли Терещенко, Чернов и Хроль. Они прошли школу второй лиги, а теперь уже и первой. Кроме того, вторая команда всё-таки преследует цель – подготовку кадров для первой. Когда, например, не пошла игра в первой команде у Собковича, он прошёл у нас «реабилитацию». И посмотрите – вновь в «основе». Так что «Черноморец-2», несомненно, необходим. Но вот вопрос, в каком качестве и в какой лиге? На мой взгляд, целесообразнее было бы проводить, как в Союзе, чемпионат «дублёров», когда на первом месте стоит подготовка игроков, и только на втором – результат. В противном случае, когда в первенстве идет «заруба» очко в очко, то тренировочный процесс притупляется. Начинаешь чувствовать огромную ответственность. Но при всём при этом, замечу, в этом сезоне очень удачный график первой лиги. Есть время восстановиться и подойти к играм во всеоружии. Повторюсь, только борьба за очки мешает сконцентрироваться на подготовке молодых ребят.

«В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ КЛАССИЧЕСКОМУ ОЛИВЬЕ ПРЕДПОЧИТАЮ САЛАТ ИЗ КРАБОВЫХ ПАЛОЧЕК И РИСА…»

– Расскажите о своей семье.

– Жену зовут Наташа. У нас двое мальчишек. Оба занимаются футболом. Один тренируется в ДЮФК имени Беланова, а другой – в СДЮСШОР «Черноморец».

– Чем вы увлекаетесь?

– Для увлечений иной раз просто времени не хватает.

– Порыбачить, например, не тянет?

– Нет, я не рыбак. Бывает, конечно, выбираюсь с друзьями. Не без этого. Больше предпочитаю речную рыбалку. Но особого азарта от этого не испытываю.

– С работы домой приходите наверняка разбитым, включаете телевизор (только не футбол) и отдыхаете?

– И так тоже случается. А то, что футбол стараюсь не смотреть, так это оттого, что просто надо отвлечься.

– Ваши кулинарные пристрастия?

– Жареная картошка.

– А на Новый год – оливье?

– Я, кстати, оливье в последнее время променял на салат из крабовых палочек и риса.

– Обратил внимание, что вы тренируетесь вместе с ребятами. Тянет играть?

– Если есть время. Но это случается не так часто, как хотелось бы.

– Есть ещё в футболе высота, которую вы хотели бы покорить?

– Хотел бы в перспективе поработать с командой высшей лиги. И разумеется, добиться с ней хороших результатов.

– Вы по натуре достаточно спокойный человек. Это бросается в глаза. Эта черта характера не мешает в работе?

– Вне футбола я действительно вполне уравновешен. Но в работе я совершенно другой. Спокойствие просто исчезает.

О ком или о чем статья...

Наконечный Игорь Анатольевич