Войти

Виктор Прокопенко: «Одесса – самый прекрасный город в мире»

«Одесса-Спорт», 15.09.1999

Похоже, страсти вокруг Виктора Евгеньевича Прокопенко улеглись. На посту главного тренера «Черноморца» уже Анатолий Азаренков и кулуарные разговоры по поводу возможного возвращения в Одессу Прокопенко, признанного в этом году по опросу нашего издания лучшим наставником за историю клуба, прекратились. Прокопенко вернулся в Волгоград и доводит «Ротор» к финишной черте чемпионата России. Александр Голоколосов находится во временном отпуске, а, как уже говорилось, Анатолий Азаренков готовит «Черноморец» к очередным баталиям чемпионата Украины.

Тем не менее, к личности Прокопенко Одесса, думается, ещё вернется. Мы же воспользовались случаем ближе познакомиться с тренером, с чьим именем «Черноморец» переживал самые главные в своей истории взлёты и падения, поднимаясь на более высокий уровень игры, и завоевывая авторитет в футбольной Европе.

«ТРЕНЕРОМ СТАЛ ВОЛЕЮ СУДЬБЫ…»

– Виктор Евгеньевич, с чего начался ваш путь в футболе?

– Родился я в пригороде Мариуполя, и как все деревенские мальчишки любил погонять мяч. В то время, надо сказать, было очень много добротных футболистов. Даже команды класса «Б» обладали хорошим подбором исполнителей, зачастую, ничем не худших игроков команд мастеров высшей группы класса «А». И тогда, как правило, все футболисты играли в командах группы советских войск. Мне довелось выступать в команде группы советских войск в Германии.

– Своего первого тренера помните?

– Конечно. Первым моим тренером был школьный учитель физкультуры Яков Андреевич Казачок.

– После армии куда подались?

– После двух лет службы два года отыграл в винницком «Локомотиве». Тогда эта команда была очень приличного уровня. В ней играли такие выдающиеся мастера, как Снитко, Левченко, Решко. Со Стефаном я дружил. Мы даже в одной комнате на базе жили. Потом его пригласили в одесский «Черноморец», а уже вслед за ним в Одессу приехал и ваш покорный слуга.

– И отыграли в «Черноморце» два сезона.

– Правильно. Сезоны 1969 и 1970 гг. провёл в «Черноморце» под руководством Сергея Шапошникова. А когда он ушёл, я перешёл в донецкий «Шахтёр», в котором пробыл три года, после чего вновь вернулся в «Черноморец». С командой тогда работал Ахмед Алескеров. 1974 год стал для нас «бронзовым», а в 1975-м я отыграл всего несколько матчей и, получив травму колена, с карьерой игрока завязал. Хотя мог и продолжить. Но, видно, судьбе было угодно другое. Потому что представился шанс окончить Высшую школу тренеров в Москве. Я подал документы, и пока ждал ответа из Москвы, поработал с группой детей 1963 года рождения. Ну а уже после окончания ВШТ стал вторым тренером «Черноморца». Главным тогда был Анатолий Фёдорович Зубрицкий. В 1980-м команду принял Никита Павлович Симонян, а с 1982 года на этот пост уже назначили меня.

– Кто из тренеров оказал на ваше становление как тренера наибольшее влияние?

– Все, с кем пришлось работать. И будучи игроком, и будучи «вторым». Хотелось бы, чтобы вы их отметили. Это Сергей Шапошников, Ахмед Алескеров, Анатолий Зубрицкий и Никита Симонян. Всем этим прекраснейшим людям и отличнейшим специалистам хочу сказать огромное спасибо.

«ОБЕЗЪЯНИЧАНИЕ НИ К ЧЕМУ НЕ ПРИВОДИТ…»

– Как вы относитесь к популярной «системе Зеленцова», которую сейчас использует подавляющее большинство начинающих специалистов?

– Обезъяничание ни к чему не приводит. У каждого тренера должно быть что-то своё. Он может быть в чём-то прав, в чём-то нет. Главное уметь признавать собственные ошибки. Либо же «насмерть» стоять за свою идею. В любом случае, у каждого тренера должен быть свой путь. И этот путь не должен идти вразрез таким понятиям, как физиология человека, методика современной тренировки. Другое дело, что у одного тренера есть возможность под свою систему подбирать необходимых футболистов, а у другого такой возможности нет. У меня, к сожалению, такой возможности не было. Всегда приходилось опираться только на тех игроков, которые находились под боком. И таких тренеров – большинство, потому что такую роскошь могут позволить себе только великие тренеры великих команд.

Раньше, когда ещё не было контрактов, футболистов приобретали на уровне властных структур. Было время, когда звонили из Киева или приходили люди из обкома и говорили: «Вот этих игроков вези в Киев». «Нет уж, – говорю. – Сами их и везите. А я против».

Так было раньше. А сейчас всё зависит от денег. Но при этом наличие необходимых футболистов и финансовое подспорье не обязательно дают результат. Ведь, не секрет, что все предпочитают ту систему, которая даёт «попадание в десятку». Причём, как можно скорее. Я же, повторюсь, всегда находился в ситуации, когда приходилось добиваться результата с теми, кто был в моём распоряжении. И никто не хотел слышать, что моя, отличная от других, система даст результат только через определённое время. Никто меня ждать не собирался. И это, по своему, тоже справедливо.

– А что такое «система Прокопенко»?

– Достижение результата при любых условиях. Я, конечно, понимаю, что вы хотите услышать от меня название какой-то научной методики. Но мне, например, неизвестна упомянутая вами «система Зеленцова». Я лично знаю «систему Лобановского» или, скажем, «систему Бескова». Помните знаменитое противостояние «Динамо» (Киев) – «Спартак» (Москва), матчи между которыми всегда проходили с величайшим накалом страстей. Кстати, матчи «Черноморца» с «Динамо» и «Спартаком» всегда проходили в интереснейшей борьбе. Так вот, вспомните, как играл «Спартак». Короткий быстрый пас, техничная и комбинационная игра. Игра киевского «Динамо», напротив – мощная, размашистая. Она мне до сих пор импонирует. И вот какая система лучше? Мне трудно сказать объективно. Но, видимо, всё же динамовская, раз киевляне, в отличии от «Спартака», добились на международной арене наибольших достижений, дважды завоевав Кубок обладателей Кубков. Ведь, согласитесь, «содержание игры» – это понятие эфемерное, а «результат», полагаю, уже конкретика, на которую мы все и опираемся. «Спартак», быть может, играет красивее, но «Динамо» – эффективнее. Вот и выбирайте, что вам по душе. А я о своих симпатиях уже сказал.

– Но при этом, если брать как основополагающую – систему киевского «Динамо», то глупо при этом налагать её, скажем, на «Черноморец». Ведь существует и такое понятие, как «командный дух»…

– Это вопрос дискуссионный. Всё, повторюсь, зависит от тренера. Если он пропитан системой, всю жизнь прожил в ней, то почему не может применить её в своей команде? Так уж распорядилась судьба, что я не видел «Черноморец» под руководством Лёни Буряка. А вы видели. Так вот ответьте мне, «Черноморец» напоминал своей игрой киевлян?

– Не на сто процентов, но да.

– Система – великая вещь.

«ЕСЛИ НЕТ ИНТУИЦИИ, ИЩИ ДРУГУЮ РАБОТУ…»

– Виктор Евгеньевич, а вы полагаетесь на интуицию?

– А я вообще считаю, что если человек по своей природе не интуитивист и не психолог, ему следует поискать другую работу. Конечно, знания и опыт – большое дело. Но без интуиции всё равно не обойтись. Это жизнь, и в ней часто приходится полагаться на какое-то нестандартное решение. И чем слабее у тренера команда, тем квадратнее у него голова, ибо ему приходится до игры биться над вопросом – к ого поставить на игру, дабы обеспечить необходимый результат. Научная основа в футболе неоспоримо важна, но умение предугадать какой шаг нужно вовремя сделать, важно тем более.

«ЧЕРНОМОРЕЦ» ВСЕГДА ПОДВЕРГАЛСЯ ГРАБЕЖУ…»

– При вас «Черноморец» дважды едва не дотягивался до третьего места. Чего не хватало для завоевания «бронзы», как считаете?

– Самой малости. В 1984 году вообще не дали стать третьими. Помните матч с «Днепром»? Когда Игорь Соколовский на последней минуте со штрафного забил победный гол, и мы радостные побежали к центру, поздравляя друг друга с победой, а нам сообщили, что мяч не засчитан, так как время истекло.

– А какую команду считаете лучшей в своей тренерской карьере?

– Вот как раз тот самый «Черноморец» образца 1984 года. И ещё, пожалуй, «Ротор» 1987 года, с которым мы вышли в высшую лигу. У той команды был потрясающий волевой характер, сила духа и огромное желание бороться за победу. Мы обошли в том году такого «монстра», как ЦСКА. А вырваться из первой союзной лиги, уж поверьте, было очень тяжело. Уровень был высочайший.

– А из самых значительных побед что-то можете вспомнить?

– Все победы остаются в памяти. Но, конечно, есть такие, которые стоят особняком. Например, победа над «Вердером». Помните? На те матчи мы настраивались как на последние. Желание победить намного превосходило класс соперника. А что касается вялого турнирного положения, то на то, должен заметить, у нас тогда был причины. Если говорить просто, то нас ограбили. Мы потеряли в том году хороших исполнителей.

«ГДЕ СИЛА, ТАМ И СЛАБОСТЬ. В ЭТОМ «ЯДРО» «ЧЕРНОМОРЦА»

– «Черноморец» в этом плане всегда становился жертвой.

– И, как это ни парадоксально, с честью выходил из этих трудностей. Возможно, именно здесь и кроется секрет «Черноморца». Ведь всегда в своей истории команда теряла высококвалифицированных исполнителей, после чего возрождалась, как птица Феникс. В этом, наверное, сила команды. А там, где сила, там и слабость. Согласны? Где-то здесь и заложено «ядро» «Черноморца».

– В матче с «Реалом» блеснул мастерством Александр Багапов, которого всегда будут помнить только по его голу в ворота мадридцев. Почему, на ваш взгляд, он так и не стал стабильным игроком основного состава?

– Саша Багапов обладал великолепнейшей техникой, но у него был недостаток – он не на все сто был заряжен на результат. Это был покладистый футболист, но он не имел необходимой в таких случаях строптивости.

«КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ ТРЕНЕРОМ И ИГРОКАМИ – НОРМА ДЛЯ ФУТБОЛА…»

– Говорят, что у вас никогда не было конфликтов с игроками.

– Что вы! Да сколько угодно! Я вообще не знаю ни одного тренера, у которого не бывает трений с футболистами. Другое дело, что надо уметь найти к ним подход. Тем более что, как правило, в распоряжении тренера находятся игроки с характером, и зачастую очень строптивым. И это нормально, потому как покладистый в характере спортсмен просто не имеет шансов вырасти в звезду. Александр Багапов – это живой пример. Конечно же, в конфликтах в команде виноват только тренер, поскольку именно на нём лежит ответственность за микроклимат в команде.

– Правда ли, что ответный матч Кубка кубков с «Олимпиакосом» «Черноморец» проиграл, скажем так, не совсем по-футбольному?

– Честно говоря, я бы не хотел ворошить старое и раздувать в прессе нездоровый ажиотаж вокруг этой тему. Думаю, что в этом нет необходимости.

– Просто тогда говорили, что команда готовилась к игре с греками без вашего непосредственного участия.

– Это просто сплетня.

– А бывали случаи, когда после поражений на вас навешивали всех собак?

– И не раз. И это вполне нормально, потому что после неудач причины всегда ищут только в тех, кто стоит перед глазами. Игроки и тренер – это вершина айсберга, которая на виду всех. Остальная же инфраструктура клуба – за кулисами, её не видно. Так что я к таким поворотам уже привык.

– Виктор Евгеньевич, давайте отвлечёмся от футбола. Расскажите о вашей семье.

– Я, как и многие молодые люди, женился в 25 лет. Жену зовут Лариса. Есть дочь Татьяна, которой уже 29 лет. Сыну Евгению – 20. Есть и внучка. Вика.

– Сын в футбол не пошёл?

– Не случилось. Хотя я упорно таскал его за собой, думая, что из него получится хороший футболист. Он поначалу занимался охотно, но когда пришло время выбирать между профессиональным футболом и другой профессией, выбрал второе. А я настаивать не стал. Да и, честно говоря, он не обладает чисто футбольной комплекцией.

– И чем занимается Евгений?

– Учится на юридическом факультете института МВД в Волгограде.

– Когда ещё вы жили на Ришельевской, вас частенько можно было встретить прогуливающимся с симпатичной собачкой.

– Она, к большому сожалению, пропала, когда мы переехали в Волгоград.

– Знаете, что по опросу нашего издания, вы стали лучшим главным тренером «Черноморца» за историю клуба?

– Мне очень приятно, что мой труд оценили столь высоко.

– Можете назвать свою версию символической сборной «Черноморца» за всю историю?

– Это трудно. Много поколений сменилось и очень яркие личности выступали. Выделить кого-то сходу не могу.

«СНИМАЮ ШЛЯПУ ПЕРЕД ТЕМИ, КТО ПОДНИМАЛ «ЧЕРНОМОРЕЦ…»

– А можете вспомнить всех тех, при ком «Черноморец» был по-настоящему обеспеченным клубом и достойно представлял наш город?

– Это интервью как раз хороший для этого повод. Я человек советской формации, и всегда, когда хочу подчеркнуть что-то хорошее в организации дела, вспоминаю, как это было когда-то в Союзе. А раньше, уж поверьте мне, футбол в любом регионе СССР котировался на уровне сельского хозяйства, производства и искусства. И это действительно было так. Футболом занимались очень и очень серьёзно, ибо иметь в своём ведомстве добротную футбольную команду было престижем власти для одних, а для других команда являлась лицом города или области. Каждая команда имела своего куратора во властных структурах, решавшего все глобальные вопросы по её обеспечению и жизнедеятельности. На Украине таким человеком был Владимир Васильевич Щербицкий, не знать которого вы просто не можете. Как не можете не знать и того, сколько сделал в своё время Щербицкий для украинского футбола.

В Донецке таким человеком был Владимир Иванович Дегтярёв. В Луганске – Шевченко. А в Одессе – Виктор Филиппович Походин (председатель облисполкома), Евгений Григорьевич Борщ (2-й секретарь обкома), Алексей Евгений Данченко (начальник пароходства) и Виктор Васильевич Пилипенко (начальник пароходства). Перед этими людьми я снимаю шляпу и низкий им поклон. Хотя шляпу я никогда не носил.

– Как думаете, «Черноморец» вернёт былую славу?

– Я не думаю, а уверен в этом. Я уже говорил, что Одесса специфический город. Город поэтов, музыкантов, романтиков, художников. Об Одессе написано больше всего песен. Это по данным ЮНЕСКО. О чём-то говорит, верно? А когда пишут песни о городе? Когда любят его всей душой. Одесса самый прекрасный и любимый город в мире. Здесь родились и выросли многие талантливейшие личности. А сколько спортсменов высочайшего класса выросло здесь! «Черноморец» был и есть марка нашего города. И он обязательно вернёт утраченные позиции. Это я вам говорю.

Мне кажется, что сейчас настал период декаданса. А он не бывает сиюминутным.

О ком или о чем статья...

Прокопенко Виктор Евгеньевич