«Одесса-Спорт», 25.09.2001
Болельщикам небезынтересно будет узнать, что 26-летний экс-защитник «Черноморца» Сергей Булыгин, покинув главную команду Одессы, продолжил карьеру в качестве главного тренера одесского любительского коллектива «Иван», выступающего в первенстве города. И пока «Барса» издевалась над «Фенербахче» в стартовом матче группового турнира Лиги чемпионов, автор этих строк пытался выяснить у Сергея, насколько серьёзны его намерения на новом для него поприще.
– Я начал работать в новом для себя качестве сравнительно недавно, и потому не могу делать далеко идущие выводы. Но за это время успел почувствовать, насколько трудно быть в тренерской шкуре, – признаётся Булыгин. – Поверьте, это адский труд.
– Как отнеслись к предложению возглавить «Иван» в качестве тренера? И как вообще такой вариант стал реальностью?
– Первое время попросту не знал, что делать. Но потом постепенно втянулся и стал осваиваться в новом амплуа. Хотя, если быть откровенным, у меня их несколько. Я, можно сказать, един во многих должностях, в которых даже запутался – и главный играющий тренер, и администратор, и «решающий» массу других вопросов, связанных непосредственно с футбольным коллективом. Но мне работа нравится. Сам же вариант возник благодаря Андрею Пархоменко, который и предложил нашему президенту Михаилу Ивановичу Михайлову мою кандидатуру.
– И это надолго?
– Опять же, не знаю. Возможно, да. А может вскоре коллектив возглавит и более опытный специалист. Хотя Михаил Иванович уже предложил серьёзно заняться обучением. Но я к этому пока не совсем готов.
– В вашем возрасте, кстати, первые тренерские шаги делал Ахмед Алескеров…
– Серьёзно?
– Да. Пусть это будет для вас своеобразным ориентиром и прибавит оптимизма. Но возникает другой вопрос. А что же игровая карьера? Всё?
– Была бы возможность, с удовольствием продолжил играть за «Черноморец». Тем более что моряков сейчас тренирует Александр Скрипник, с которым я знаком ещё по работе в «Черноморце-2».
– Реально ли это?
– Не думаю. Скорее всего – нет.
– А как насчёт других вариантов трудоустройства?
– Ни один клуб активно мною не интересовался. Но даже если будут предложения, вряд ли отвечу на них согласием.
– Почему?
– Вернусь только в «Черноморец». Эта команда – любовь на всю жизнь. Изменять не хочу.
– Но ваш роман с «Черноморцем» закончился не самым лучшим образом. Кстати, что было после этого?
– Одновременно выступал за великодолинский «Шустов» и одесский «Иван», пока не возглавил «Иван» в качестве главного тренера.
– И профессиональный клуб себе не подыскивали?
– В начале февраля этого года мог оказаться в киевской «Оболони». За мной приезжали представители киевской команды, готовые подписать контракт. Я было дал добро, стал паковать чемоданы, но в итоге отказался от этой затеи. По семейным обстоятельствам. Откровенно говоря, киевлян сильно подвёл. Нехорошо поступил.
– А каковы последствия судебных тяжб с «Черноморцем», которые вы начали перед тем, как покинуть команду?
– Они продолжаются до сих пор. Вроде бы закон на моей стороне, но пришлось столкнуться с другой проблемой. Я начинал судиться в суде Приморского района, где моя правота была признана. Но после этого дело передали в суд Киевского района, где разбирается поныне. Я даже обратился в Верховную Раду юстиции, но пока воз с места не сдвинулся. И теперь всё чаще задумываюсь: а сдвинется ли вообще когда-нибудь?
– Матчи «Черноморца» посещаете регулярно?
– Нет. Обида на руководство клуба ещё не прошла. Возможно, я не прав. Может быть в клубе многое изменилось, не знаю. Но на матч с «Оболонью» пришёл с удовольствием, ибо была возможность пообщаться с друзьями.
– Как считаете, каковы перспективы у «Черноморца»?
– Думаю, что с приходом Скрипника команда выйдет в высшую лигу. Он прошёл хорошую тренерскую школу у Альтмана, имеет подобный турнирный опыт с «Зимбру», так что задача ему по силам. Тем более что в команде есть неплохие игроки. Как-то встретил Серёжу Пономаренко, которому отвесил комплимент по поводу его результативной игры, а он говорит, что ему просто везёт. На это я ему посоветовал не забывать, что такие везунчики дают болельщикам на трибунах огромную силу, и потом они сторицей отдадут эту силу игрокам в самый необходимый для них момент.
– Тренируя «Иван», обращаетесь за советами к своим бывшим наставникам?
– Напрямую – нет. Просто помню основные принципы работы тренеров, у которых играл. Виктор Прокопенко очень много мне дал в профессиональном становлении. Врезались в память его слова, которые он нам однажды сказал: «Мне не суждено быть первым». Не знаю, насколько он был серьёзен в тот момент, но факт остаётся фактом. Самым же перспективным тренером Украины считаю Семёна Альтмана, у которого я тоже многому научился. Понравились мне и принципы Леонида Буряка, но только в чисто тренировочном плане. Хорошо помню и своего первого наставника Виталия Фейдмана, который учил, прежде всего, человечности на футбольном поле, что я и пытаюсь передать теперь своим игрокам. Я учу их быть бойцами на поле, но при этом не забывать, что они люди и играют не для себя.
– Какие тренировочные принципы проповедуете в своей работе?
– Большинство наших игроков, безусловно, одарённые ребята, но отсутствие школы не позволяет им раскрыть свой потенциал. Хорошо, что с нашей командой периодически тренируются сложившиеся мастера. Рядом с ними молодёжь быстро набирается опыта.
– Хорошо помните свой гол «Карпатам» в полуфинале Кубка Украины?
– Да. Но не стал бы преувеличивать его роль. Просто, как сказал позже Прокопенко, мне этот гол был нужен больше всех. В том сезоне я буквально спал и видел в своих руках Кубок страны. Ну не мог я не выиграть его тогда!
О ком или о чем статья...
Булыгин-Шрамко Сергей Витальевич