Егор Азява является самым опытным футболистом ФК «Ноглики». На его счету свыше 150 матчей в чемпионате и первенстве Республики Беларусь (из них почти 30 – в высшей лиге). Кроме того, он сыграл свыше 70 матчей за ФК «Сахалин». Как он оказался в главной островной команде? Где играл до этого? Ответы на эти и другие вопросы вы узнаете из предлагаемого вашему вниманию интервью.
– Все мы, как известно, родом из детства. А где проходило твое футбольное детство?
– Азы футбола я постигал в знаменитой СДЮСШОР-5 города Минска. Пришел туда, когда мне было 6 лет. Сначала занимался под руководством Виталия Юрьевича Табачникова. Через три года перешел в группу к Виталию Евгеньевичу Шепетовскому, у которого и тренировался до окончания спортивной школы.
– Сразу же стал защитником?
– Нет! По юношам я играл крайним полузащитником. И вроде бы получалось неплохо, раз уж меня приглашали в юношескую сборную страны. В ее составе выступал на Мемориале Гранаткина в Санкт-Петербурге. А в защиту меня передвинул тренер «Локомотива» из Минска в 2001 году.
– Это была твоя первая профессиональная команда?
– В 2000 году я сыграл 4 матча за минский «Трактор» в первой лиге Беларуси. А уже оттуда перешел в «Локомотив». В его составе, кстати, стал победителем второй лиги.
– За какие клубы еще играл в Беларуси?
– В 2002 и 2006 годах выступал в высшей лиге. В 2002 году – за «Молодечно-2000», спустя четыре года – за бобруйскую «Белшину». Помимо них были ФК «Лида», ФК «Осиповичи», «Ливадия» (Дзержинск).
– А как оказался на Сахалине?
– В конце 2006 года мне позвонил Андрей Казарин. Он играл за «Сахалин» на любительском уровне. Сказал, что в Южно-Сахалинске создается команда второго дивизиона и ей нужен защитник. Я поехал на сборы и по их итогам мне предложили остаться, пообещали помочь оформить российское гражданство. Мне понравился подход тренера. Андрей Викторович Пархменко давал много игровых упражнений, связанных с работой с мячом. В общем, меня все устроило.
– Какие впечатления остались от сезона?
– В целом, считаю, для дебютанта выступили неплохо. Заняли 9-е место из 11-ти, всего на 3 очка отстав от 8-го. Больше всего мне запомнился матч в предпоследнем туре с «Амуром». Команда из Благовещенска пыталась обойти «Динамо» в борьбе за путевку в первый дивизион, используя для этого все возможные средства. Вот и перед нашим матчем ходили слухи, что «Амур» обязательно выиграет. Нам тогда президент клуба Алексей Иванович
сказал, что если проиграем, то с Сахалина будем уползать. На 3-й минуте пропустили гол с пенальти. На 58-й сравняли, а на 59-й опять оказались в роли догоняющих. Заключительные полчаса атаковали, и забили гол уже в компенсированное время. Андрей Казарин после углового вколотил мяч в сетку, скинул майку и побежал к трибунам. А я, помнится, его футболку и поймал. На лица соперников лучше было не смотреть, это был крах их надежд. Зато болельщики на трибунах взревели, словно мы золотые медали завоевали. Такое не забывается!
– Чем памятен 2008 год?
– Вспомнить, если честно, толком и нечего. Были проблемы с финансированием, опытные игроки ушли. Ну и мы вполне заслуженно заняли последнее место. После этого я уехал домой. Два года играл в первой лиге за «Верас» из Несвижа. В 2009 году заняли 4-е место, это был наивысший результат в истории команды.
– На Сахалине не тянуло?
– Затягивало! Понимаю тех, кто говорит, что если хоть раз приехал на Сахалин, то сюда будет тянуть постоянно. В 2010 году позвали на сборы с «Сахалином». Неделю потренировался, принял участие в контрольном матче. Выиграли тогда у «Волги» из Ульяновска, а я отыграл первый тайм. Потом мне главный тренер Сергей Тимофеев пожал руку и пожелал удачи в дальнейшей карьере. Все понятно без слов, вполне рабочая ситуация.
– А что за история случилась в 2011 году? Ты же вроде бы прошел все сборы, но в заявку на сезон не попал?
– Так и было. На этот раз «отпахал» УТС «от звонка до звонка». Но за неделю до начала турнира выяснилось, что с двойным гражданством играть нельзя. «Отцепили» меня и Александра Середу. Два месяца тренировался на Сахалине в надежде, что ситуация разрешится. Потом поехал в Минск. В итоге год был полностью потерян для футбола.
– Что по этому поводу говорил главный тренер Виктор Антихович?
– По его словам, я для него был, как сын. Он на меня рассчитывал. И не его вина, что так получилось. В конце концов, вопрос разрешился, и в весенней части 2012 года я принял участие в 7 матчах из 8. В первой игре против «Сибиряка» не выходил на поле, а во всех остальных отыграл без замен. Правда, тренером уже был не Антихович, а Синицын, замещавший Олега Кокарева.
– Сезон 2012/2013 года «Сахалин» начал уже под руководством Юрия Дроздова…
– Мне он, как тренер, очень импонировал. Видно, что большой игрок. Закончил недавно, поэтому на тренировках все делал наравне с нами. Ко мне никаких претензий у него не было. Как человек, я ему нравился, а вот, как защитник, видимо, не совсем. Поэтому у меня набралось только 6 матчей. Потом пришел Тимофеев, и я понял, что карьера в «Сахалине» для меня закончилась. Так и получилось. После летне-осенней части турнира пожали с ним друг другу руки, и я опять уехал в Минск. Но так как у меня уже было российское гражданство, то теперь в Беларуси я считался легионером, и
играть мне можно было только в высшей лиге. Но как туда попасть, если обо мне несколько лет никто не слышал? Я уже, честно говоря, думал, что с футболом придется заканчивать. Но позвонил Вася Содько и сообщил об интересе со стороны ФК «Ноглики». Потом позвонил директор команды Сергей Камелин, рассказал про условия, про то, что это проект не на один год. Долго уговаривать меня не пришлось. Сахалин, как я уже сказал, затягивает!
– Все это, конечно, понятно. Но как находить мотивацию для игры в чемпионате области, если еще совсем недавно ты выступал на гораздо более высоком уровне?
– Не буду лукавить, это, действительно, непросто. Но ведь мы профессионалы. Это наша работа. Мы же играем не за фантики. Наша задача выходить на поле, решать задачу и побеждать.
– Кстати, о полях. Как тебе стадионы острова?
– Стадионы, насколько я понимаю, есть только в Южно-Сахалинске, Холмске и Ногликах. Все остальное под это определение не попадает. Например, на поле в Троицком коров пасти страшно, не то, что играть в футбол.
– Давай поговорим о твоей новой команде. Все ли устраивает?
– В этом плане никаких проблем нет. Для нас созданы хорошие условия. Есть возможность тренироваться. Для молодых это вообще хороший шанс совершенствовать свое мастерство. В Ногликах и стадион новый открыли, и есть шикарный спортивный комплекс, куда мы ходим в тренажерный зал. Мне есть, чем сравнивать. Поэтому это не дежурный комплимент. Видно, что команда в Ногликах нужна. Ее делами интересуются все – и мэр, и рядовые болельщики. Так что, если мне предложат остаться на следующий сезон, то я соглашусь.
– Кого-то из команды раньше знал?
– Василия Содько. У него, кстати, 6 сентября свадьба. Совсем сахалинцем стал! Еще Сергея Селистровского, Макса Метловского, Антона Бучинского. То есть, тех, с кем «пересекался» в «Сахалине». С остальными познакомился уже здесь.
– Какая задача стоит на этот сезон?
– В чемпионате и Кубке области – только первое место. А в третьем дивизионе – выходить на поле и играть в каждом матче на победу. На выезде мы потеряли довольно много очков. Теперь нужно наверстывать упущенное на своем поле. Скоро, кстати, игра с молодежкой «Луча-Энергии». Нужно брать реванш за поражение в первом круге.
– А что случилось в том матче? Вы же вели в счете, но потом проиграли 2:5…
– Наложилось одно на другое. Это была четвертая подряд игра на выезде, эмоционально было тяжело. К тому же, пропускал игру основной вратарь. Забили гол, и наши молодые футболисты понеслись вперед забивать еще. Соперник этим воспользовался. Хороший урок на будущее.
– Следишь ли другими чемпионатами?
– Честно говоря, нет. Исключение – «Нафтан» из Новополоцка. В этой команде высшей лиги чемпионата Беларуси играет мой лучший друг Олег Шкабара. Мы с ним и в садик вместе ходили, и в СДЮСШОР-5 тренировались.
– А в Беларуси за твоими турнирными достижениями следят?
– Журналисты – точно нет. Я же теперь для них иностранец. А друзья, конечно, следят. Особенно за тем, когда заканчивается наш сезон (смеется). Ждут меня с корюшкой и икрой, а еще с японскими освежителями воздуха для машины (так называемые «вонючки»). В Беларуси таких нет.