Войти

Нина Балуева: «В бутыльках Борис привозил мне полевые цветы»

«Индустриальное Запорожье», 12.06.2010

В 75-летней истории запорожского «Металлурга» увы, есть и трагические страницы, когда из жизни уходили сравнительно молодые футболисты – Валерий Оверко, Андрей Мареев, Константин Герчинов, Валентин Козлов, Станислав Чумак. Не могу в этом скорбном перечне пропустить и, бесспорно, одного из лучших в истории нашей команды Виктора Еременко. Правда, он умер уже в зрелом возрасте, но и он ведь мог еще жить и жить
…На Капустяном кладбище (31 квадрат, 1-й ряд, 9-е место) в одной могиле с сынишкой Игорьком покоится Борис Балуев, с успехом игравший в «Металлурге» в 1968-1970 годах. 21 июня 1972 года они погибли в автокатастрофе на собственном «Москвиче» в 20 километрах от Харькова по дороге в Белгород.
У меня был телефон вдовы Нины Владимировны Балуевой, но по понятным причинам, набрать номер долго не решался. Когда же набрал и представился, услышал:
– Время – лучший лекарь, я готова к разговору с вами, – сказала женщина, которой жизнь уготовила жесточайшее испытание.
– Нина Владимировна, каким был ваш муж?
– Всегда доброжелательным и интеллигентным, прежде всего. Все – в том числе и тогдашний авторитетнейший футбольный педагог Абрам Лерман – иначе, как Борис Иванович, мужа не называл . А для всей команды он всегда остался просто Бобом. Это было солнышко, которое, кажется, и за каменной стеной меня согревало. Когда мы поженились, в «Металлурге» ребята над ним подшучивали, видя, как в поездах, самолетах отовсюду он вез в ногах бутылек с водой, а нем – цветы для меня. Причем, не розы или хризантемы, а полевые васильки, ромашки. Где и когда успевал их собирать для меня, всегда оставалось загадкой.
– Как вы познакомились?
– В Перми, на катке, в нашем родном городе. Он подошел, мы стеснительно, но все же разговорились и, посмотрев несколько раз друг другу в глаза, поняли, что будем вместе. Я – школьница, он – студент 3-го курса местного пединститута, а еще, я об этом вскоре узнала – футбольная звезда… местной «Звезды». В 1962 году его пригласили играть в Запорожье, дали квартиру и я полетела вслед за Борисом. Как мне тогда казалось, за тридевять земель в тридесятое царство. По приезду мы поженились и кто тогда знал, что судьбой нам отмерено только десять лет. Кто знал…
– Насколько я помню, ваш супруг из Перми транзитом через наш город отправился в Одессу…
– Да, от армии убегал, но она свой аркан на Борю набросила уже на берегах Днепра и его увезли в СКА – Спортивный клуб армии, в клуб, тогда гремевший на весь Союз.
– Еще бы, в 1964 году сразу два одесских клуба – СКА и «Черноморец» – впервые в истории футбола одновременно попали в высшую лигу чемпионата СССР. Но он ведь и в Одессе не заиграл, не так ли?
– Верно, такие насильственные вояжи, плюс множество знакомств, они бесследно не проходят, разве я не права? В СКА все больше были ребята из Украины, а тут Бог знает откуда появившийся сибиряк.
– И Борис Иванович уехал в николаевский «Судостроитель»?
– Да, демобилизовался и там проявил себя сполна, забив за два сезона, если я не ошибаюсь, больше двадцати мячей. Знаете, когда они вместе с Лерманом и Виталием Щеголихиным уезжали в Запорожье, так им в Николаеве на стадионе зрители устроили овации. Сокрушались, что теряют любимых футболистов, но стоя аплодировали.
– В Запорожье ваш супруг также оставил хорошую о себе память и как человек, и как искусный форвард, на его счету ведь 19 забитых голов в чемпионатах СССР. Не знаете, какой ему запомнился больше всего?
– О, вы много от меня требуете! Впрочем… Он как-то среди друзей рассказывал о том, что забил почти с центра поля гол Евгению Рудакову, в товарищеском матче киевского «Динамо» с «Судостроителем». Было дело…
– Нина Владимировна, трижды извините и все же, как тогда все под Харьковом случилось?
– В тот роковой день он в белгородский «Салют», где играл после «Металлурга», собирался отправиться на поезде. Но я сдавала экзамены в Днепропетровском институте и сказала мужу, что Игорька не на кого оставить. Он тут же все переиграл и сел в машину вместе с сыном. Если бы я знала…
– Помню, говорили, что Борис Иванович спиртное терпеть не мог. Он что, задремал за рулем?
– В 12 часов дня? Как мне сказали, у «Москвича» лопнуло переднее колесо и машину резко повело влево, прямо под встречный автобус.
– Как вы узнали о трагедии?
– Ко мне в тот же день в Днепропетровск приехала подруга, с Бориса друг по «Металлургу» – Володя Кочегаров. Вова тогда сказал: «Нина, поехали срочно в Харьков, там неприятности с твоей семьей». По дороге больше молчали и я догадывалась, что случилось что-то непоправимое, но все же верила в лучшее. Уже в Харькове Кочегаров проговорился, сказав таксисту, что нужен морг. Я все поняла. Правда, и тогда оставалась надежда – возможно, сынок уцелел. Что было дальше, не помню. Останки моих любимых привезли в Запорожье, говорят, на похоронах было море людей, цветов, на кинокамеру снимали. ..
– Вопрос о том, как справились с таким горем, наверное, неуместен?
– Справилась. Со мной долго родители жили и постоянно в чувства приводили. Из Перми приезжала его сестра, которая и сейчас жива. Знаете, мужчины Балуевы почему-то долго не жили. У него рано ушел из жизни родной дед, затем, когда уже заканчивалась война, в поезде отца разбомбили.
– Вы остались на фамилии мужа, хотя, знаю, у вас есть сын от второго брака.
– Да, и хороший сын – Денис Воробьев. Возможно, он и помог мне дальше жить. А второй муж? Я с ним быстро развелась, это не мое.
– Вы живете в той же квартире, где стали супругой Бориса Ивановича?
– Нет, в другой. Когда муж приехал в «Металлург» из «Судостроителя», ему дали новую квартиру. Там и живу.
– Что-то о любимых в этих стенах напоминает?
– Больше о муже. Недавно на глаза спортивный кубок попался, то фотография, грамота…
– Последний вопрос. Чем вы сейчас живете?
– Всю жизнь работала квалифицированным проектировщиком в институтах. Теперь уже 15-й год на пенсии. Так и живу с памятью в сердце. Я между прочим, вашу газету выписываю еще с тех времен, когда вы о Боре в «Металлурге» писали! Чувствовала, еще напишете. Жаль, что такое... Душу перевернули, но вспомнили, спасибо…

О ком или о чем статья...

Балуев Борис Иванович