Войти

50 вопросов Алексею Серебрякову

06.10.2014

Алексей Серебряков – знаковый футболист для нашего острова. Он был капитаном «Сахалина» и ФК «Ноглики». В этом году опытный защитник стал чемпионом и обладателем Кубка Сахалинской области, бронзовым призером первенства России среди команд III дивизиона (зона «Дальний Восток»). А где он начинал заниматься футболом? В каких командах успел поиграть? Об этом и многом другом Алексей рассказал за несколько часов до отлета в родной Волгоград.

 

Начало

 

– Алексей, с чего начались ваши занятия футболом?

– Я жил в Тракторозаводском районе Волгограда. Именно с этого района начался наш город. То есть, появился тракторный завод, а потом вокруг него стал разрастаться город. Родители с утра до вечера работали, а я гонял мяч во дворе. Как-то старшие товарищи сказали: «Пойдем на стадион «Трактор»!». Он был через дорогу от моего дома. Там и начал заниматься в секции, мне тогда было лет шесть-семь.

– Кто был первым тренером?

– Александр Александрович Орешин – тренер ДЮСШ-11 Тракторозаводского района. Он сам из Волжского, играл во второй лиге за местные «Торпедо», «Ротор».

– Встречаетесь с ним?

– Периодически. Когда бываю в Волжском, где он сейчас является председателем федерации футбола, обязательно старюсь пообщаться.

– На какой позиции начинали?

– Меня сразу определили правым полузащитником. Потом уже, лет в 16-17 стали использовать как опорника. А в своей первой взрослой команде играл центрального защитника.

– В советское время турниров много было?

– Очень! Мы были не спецкласс, не интернат, но каждые каникулы куда-то выезжали. Зимние турниры, как правило, проходили в Москве, еще ездили в Сухуми, Новороссийск, Новый Афон.

– Из команды вашей ДЮСШ кто-то до профессионального уровня дорос?

– Александр Крутов поиграл в «Волгаре» (Астрахань), «Кавказкабеле» (Прохладный), других командах. Николай Котовец (он, правда, чуть старше) долго играл, свыше двадцати лет. Выступал, кстати, и в зоне «Восток» – за Красноярск, Читу, Благовещенск. Можно сказать, нам немного не повезло. Мы – «потерянное поколение». Когда распался Союз, нам было по 15-16 лет. Вся система разрушилась практически моментально. Не стало ни выездных турниров, ни финансирования. Поэтому многие бросили футбол.

– Как прошел переход из юношеского футбола во взрослый?

– Лев Викторович Иванов (он позднее тренировал «Волгарь» из Астрахани, «Зенит» из Пензы, ФК «Волгоград», работал в Ливии) собрал молодых пацанов, и мы участвовали в чемпионате области, города. Команда была на базе железнодорожных войск. Чуть позже мы все служили в этой части. Это было что-то типа спортроты. Нам дозволялось тренироваться, играть за команду.

– Флагман футбола Волгограда – «Ротор». Был шанс попасть туда?

– «Ротор» – мечта всех волгоградских мальчишек! Лет в 16 мог попасть в спортинтернат, но меня не взяли из-за роста. Был немного «неформатным». Я вытянулся чуть позже. А после армии мне был уже 21 год. Для дубля старый, а в основу пробиться было нереально. Это как раз серебряные времена, когда «Ротор» занимал призовые места в высшей лиге.

– И с чего вы начали после армии?

– С «Железнодорожника». Два года участвовал в третьей лиге первенства России.

 

Переход в профессионалы

 

– А первая профессиональная команда как называлась?

– «Энергетик» из Урени. Это небольшой поселок на севере Нижегородской области. Вторым тренером там был Сергей Одинцов из Волгограда, он и пригласил меня. Четыре года отыграл за эту команду. А потом меня позвали в волгоградскую «Олимпию». Она с 2000 года играла во второй лиге под руководством Леонида Слуцкого (сегодня он – главный тренер ЦСКА). В команде были Денис Колодин, Роман Адамов, другие наши волгоградские «звездочки». Через три года их всех раскупили команды премьер-лиги. В команде играло много молодежи, но были и пять – шесть футболистов чуть старше. Меня позвали помочь молодым парням, и я согласился.

– В «Олимпии» тогда играл Владимир Михалев, с которым вы позднее пересеклись в «Сахалине». Помните его по Волгограду?

– Конечно! Его к «Олимпии» начали «подключать» еще в 2003 году. Их было трое 16-летних: Михалев, Максим Волков, Андрей Мязин. Все они до сих пор играют в ФНЛ. Вова Михалев был очень перспективный. На поле – свободный художник, очень много забивал. Уже тогда за ним скауты ездили. К сожалению, через три года у нас начались перебои с финансированием. И тут меня как раз пригласили в «Содовик» из Стерлитамака, выступавший в первом дивизионе. Именно там я познакомился с Сергеем Анатольевичем Тимофеевым. Общение с ним, тренировки под его руководством настолько мне понравились, что когда он в 2010 году пригласил меня в «Сахалин», я особо не раздумывал.

– Прежде чем перейти в 2010 год, давайте скажем пару слов про два предыдущих года.

– В 2008 и 2009 годах я играл дома. Сначала – за «Олимпию», потом – за ФК «Волгоград». В «Волгограде», кстати, выходил на поле вместе с Олегом Веретенниковым.

– Как обращались к нему на поле?

– Несмотря на все свои достижения и регалии, он исключительно порядочный и скромный человек. Сам просил, чтобы мы его называли просто по имени, но у меня язык на такое не поворачивался. Поэтому я обращался к нему по отчеству – Саныч.

– Много рассказывал про «Ротор»?

– Конечно! И про то, как его Романцев в «Спартак» приглашал, и про то, как они со «Спартаком» за золотые медали рубились.

 

«Сахалин»

 

– Вот теперь можно вернуться к «Сахалину». Знали ли вообще что-то в те годы о зоне «Восток»?

– В основном знал, что матчи начинаются днем по московскому времени. Залезешь к обеду в интернет и уже смотришь результаты. Еще в свое время был на сборах в «Динамо» (Барнаул). Так что кое о чем представление имел. Конечно, понимал, что придется на матчи добираться по много часов на самолете, но возможность работать с Сергеем Анатольевичем все перевесила.

– Какие были первые впечатления о Сахалине?

– Ой, лучше не вспоминать. Попали мы сюда в конце апреля 2010 года. Последний втягивающий сбор перед сезоном был Находке, потом сыграли два первых матча в Приморье, и уже оттуда прилетели в Южно-Сахалинск. Помню, тогда еще снег кое-где лежал. У нас такое обычно в начале марта, а тут почти май… Привезли нас в Березняки в лагерь, где, как нам сказали, мы и будем базироваться. Я, признаюсь, сначала был в шоке. Сергей Анатольевич сразу уехал на встречу с руководством. Вернулся, а тут мы со своими вопросами. Он объяснил, что команде только три года, собственной базы пока нет, поэтому будем жить здесь.

– А он с вами жил?

– Анатольич не отделял себя от команды, поэтому тоже жил в Березняках.

– Если его охарактеризовать тремя-четырьмя словам, то какие первые приходят на ум?

– Первые?.. Пожалуй, порядочность, мудрость, знания. Мне казалось, что он в футболе знает все, и тем не менее, продолжает учиться. Помню, сколько раз было: разбираем игровую ситуацию, кажется – ну никак не выбраться из нее без потери мяча. А Анатольич все разложит по полочкам, и ситуация кажется простой и понятной.

– На тренировках много теории было?

– Очень. И на поле разбирали, и на макете, и видео смотрели. Зато потом выходили на матч, и заранее знали, как действовать в том или ином эпизоде. Что-что, а игру Сергей Анатольевич поставил нам в кратчайшие сроки.

– Как вам судейство на «Востоке»?

– Убийственно! То есть, убивают конкретно. В том же 2010 году мы прошли первые десять туров без поражений. Потом поехали в Комсомольск-на-Амуре, где у нас удалили двух игроков. Я смотрю на Анатольича: «Мол, в чем дело?». А он только руками разводит: «Восток – дело тонкое». Так и проиграли тот матч.

– Тот матч вы проиграли, зато позднее выиграли у «Динамо» из Барнаула. А потом выяснилось, что специалисты из тренерского штаба «Динамо» делали ставки на эту игру, за что понесли наказание.

– Да помню, конечно. Нам потом этот матч долго аукался. Приезжаем куда-нибудь на сборы. И вместо «как дела?» знакомые спрашивают про Барнаул. Но мы-то причем? Звоните в Алтайский край, их и спрашивайте.

– На поле ничего не чувствовали странного? Вратарь у них гол со штрафного в ближний угол пропустил.

– Так бил же Максим Бондаренко! От него и премьер-лиге вратари пропускали: и в ближний, и в дальний. Самый сумасшедший удар, который я видел. Я его спрашивал: «Тебе самому не больно так по мячу бить?». А у него была серьезная травма стопы, чуть ли не об ампутации речь шла. Поэтому он почти ничего не чувствовал при ударе.

– А что вы чувствовали, когда в матче Кубка страны со «СКА-Энергия» команда готовилась к серии пенальти?

– Если честно, чувствовал, что победим. Сам я пенальти лет десять не бил. Не забил как-то, после этого «точку» обходил стороной. Анатольич спросил: «Готов?». В первую пятерку я не лез, но если бы дело пошло дальше, то вышел бы и пробил. Степан Суворов в том матче тащил все, поэтому был уверен, что он и в серии отличится. Так и получилось.

– Как отметили в команде эту победу?

– Заранее договорились, что если выиграем, то коротко подстрижемся. Подстриглись все, кроме главного тренера. К Сергею Анатольевичу как раз должна была приехать жена, и он взмолился: «Ребята, я лысый – такой страшный! Давайте лучше штраф заплачу». Взяли с него штраф, пошли уж навстречу тренеру.

– В матче с «Сатурном» какие были предчувствия?

– Тоже, думал, что победим. К сожалению, ошибся.

– Тогда уже в дополнительное время Тимофеев заменил Максима Бондаренко, а он-то в первую пятерку пенальтистов точно входил.

– Ну да. Но Макс проделал большой объем работы, очень устал. Игроки нападения двигаются ведь больше защитников. Тренер выпустил «свежего» нападающего под серию пенальти.

– Разговаривая о том сезоне, нельзя не затронуть добровольную отставку Сергея Тимофеева. Как это было?

– Как гром среди ясного неба! Мы вообще об этом не подозревали. Когда он это сказал перед игрой с «Океаном», мы были в какой-то прострации. И тот матч проиграли, и потом уже не смогли нормально собраться. Поймите мои чувства. Меня сюда пригласил тренер, все вроде бы нормально, а потом бац – «я ухожу».

– Он команде как-то объяснил свое решение?

– Понимаете, Сергей Анатольевич исключительно порядочный человек. Если он что-то сказал или пообещал, то в лепешку расшибется, но сделает. Такого же требует и от других. А тут возникли небольшие сложности. Они были временные, решаемые. Но Анатольич занял принципиальную позицию. За эту черту характера его можно только уважать, но нам от этого было не легче. Только-только ведь все нормализовалось. После того, как наступило лето и все расцвело, никто в команде уже не вспоминал об апрельском снеге. Что говорить о природе, вы все сами понимаете! Руководство старалось показать нам красоты Сахалина. Как только возникала пауза между играми, мы куда-то ехали. То на Ваваи, то на Взморье, то на какие-нибудь станы. Впечатлений было уйма!

– В 2011 году Сергей Тимофеев принял «Мостовик-Приморье» из Уссурийска. Несколько футболистов из «Сахалина» перешли к нему. Вас он не звал?

– Нет. Дело вот в чем. Я обещал гендиректору клуба Алексею Ивановичу, что если буду уходить, то только в Волгоград. Сергей Анатольевич знал об этом разговоре, и понимал, что я сдержу свое слово.

 

Тренерская чехарда

 

– «Сахалин» между тем принял Виктор Антихович. В чем его главное отличие от Тимофеева?

– Не буду разбирать нюансы тренерской работы, это не корректно с моей стороны. Скажу о другом. Если Тимофеев жил с нами, то Антихович как-то дистанцировался. Его поселили в «Гагарине». Каждое утро мы с базы заезжали за ним на тренировку, потом ехали на стадион.

– Кроме тренера сменился и основной вратарь. Вместо Степана Суворова, бывшего любимцем болельщиков, пришел Андрей Кондратюк. С кем из них вам было комфортнее играть?

– Оба – лидеры. Никто из них не согласился бы на роль второго. Оба источали уверенность. Поэтому мне комфортно было с обоими. Не могу сказать про какие-то вратарские нюансы, я все-таки не специалист в этом вопросе, но они достойны друг друга.

– Антиховича довольно быстро сменил Олег Кокарев. Что можете сказать о нем?

– От работы с Олегом Ивановичем у меня самые приятные воспоминания. Его любимая команда – «Спартак». И этим все сказано. На тренировках было много работы с мячом, «квадратов», да и играли мы, если можно так выразиться, в «веселый» футбол, который нравится болельщикам.

– Перед сезоном-2012/13 «Сахалин» возглавил Юрий Дроздов. Как работалось под руководством экс-игрока сборной России?

– Я сезон начинал в Волгограде, к «Сахалину» присоединился чуть позже. Помню, первое время не верил своим глазам. Еще недавно видел Дроздова по телевизору в футболке «Локомотива» и сборной, а сегодня он мне объясняет задачу на поле. Фантастика!

– А сам он в тренировках участвовал?

– Практически во всех. Помню, возимся с мячом, зовем его: «Алексеич, смотри, как мы можем!». Он подходит, берет мяч и начинает вытворять такое, что понимаешь: человек в полном порядке. Даже несмотря на свои 40 лет, если бы вышел на поле, был бы лучшим игроком «Востока».

– Как восприняли известие об его отставке?

– Перед сезоном команде поставили задачу быть в тройке призеров. Поначалу результаты у нас были не очень хорошие, но постепенно ситуация исправлялась. Два раза подряд сыграли вничью с «Лучом-Энергией», который был безоговорочным фаворитом и лидером турнира. Потом, правда, проиграли «Смене», и перед игрой с «Амуром-2010» нам сказали, что будет новый тренер. Если честно, было обидно за Юрия Алексеевича. Все-таки это был его первый опыт работы главным тренером, если не считать «Локомотив-2», где была собрана молодежь. Может, и нужно было дать ему самому исправить ситуацию.

– С приходом Тимофеева вновь началась работа над теорией?

– Точно! Мы уже жили в «Командоре», так Сергей Анатольевич дал распоряжение найти комнату для занятий. Переоборудовали бильярдную и вперед!

– В сезоне-2012/13 года «Сахалин» занял третье место. Вы были ее капитаном, но следующий сезон начали уже в «Сибиряке» из Братска. Почему так получилось? Этот вопрос долго муссировали на гостевой сайта ФК «Сахалин», выдвигались различные гипотезы.

– Ну да, читал. Предположений было много, но все гораздо проще. После окончания сезона мы сели поговорить с Тимофеевым. Он мне сказал, ставится задача занять первое место, поэтому будут брать под нее исполнителей. Соответственно, учитывая мой возраст, я вряд ли буду игроком основного состава. Все было честно и конкретно. Я мог остаться и довольствоваться выходами на замену. Но хотелось играть, поэтому стал искать варианты. Мне позвонил главный тренер «Сибиряка» Евгений Харланов, сказал, что они решили пригласить несколько футболистов, в том числе и меня. Я согласился и переехал в Братск. Увы, но команда после сезона-2013/14 года из-за проблем с финансированием прекратила свое существование.

 

«Ноглики»

 

– И вы оказались в ФК «Ноглики»…

– Если честно, то директор ФК «Ноглики» Сергей Камелин звонил мне еще летом 2013 года. Поэтому, когда поступил повторный звонок, я уже примерно представлял, что меня ждет.

– Ноглики – самый маленький поселок, в котором вы играли?

– Урень – тоже небольшой, они сопоставимы. Не ожидал, что в Ногликах такое хорошее поле. Оно лучше, чем на «Спартаке». Условия для команды созданы шикарные – только тренируйся и играй. Болельщиков очень много, тоже не ожидал этого.

– Кто-то из футболистов ФК «Ноглики» мог бы играть во втором дивизионе?

– Начнем с того, что многие игроки уже имеют профессиональный опыт. А из молодых игроков (их в команде очень много), задатки есть у всех. Главное, правильно ими распорядиться.

– Тренировочный процесс понравился?

– Наш тренер Владислав Матвиенко в Находке работал вместе с Олегом Ивановичем Кокоревым. Можно сказать, это одна школа. Так что, было много упражнений с мячом, что особенно любят все футболисты.

– А стадионы?

– В принципе, меня трудно удивить. Но вот полю в Биробиджане это сделать удалось. В центре вообще какая-то яма с песком. Я Кристиану Волохову, помню, посоветовал, чтобы он туда за мячом даже не лез. В Ноглики комиссия приезжала, какие-то замечания по стадиону делала. Я еще думаю: «Какие замечания, вы о чем? В Биробиджан лучше съездите!».

– Какие матчи особенно запомнились?

– В чемпионате и Кубке области как-то ничего особенного не было. А в третьем дивизионе запомнились игры против лидеров – ФК «Белогорск», «ДСИ» из Комсомольска.

– В следующем году вернетесь в Ноглики?

– Честно, не думал об этом. Может быть, мне завтра позвонят из «Зенита» и скажут: «Мы без тебя не можем, приезжай»... Посмотрим. Все-таки у меня в Волгограде жена, мама, теща. Нужно все взвесить и принять правильное решение. Мы договорились, что мне из клуба позвонят в январе-феврале, тогда смогу сказать что-то определенное.

 

Послесловие

 

– Довольны ли вы своей карьерой?

– С одной стороны, жаль, что мало отыграл в первом дивизионе. С другой стороны, могло не быть и этого. Мне грех на что-то жаловаться.

– На вашем счету свыше 400 матчей на различном уровне. Какие самые памятные?

– Пожалуй, кубковые, когда играли против клубов более высокого уровня. В Урени, например, мы выиграли у «Алании» (Владикавказ), забив гол в дополнительное время. Потом «Соколу» из Саратова проиграли только в серии пенальти. Конечно, памятны матчи за «Сахалин» против «СКА-Энергия» и «Сатурна». С «Сатурном» я и в Урени играл, кстати. Кубковые матчи особые. А когда удается хорошо сыграть против клубов из первого дивизиона и премьер-лиги, это зарубка на всю жизнь.

– Думали уже, чем будете заниматься после окончания карьеры?

– Пока еще хочу поиграть. Но в будущем планирую стать тренером. Сейчас вернусь в Волгоград, буду узнавать, как получить категорию «С». Начну с этого, а там посмотрим.

– Может, и на Сахалине какую-то команду будете тренировать?

– Почему бы и нет? В футболе нельзя загадывать. Произойти может все, что угодно.

– Какие самые любимые места на Сахалине?

– «Горный воздух», Вавайские озера. А еще я был на море в районе Катангли. Величественная картина океана! Стоишь на берегу, и ощущаешь себя не то, чтобы букашкой, а даже микробом.

– Какая кухня нравится: японская или корейская?

– К японской кухне я равнодушен. И до приезда на Сахалин ел суши, роллы – как-то они не цепляют. С корейской кухней я тоже был немного знаком. У нас в Волгограде продают салаты из морковки, капусты. Но на острове я попробовал жареную ким-чу с мясом. Вот это вещь! Я уже узнал, где в Волгограде продают ким-чу. Буду готовить и угощать друзей. Есть, что им рассказать!

О ком или о чем статья...

Серебряков Алексей Валерьевич