Войти

Игорь Тихонов: «Буду рад, если кто-то сумеет побить мой рекорд»

Официальный сайт ФК «Текстильщик» Иваново, 25.12.2014

13 декабря исполнилось 45 лет одному из самых ярких форвардов в истории клуба Игорю Тихонову – третьему бомбардиру в истории команды (100 голов), лучшему снайперу «красно-черных» в российское время, забившему за один сезон рекордные 29 мячей. Сейчас легенда ивановского футбола входит в тренерский штаб «Текстильщика». Специально для «Ивановской газеты» Игорь Николаевич дал эксклюзивное интервью, в котором вспомнил все свои жизненные этапы. Выкладываем полную версию этого интервью без газетных «купюр».

ИГРАЛ ЗА ПЕРВУЮ ТАНКОВУЮ АРМИЮ

 - Где вы начинали играть в футбол?

- В 7 лет папа привел меня на стадион «Меланжист», где и началась моя футбольная жизнь. Первым моим тренером был Сергей Демидович Филиппов – легенда ивановского футбола. Очень жесткий и принципиальный был человек, который любил дисциплину. У него было чему поучиться. Позже с нами работал Валерий Васильевич Горнушкин. У него я многому научился в плане техники, удара по мячу.

 - У вашего поколения была своя «меланжистская» техника. Чем она отличалась?

 - Да, наш футбол здорово отличался. Все тренеры «Меланжиста» в своем прошлом были хорошими футболистами «Текстильщика». Это Скоропеев, Бакшин, Горнушкин. Они заставляли нас больше работать с мячом, а не отделываться от него. Мы пытались играть в умный, техничный футбол. В школе «Гороно» же больше проповедовали силовой футбол. Из «меланжистов», помимо меня, в «Текстильщик» вышли Юрий Ермаков, Илья Коробков, Вадик Горнушкин, Валера Пьянов, Александр Головушкин, который в свое время вызывался в юношескую сборную СССР.

 - Как в дальнейшем развивалась ваша судьба?

 - В городе создали первый в нашей области специализированный класс на базе школы №66. Мне удалось туда попасть. Нашими тренерами в нем были Евгений Николаевич Гусев и Владимир Федорович Фомичёв. Мы там собирались на целый день и с утра до вечера занимались футболом. Кормили нас в школе бесплатно.

 - Учиться в спецклассе было тяжело?

 - На учебу времени не хватало. Мы постоянно ездили на какие-то турниры. Нам очень помогал Сергей Васильевич Тимофеев. (одноклассник и партнер Тихонова по «Текстильщику». Ныне – директор стадиона «Текстильщик» - прим. Е.П.). Он закончил школу с медалью и не давал нам расслабиться. Оказывал помощь с уроками.

 - В 1987 году вы дебютировали за «Текстильщик» в Кубке РСФСР…

 - Тот турнир проходил в Краснодаре. Дебют был незабываемым. Мы играли против «Кубани» и на трибунах было 30-40 тысяч человек. За 10 минут до конца матча я заменил Виктора Иванова. По-моему, мяча я тогда так и не коснулся, но зато успел сделать 5 подкатов. Тогда я принимал участие во всех играх. По его итогам «Текстильщик» завоевал бронзовые медали.

 - Очень расстроились, когда вместо дальнейших выступлений в команде, вы оказались в армии?

 - Да, я очень обиделся. Была неприятная история. Я даже не собирался больше заниматься футболом. Хотя сейчас я даже рад, что провел 2 года в армии. В последний год я играл в Германии за «1-ю танковую армию».

 - На каком уровне был развит футбол в группе советских войск в Германии?

 - Там находилось много бывших футболистов ЦСКА. Тренером был Коробочка. У группы советских войск были очень приличные игроки: вратарь Чанов, Петраков. В «1-й танковой армии» я играл вместе с бывшим защитником ЦСКА Юрием Аджемом. Проблем с составом не было. В Германии было 5 танковых армий и одна – лётная. Они все время проводили между собой чемпионат. В каждой команде были свои известные люди.

 - Какие-то интересные армейские истории вы вспоминаете спустя много лет?

 - Их очень много. Я служил в центре Дрездена. Это очень красивый, великолепный город. Под конец службы мы ходили по нему в «гражданке». Я посетил много интересных мест. Ходил на футбол на «Динамо» (Дрезден). Служил я перед самым выводом войск. Тогда в Советском Союзе уже были разруха и голод, а там – яркие витрины магазинов. Впечатления от Германии остались очень хорошими.

МОГ ПОПАСТЬ В «РОТОР» ВМЕСТО ЗЕРНОВА

 - По возвращении домой вы не хотели играть в «Текстильщике»…

 - Я не собирался приходить в команду. Но работавший тогда в «Текстильщике» тренером Валерий Васильевич Горнушкин предложил мне прийти на тренировку в зал, который был в Балашовке. Я пришел, переговорил со всеми и остался. Так и началась моя серьезная карьера.

 - Чем запомнились первые годы выступлений за команду?

 - В 1990-1991 годах мы играли в чемпионате СССР. Очень запомнились поездки в Прибалтику: в Елгаву, Лиепаю. После распада Союза мы вместе с калининградской «Балтикой» попали в Первую лигу. Тогда она состояла из трех зон. Считаю, что мы довольно неплохо отыграли в ней 2 года. В то время нам особенно удавались домашние игры.

 - В то время вам удалось раскрыться в качестве главного бомбардира «Текстильщика». Однажды за один сезон вы забили аж 29 голов. В чем был секрет успеха?

 - У нас была очень яркая и играющая команда. Все люди умели хорошо обращаться с мячом. В «Текстильщике» тогда были умные футболисты: Сухов, Тувин, Филиппов. С Зерновым одно удовольствие было играть в нападении. Все передачи были направленными, не было никакой игры «на отбой». Забивали у нас все: как защитники, так и нападающие. Из Иванова редко кто мог увезти очки. Никто не удивлялся, если мы могли забить по 3-5 мячей за игру. Не случайно, что многие из той команды потом смогли дойти до Высшей лиги.

 - Правда ли, что в 1995 году на один из домашних матчей клуба за вами приехали тренеры «Ротора», а в итоге они увезли Александра Зернова?

 - Как сейчас помню тот матч. Мы играли с новотроицкой «Ностой». Уже на 2-й минуте меня увезли зашивать ногу в госпиталь. Пока меня не было, на поле устроил феерию Зернов. Он забил три гола. Мы победили 5:1 и судьба Александра была решена. Он настолько им понравился, что уже через две недели был вместе с «Ротором» на «Олд Траффорде».

 - И все же вскоре вам тоже удалось уйти в высшую лигу в «КамАЗ-Чаллы». Трудно было перестраиваться после второй лиги?

 - Это был совсем другой уровень. Там все надо было делать быстрее. Так как Бог меня не наградил какими-то сверхскоростными качествами, то мне пришлось очень тяжело. В высшей лиге я играл на позиции крайнего защитника. Впереди не сыграл ни разу. Но все-равно я получил большой игровой опыт. Мне удалось познакомиться со многими хорошими футболистами и посмотреть на все изнутри.

 - «КамАЗ» в то время был одной из первых команд, которая пригласила к себе легионеров из дальнего зарубежья. Чем вам запомнились те два футболиста из Иордании?

 - У нас тогда играли Багран и Аднан. Они были мусульмане. Все время ходили с ковриками, каждые 10 минут молились. Но потом через год они «обрусели». Очень интересные ребята. В то время вообще был очень любопытный период, несмотря на то, что в итоге «КамАЗ» и вылетел. Это произошло из-за того, что на заводе были проблемы и команда осталась без финансовой подпитки. К сожалению, свои позиции они до сих пор пока не восстановили. А когда я только приходил в команду, то еще успел сыграть за нее один матч в еврокубках. «КамАЗ» в том сезоне выступал в Кубке Интертото. Дома я вышел минут на 30 минут в игре против французского «Генгама». Тогда мы победили 2:0. На ответную игру я не поехал из-за того, что мне не успели оформить визу. К сожалению, команда в дополнительное время все же уступила 0:4. А до этого «КамАЗ» в розыгрыше кубка прошел серьезный немецкий клуб «Мюнхен 1860». В коллективе в то время было очень много колоритных фигур. В первую очередь, это нынешний спортивный директор «Химок» Витя Панченко. Он тоже не обладал какими-то сверхкачествами, но мяч к нему «прилипал», очень «фартовый» был форвард. Пришедший из киевского «Динамо» Миша Джишкариани тоже был заметной личностью в футболе. Кроме того, в «КамаАЗе» была целая группа игроков из Одессы вместе со старшим братом Юрия Никифорова. В воротах тогда играл легендарный челнинский голкипер Платон Захарчук, в обороне были Евгений Варламов, который затем стал капитаном «ЦСКА», и Клонцак, ныне возглавляющий «КамАЗ». В общем, исполнителей нам хватало.

УЖЕ НЕ ВЕРИЛ, ЧТО ЗАБЬЮ СОТЫЙ ГОЛ

 - Затем вы решили остаться в Татарстане и перешли в «Рубин».

 - Тогда мне позвонил мой хороший знакомый опытный тренер Владимир Волчок и прислал за мной начальника команды. За пол часа мы между собой договорились и так я оказался в «Рубине». Считаю, что тогда у меня был лучший период в моей жизни. У меня все тогда получалось! За 1 круг мне удалось забить 10 мячей и команда вышла в первую лигу. В Казани же я познакомился со своей будущей супругой. В материальном плане тоже все было замечательно. За победу во второй лиге нам каждому приобрели машину. Тогдашний Президент Татарстана Шаймиев уделял футболу большое внимание. Все знали, что рано или поздно «Рубин» станет чемпионом. Коллектив у нас был очень дружным, хотя в нем пополам было татар и русских. С огромным теплом вспоминаю то время!

 - В то время в «Рубине» была целая ивановская диаспора. Кроме вас, в Казани играли Андрей Минвалиев, Алексей Филиппов и еще Сергей Макаров из Владимира…

 - Владимир Волчек - это ветеран тренерского цеха. Он очень любил «Текстильщик» и в 1990-е пристально следил за нашими выступлениями. Ему очень нравился стиль команды. Думаю, что поэтому и было столько народу из «Текстильщика» в «Рубине» при Волчке. Игорь Семенович воспитал таких умных футболистов, как Семин, Газзаев, Петраков. Не удивительно, что почти все они стали затем успешными тренерами.

 - Закрепиться в команде на большее время вам помешали постоянные смены тренеров?

 - Нам помешало то, что уже после 4 туров в первой лиге сняли Волчка. В это время у меня были сломаны ребра. Потом началась тренерская чехарда, и я окончательно перестал выходить на поле.

 - В то время в «Рубине» на две недели успел появиться даже югославский специалист Миодраг Раданович. Успела ли вам запомниться работа с иностранным наставником?

 - Он был очень приличный тренер и веселый парень. Почему его не оставили во главе команды, я так и не понял. Может быть только из-за того, что вообще не знал русский язык и ему все время приходилось ходить с переводчиком. При югославе я еще выходил на поле, но после него в «Рубин» пришел такой тренер, как Ирхин, который вообще мне не дал никакого шанса. В итоге в следующем году я поехал за «дедушкой» в ногинский «Автомобилист».

 - Жалели, что ушли из ведущего клуба первой лиги в команду более низкого уровня?

 - Мне было очень тяжело уходить из команды, в которой все налажено. Очень непросто было покидать такой красивый город Казань, который расцветал на глазах, и переходить в Ногинск – маленькую деревушку. Привыкал очень долго. Но надо было еще и играть. В том сезоне уже за два месяца до конца первенства мы легко обеспечили себе победу в зоне «Запад». В решающей пульке за выход в первый дивизион «Автомобилист» играл со «Спартаком-Чукоткой». В 1990-е годы бороться с такими командами было невозможно. Этот клуб был очень богатым, и судейство в поединках с ним не всегда было адекватным. Кстати, тогда в «Спартаке-Чукотке» был мой бывший партнер по «Текстильщику» Олег Шмаков, а в его структуре работал еще и Юрий Тихомиров (известный футбольный арбитр из Южи – прим. Е.П.). В первой встрече в Москве мы сыграли с ними 1:1, а в домашнем матче шансов уже не было. Нас просто близко не подпускали к их штрафной.

 - Почему же следующий сезон вы начали во владимирском «Торпедо», который тогда был в любительском футболе?

 - После того первенства я поехал в Хорватию. Три месяца я провел на сборах в клубе первого хорватского дивизиона «Задар». Было очень интересно там находиться: Средиземное море, уютный стадион. Даже языковой проблемы не было. Уже через 10 дней я мог спокойно изъясняться по-хорватски. Многие слова были похожи на наши. Группа югославских языков очень сходна с русским. Я был готов подписывать с ним контракт, но в самый последний момент мы не договорились. У нас возникли разногласия по моей зарплате. Сначала обговаривали одну сумму, а потом они мне уже давали совсем другую. После Хорватии я приехал домой и на «мемориале Крушина» сломал пятую плюсневую кость стопы. Очень долго она у меня заживала. В это время были приглашения из казанских клубов, но я не мог выехать на сборы. Через три месяца у меня оставались только Иваново и Владимир. В «Торпедо» тогда работал мой хороший тренер Юрий Васильевич Пьянов. Я встретился, переговорил с ним и решил уйти во Владимир. Тогда там собралась очень приличная компания: Асланян, Хахалев, Макаров.

 - В «Торпедо» тогда делали свои первые шаги многие нынешние лидеры «черно-белых». Какими они тогда были?

 - В то время только начинали играть Каратыгин, Боллоев, Втюрин. Было видно, что желание у них огромное, но уменья мало. Потом они потихоньку стали прибавлять и у них получилась хорошая карьера.

 - В 2002 году вы наконец-то вернулись в родной «Текстильщик».

 - В то время в команду возвращались игроки из Шуи. Тот же Гущин, Тимофеев. Нам ставили задачу вернуть в Иваново большой футбол. Мы все собрались, выиграли Кубок «Золотого Кольца» и заняли 3-е место на КФК. Но у первых двух команд «Ратмира» и «Обнинска» возникла одна темная история, и в профессиональный футбол вышел «Текстильщик». Все что планировали, мы выполнили.

 - Последние два года выступлений за команду вам давались очень тяжело?

 - В то время клуб становился на ноги. Ветераны уже сильно играть не могли, молодежь была еще «сырой». Финансовые условия были аховые. Мы сражались за выживание. Другого было тогда нам не дано.

 - На вас сильно давил груз 100-го гола? Ведь в каждом матче все ждали его?

 - Я тоже его очень ждал. И как назло в тот момент у нас не было даже пенальти. В итоге я этого гола так и не дождался. Думал, что на следующий год у меня будет шанс его забить. Но тогда произошло объединение двух областных команд, и главным тренером стал Александр Петрович Саитов. Он – своеобразный тренер, проповедующий свой футбол, который очень отличается от футбола «Текстильщика» 1990-х годов. Было много длинных передач и борьбы. В этой игре мне места не нашлось. В том сезоне он только несколько раз выпустил меня на замену. Шансов забить не было.

 - Но хорошо, что все хорошо заканчивается. Через несколько лет вам пришлось возобновить свою карьеру. Как вам удалось после столь длительного перерыва показывать приличный футбол?

 - Просто так сложились обстоятельства. В 2009 году у нас сломался последний игрок, а народ у нас было наперечет. Я был заявлен как игрок, потому что у меня не было тренерской лицензии. Михаил Алексеевич Александров сказал мне: «Давай выходи! Больше некому играть». Мы играли в Москве против «Спортакадемклуба». Я вышел на поле при счете 2:2, подкараулил отскок от вратаря и практически первым же своим касанием забил гол. Очень удивился этому мячу. Уже не ждал, что когда-то удастся забить за «Текстильщик» свой 100 гол. К тому же он тогда стал для команды победным. Мы тогда боролись за выживание, и тот мяч вселил в нас уверенность, что второй дивизион мы уже не покинем.

В ЗАЯВКЕ ЗНАЧИЛСЯ ВИДЕООПЕРАТОРОМ

 - Не каждый начинающий тренер сразу может убить в себе футболиста. Как было в вашем случае?

 - Этот процесс проходил у меня тяжело. Очень хотелось играть. Поэтому я даже некоторое время играл на КФК за «Вичугу». Когда ты на протяжении 20 лет выходишь на поле, а сейчас уже остаешься вне его, то это очень трудно. Но что-то надо было делать. Юрий Александрович предложил мне поработать с молодежной командой. С нее я и начал свою тренерскую карьеру. Позднее мы с Михаилом Алексеевичем перешли в главную команду, когда она вылетела из первого дивизиона. Поначалу у меня не было нужного образования и в заявке «Текстильщика» я фигурировал как видеооператор, затем футболист, начальник команды. Сейчас, благодаря клубу, мы с Сергеем Петровым наконец-то смогли получить футбольное образование. Мы окончили ВШТ, и сдали экзамены на тренерскую лицензию «В».

 - Видите ли среди молодых футболистов нового Игоря Тихонова?

 - Время изменилось. Сейчас уже другое поколение. Но талантливые ребята есть, и они есть в каждом году спортшколы. Не думаю, что доживу до того момента, когда кому-то удастся побить мой рекорд. Сейчас уже меньше стало команд и игр. Поэтому забить 30 мячей уже почти невозможно. Дай Бог, чтобы таким нападающим оказался нынешний мальчишка из Иванова. Я буду этому очень рад.

 - Верите ли вы в то, что в ближайшем будущем на поле в составе «Текстильщика» будут выходить 11 воспитанников клуба?

 - Сейчас в это сложно поверить. Если только, не дай Бог, ухудшится наша финансовая ситуация. Только в таком случае возможно, что все ребята на поле будут местными.

 - Как поживает ваша семья?

 - Моя дочь Полина уже подросла. Она учится в 10-м классе. В следующем году будет заканчивать школу. Учится неплохо, собирается поступать в вуз. Моя жена Олеся работает в бухгалтерии в спортшколе «Текстильщика» на стадионе «Локомотив». Поэтому она тоже имеет отношение к футбольной кухне.

 - Какие цели вы себе ставите в ближайшем будущем?

 - Учиться, набираться опыта. Чем черт не шутит, может быть мне удастся возглавить сильную команду.

О ком или о чем статья...

Тихонов Игорь Николаевич