Войти

«Советское Зауралье», 1988

Если зовут человека Иваном, он, скорее всего, неплохой человек. Если зовут Иваном Ивановичем, об обязательно человек хороший.

Когда городская знаменитость, вратарь футбольной команды «Трудовые резервы» Иван Иванович Едренников шел по улице, то вся улица знала его и знала о нем все: и что он фронтовик, и что воевал под Москвой и на Волхове, и что лежал в курганском госпитале и остался в нашем городе, где и стал одним из создателей футбольной команды. И вратарь уличной команды мог спросить запросто, как у старого приятеля, спросить:

– А как ты, Иван Иванович, вчера мяч пропустил? Ты ж его достал.

И Едренников по-свойски отвечал:

– Достал, но пальцев не хватило придержать.

Он показывал правую руку с единственным оставшимся большим пальцем.

Весь город знал об инвалидской руке вратаря, но он наивно думал, что нападающим чужих команд это неведомо. Перчатку надевал с набитыми ватой пальцами.

Это теперь судья ставит мяч на 11-метровую отметку. Тогда, в войну и после нее, он отмерял одиннадцать шагов от центра ворот, и весь стадион считал, проверяя его. «Бью под правую, под правую», – волнуясь, твердил про себя нападающий, пока судья устанавливал мяч. И бил сильно, низко над травой, близко к штанге. Но там в невероятном броске встречал мяч Едренников и, поймав, делал еще два – три кульбита.

Восторг был общий. Трибуна смеялась и плакала.

О, наши курганские болельщики! Сколько больших стадионов пришлось видеть, но нигде не болеют так азартно, так талантливо, как у нас. Это ярмарка, это деревенский праздник на улице, где каждый – зритель, и каждый – актер, где веселятся во всю мочь, где отводят душу.

И не дорожить таким болельщиком?

Осторожно спрашиваю у Ивана Ивановича о его вратарском стиле. А вдруг с высоты своего 67-летия он скажет, что всегда был за простоту. Бывает такое у стариков, когда хотят задним числом выглядеть умнее, чем были.

Он отвечает без колебаний:

– Я мог брать просто, но брал эффектно. Я чувствовал публику и играл на нее, чтобы принести ей удовольствие. Это был мой почерк. Я считал, что таким способом брать мяч наиболее надежно. Полная трибуна давала великолепный настрой. Я чувствовал, какую игру ждет болельщик, изголодавшийся за войну по зрелищу. И команда понимала это. Мы старались играть красиво – братья Барановы, братья Ершовы, Саша Пестерев, Саша Логинов – наш стремительный левый край, Костя Верхорубов, Костя Ермохин. Отличные были ребята!

Сидим в тесном кабинетике Ивана Ивановича в облспорткомитете. Он – инженер по спортсооружениям. Кругом бумаги, папки, много папок. Нужную справку Иван Иванович находит в момент.

Есть у этого человека черта, резко выделяющая его среди многих. Он воспитал в себе физически культурного человека. До войны он учился в Орехово-Зуеве. У него был чудесный учитель физкультуры. Он создал футбольную команду. В ней и начал свой путь в футболе Едренников. Благодаря физкультуре он пошел на войну крепким парнем и хорошо воевал. Физкультура помогла ему выжить после контузии и ранения. Физкультура свела его с футбольными командами «Трудовые резервы» и «Динамо» в Кургане. И, наконец, она спасла его после двух подряд инфарктов. 25 лет он на лыжной трассе и на легкоатлетической тропе. Летом он пробегает за неделю минимум 28 километров. Сложилась собственная методика: нужна не скорость, а 45 – 50 минут движения; знать, что такое нагрузка и самоконтроль; не игнорировать медицину, не бегать группой, чтобы не поддаться невольно соревнованию, – оно не каждому по силам.

Что нравится мне в Иване Ивановиче, так это и то, что он видит хорошее в сегодняшнем дне, а не брюзжит по-стариковски: «вот в наше-то время…». О сегодняшнем футболе он сказал так: «Футбол поумнел, в него играют одаренные люди, неумный человек в настоящего футболиста не вырастет».

Таков он, выдающийся вратарь города Кургана.

О ком или о чем статья...

Едренников Иван Иванович