Войти

Геннадий МЕЛКОВ: «Я благодарен Сахалину»

//notitle//, 08.04.2005

Героя этого интервью островным болельщикам особо представлять не нужно. Достаточно лишь напомнить, что Геннадий Александрович Мелков был главным тренером команды мастеров "Сахалин" с 1972 по 1974 год. Ныне же он является директором федерации футбола "Дальний Восток". Но одна кабинетная работа – это не для него. Поэтому Мелкова часто можно увидеть на стадионах региона, где он является инспектором матчей. В один из его последних приездов на Сахалин в этом качестве и состоялась наша беседа.

- Геннадий Александрович, вы стояли у истоков создания зоны "Восток" третьего дивизиона в 2000 году. С тех пор прошло пять лет. Какие изменения претерпел наш любительский футбол?

- К сожалению, вынужден признать, что наш турнир все еще находится в стадии становления. В первую очередь, это относится к его неустоявшейся структуре. В дебютном первенстве принимали участие восемь команд, но по ходу сезона снялся "Форпост" из Владивостока. В следующем году распалась комсомольская "Виктория", а ведь она в 2000 году выиграла турнир! В конце концов, мы "доигрались" до того, что в прошлом году осталось всего пять участников! Куда это годится? Все это вносит чехарду, сумятицу. Да и, что уж скрывать, приходится делать много бесполезной работы.

- Это вы о чем?

- К примеру, о составлении календаря. В том же 2004 году календарь был сверстан на восемь команд. Напомню, что среди его потенциальных участников были команды Нерюнгри, Ноглик. Но в последний момент и те, и другие отказались играть. Пришлось переверстывать календарь. А ведь мы его уже разослали в областные федерации, чтобы они учитывали сроки проведения матчей третьего дивизиона при составлении расписания своих чемпионатов.

- В этом году таких накладок не было?

- Была. Первоначально был составлен календарь на семь участников, который удовлетворил все команды. Оставалась неделя-другая до старта, а тут ваши "Крылья Сахалина" тоже изъявили желание участвовать в турнире. Понятно, что для нас каждый участник на вес золота, но ведь нужно все делать вовремя.

- Как вообще происходит формирование состава участников?

- Для меня это самая большая головная боль. Еще до Нового года я начинаю обзванивать все команды, которые по своему потенциалу готовы стать участниками первенства России. Зимой желающих много. Так, например, в этом году собирались заявляться команды из Комсомольска-на-Амуре, Находки, Артема, Ванино, Лесозводска. Но, увы… Кому то не пошел навстречу мэр города, кому-то отказали спонсоры. Жаль, конечно. Я считаю, что если бы наш турнир имел двенадцать-четырнадцать команд, это пошло бы всем только на пользу. В таком случае участники смогли бы отказаться от областных турниров. Все-таки, первенство страны это вам не чемпионат области. Здесь и уровень выше, и цена победы значимее. Но пока это только мечты.

- Какие еще есть проблемы в плане проведения соревнований?

- Поля. Причем, вынужден вас огорчить, это в первую очередь относится к Сахалину. Раньше участники вспоминали недобрым словом поле (если можно, конечно, так выразится) в Ногликах. Нынче – ваш "Спартак". Это же просто ужас! На таком стадионе играть просто опасно. Мне рассказывали, что недавно один из футболистов получил здесь очень тяжелую травму (речь идет о вратаре "Портовика" Павле Борбайло, получившем на "Спартаке" тройной перелом ноги – прим. автора). Пользуясь случаем, я хотел бы обратиться к руководству Сахалинской области, областной Думе с просьбой безотлагательно заняться этой проблемой. Южно-Сахалинск в последние годы похорошел, разросся, а вот спортивная инфраструктура как была на допотопном уровне, так и осталась. Столько лет ваш город без большого футбола – это же нонсенс! Ведь футбол – это не только социальное явление, это и, в какой-то мере, визитная карточка региона.

- А в других городах поля лучше?

- Зачем далеко ходить? В том же Холмске поле – одно из лучших на Дальнем Востоке. Вот где бережно относятся к традициям. Команда мастеров распалась там десять лет назад, но вся инфраструктура была сохранена. Это и есть профессионализм! А дублеры "Луча-Энергии" и "СКА-Энергии" и вовсе играют на искусственных полях.

- Как, по-вашему, смотрелись бы лучшие любительские клубы Дальнего Востока во втором дивизионе?

- Очень даже неплохо. Особенно, "Портовик" и уссурийский "Локомотив". Не могу сказать, что в турнире рангом выше они претендовали бы на призовые места, но, уверен, финишировали бы в верхней половины турнирной таблицы.

- Теперь, если позволите, давайте перенесемся на три десятка лет назад, в годы вашей работы с "Сахалином". Помните, как здесь оказались?

- Естественно! Сразу хочу признаться, что я каждый раз еду сюда, словно на родную землю, ведь здесь прошли лучшие годы моей тренерской карьеры. До приезда на Сахалин я тренировал владивостокский "Луч", а еще раньше играл за команды Хабаровска и Томска. В составе хабаровчан, к слову, становился победителем зонального турнира класса "Б" в 1957 году. Так вот, после сезона 1971 года я ушел из "Луча". Устал от безденежья, от невнимания властей к команде. Устроился работать в краевую ДЮСШ. А тут приезжает гонец с Сахалина, начальник команды Вяткин, предлагает принять островной клуб. В апреле 1972 года я приехал в Южно-Сахалинск для знакомства с командой. Помню, везде еще лежал снег, полей пригодных для занятий не было, и команда занималась на теннисных кортах в парке под руководством Валентина Денисова.

- Команда сразу понравилась?

- Трудно было судить о ее готовности по работе на кортах. Уверенность же в меня вселилась, когда я посмотрел на список игроков. Собковский, Вахно, Мухачев, Белоусов, Денисов! Понятно, что с такими футболистами можно смело ставить большие задачи.

- И какие задачи были поставлены перед "Сахалином"?

- Цели перебраться в первую лигу перед нами не стояло. Главным, по мнению нашего руководства, было радовать своей игрой зрителей. С этим, я считаю, мы справлялись. До 33 тура (всего в тот год команды сыграли по 40 матчей – прим. автора) мы всерьез претендовали на первое место, но четыре поражения подряд (в Братске, Улан-Удэ, Красноярске и Ангарске) показали, что "Сахалину" рано претендовать на первенство в зоне. В итоге мы финишировали вторыми, пропустив вперед благовещенский "Амур". Тогда я эту неудачу переживал страшно. Слишком уж близко мы были от чемпионства! Сейчас, с высоты прожитых лет, могу попытаться проанализировать, почему так произошло. Во-первых, сказалась моя неопытность на тренерском мостике. К тому же, я не проходил с командой предсезонной подготовки, что, естественно, сказалось по ходу сезона. Во-вторых, что уж теперь скрывать, многие приезжие футболисты сами не стремились играть классом выше. Они понимали, что перейди команда в первую лигу, ее состав будет кардинально изменен, а, значит, и места им в нем не найдется. А здесь их все устраивало. Хорошие условия, внимание властей. Зачем самим рубить сук, на котором сидишь? Так вот и не стали мы победителями.

- Запомнился ли вам особо какой-то матч того сезона?

- Пожалуй, выделю два домашних поединка. С читинскими армейцами 22 октября и иркутским "Аэрофлотом" - 26 октября. Дело в том, что в начале октября мы проиграли в Красноярске – 1:7. За что по возвращении я был вызван на ковер к высокому начальству, от которого я услышал буквально следующее: "Понимаем, что от поражений в футболе не уйти. Ну, ладно, еще 0:1 или 0:2, но 1:7 – куда это годится? Разве так бывает? Такого мы понять не можем". Исправить ситуацию можно было только крупными победами. И это нам удалось. Читу мы разгромили со счетом 6:1, а Иркутск – 7:1. Помню, что в первом из этих матчей хет-трик сделал Мухачев, а во втором – Белоусов. После этого я уже со всей уверенностью мог сказать руководству, что в футболе бывает всякое, в том числе, и 7:1.

- В 1973 году таких голевых феерий уже не было. Как не было и места в тройке призеров. Между тем, по ходу турнира "Сахалин" лидировал с большим отрывом, но затем не в девяти матчах подряд не сумел одержать ни одной победы. Закономерный итог – всего лишь девятое место. Что же случилось с командой во втором круге?

- Да, действительно, старт у нас был просто отменным. Сказалась отличная работа, проделанная в межсезонье. Но затем игроки слишком рано уверовали в свою непогрешимость, ребята стали позволять себе нарушение режима. Не добавила оптимизма и история с Денисовым. Ему руководство команды обещало помочь в получении машины. Тогда ведь даже имея деньги, было сложно стать ее обладателем. Составлялись  списки, очереди. Так вот, в случае с Валентином руководство свое слово не сдержало. Не знаю уж по какой причине. Денисов и сорвался, а ведь он был одним из ведущих игроков, через которого строилась наша игра. Тогда-то, можно сказать, что-то в команде и надломилось. До этого мы были коллективом единомышленников, а потом у нас стали появляться какие-то группировки.

- Какие-то меры были приняты?

- Были. Мы отчислили несколько нарушителей режима. Но это не помогло. Все же, у отчисленных оставались друзья в команде, которые стали чувствовать себя чуточку "осиротевшими", да и игровые связи терялись. Все эти проблемы продолжались и в 1974 году, когда "Сахалин" лихорадило со старта. Первую победу мы одержали только в седьмом туре, да и дальше играли неважно.  В итоге "Сахалин" занял несчастливое тринадцатое место.

- И вы решили уйти?

- Дело в том, что со мной трудовой договор был заключен на три года. Срок его действия закончился, и я решил сменить обстановку. Но, несмотря на не самое радостное расставание, могу сказать, что работа у вас на острове дала мне очень многое в профессиональном плане. Да и претензий к руководству у меня не было. Практически все вопросы решались незамедлительно.

- Общаетесь ли сейчас с кем-то из игроков той команды?

- Так уж получилось, что большинство приезжих футболистов было из западной части СССР, поэтому наши дороги с ними в дальнейшем не пересекались. Разве что с Денисовым, которого часто вижу в Москве. Зато в каждый свой приезд сюда с большим удовольствием встречаюсь с Виктором Манзийчуком, Валерием Ремневым, которые и поныне живут в Южно-Сахалинске. От них я узнаю многое про текущее состояние дел в островном футболе. Искренне жалею, что все так обернулось, и Сахалин лишен профессиональной команды.

- И последнее. В этом году вас наградили памятным знаком ПФЛ "За развитие футбола в России". Насколько я знаю, вы были единственным представителем нашего региона, удостоенным этой награды. Как вы считаете, учитывалась ли при рассмотрении вашей кандидатуры работа у нас на острове?

- Я просто уверен, что именно работа на Сахалине стала в этом плане определяющей. Все-таки обо мне в Москве узнали как раз в период работы на острове. Так что, я Сахалину безгранично благодарен.