Войти

Защитник ЦДКА далеких тридцатых...

Пресс-служба ФК «Динамо» Москва, 21.06.1987

Участник первого чемпионата СССР Виктор Павлович Саванов отметил свое 75-летие. Наш корреспондент В. Филиппов встретился с ветераном армейского клуба и попросил его поделиться своими воспоминаниями о футболе 30-х годов. Предлагаем краткую запись их беседы.

– Виктор Павлович, когда и где вы приобщились к футболу?

– Начал играть, глядя на старшего брата Александра. Играли «дом на дом» на небольшой спортивной площадке при Первой ситценабивной фабрике, где работал отец. Поначалу гоняли тряпичный мяч – о кожаном ребятам из рабочих семей приходилось только мечтать. Потом сами, своим руками расчистили старую свалку и на освободившемся месте оборудовали стадион. Постепенно футбол завоевал большую популярность среди рабочих. Футболисты фабрики стали выступать на первенство Москвы по второй группе. В 16 лет меня приняли в четвертую команду, на следующий – перевели сразу в первую. Мы играли хорошо, и футболисты ЦДКА, одни из лидеров московского футбола, предложили провести товарищеский матч. У армейцев мы выиграли. Помню, что разница была в два мяча, а точный счет назвать затрудняюсь. Тогда на меня и обратил внимание защитник ЦДКА Е. Никишин.

– И вскоре Вы оказались в армейском клубе?

– Да. после призыва в армию меня взяли в ЦДКА. Через год ко мне присоединились бывшие партнеры из команды Первой ситценабивной фабрики А. Щавелев, К. Малинин, В. Шлычков.

– Сразу ли удалось закрепиться в основном составе?

– Практически сразу. Как раз в это время заканчивал выступать П. В. Халкиопов, и я занял его место. Играл, как говорили раньше, «бека». А Павел Васильевич вскоре стал тренером ЦДКА.

– А что представляли тогда из себя тренировки?

– Конечно, они были не такими, как теперь. Наставникам команды приходилось действовать во многом на ощупь. Но по тем временам уровень тренировок был достаточно высок. Мы занимались и общефизической подготовкой, и тактической, разбирали сыгранные матчи, допущенные сшибки. Я уже не говорю об отработке технических приемов. Здесь старались все. Был у нас левый инсайд Александр Щавелев, который почти никогда не уходил с поля без гола. Так он всегда оставался после занятий побить по воротам, причем старался ударить сходу, без обработки мяча. Обладая отменной техникой, отлично исполнял одиннадцатиметровые, отрабатывал их без устали. Удары у него были хотя и не сильные, но хитрые и исключительно точные, он неплохо владел и тогда мало кому доступным «крученым» ударом.

– Игра защитника тоже, наверное, сильно отличалась от современной?

– Да, тогда только-только начинали осваивать игру в пас, организовывать атаки. Я помню, в команде ситценабивной фабрики выступал до меня защитник Петров. Зрители прозвали его «семафор» за отбойные удары. При малейшей возможности, не раздумывая, он что есть силы посылал мяч в небо и стоял, прикрывая глаза ладошкой, смотрел, высоко ли ударил. Такая игра защитника не была чем-то из ряда вон выходящим – так играли многие.

– А вы сами?

– Тогда ведь два защитника играли против пятерки форвардов, поэтому основной их обязанностью было разрушить атаку, сыграть на опережение, прервать передачу. Это у меня получалось неплохо. Приходилось и подстраховывать партнеров. Помню, в сборной Москвы Андрей Старостин, неважно игравший левой ногой и допускавший из-за этого промахи, когда я приходил ему на помощь, повторял лишь одно слово: «Блестяще!» Хорошо я чувствовал себя и при борьбе за мяч в воздухе, даже играя против такого мощного тарана, как Бутусов. В матче со сборной Ленинграда Михаил, чувствуя, что ему переиграть меня на «втором этаже» трудно, все время кричал Пеке Дементьеву: «Не поднимай в воздух!»

– Неужели вы никому не уступали?

– Ну что вы… В последнем матче ЦДКА в весеннем чемпионате СССР 1936 года, на который наши соперники – динамовцы вышли уже в ранге чемпионов, мне так досталось от Михаила Семичастного – до сих пор помню. Мы если 2:0, но потом голы в армейские ворота посыпались один за другим. Шесть штук подряд! Три из них забил Семичастный, причем два – великолепными ударами головой. А мы ведь большие друзья были, я его манеру игры прекрасно знал. А вот ничего не смог сделать... Очень не любил я играть и против динамовца В. Смирнова.

– Вы ведь играли и за сборную Москвы?

—И довольно часто. В 1932 году выиграли у сборной СССР 4:3 в матче, задачей которого было определить сильнейший состав сборной страны для встречи с футболистами Турции. Тогда в одной команде со мной играли наши выдающиеся мастера: В. Гранаткин, Андр. и Н. Старостины, С. Ильин, В. Степанов, В. Смирнов. В 1934 году был даже в запасе сборной СССР на матче с турками, но на пате так и не вышел.

– А как воспринимался первый чемпионат страны?

– Это было для нас чем-то необычным. Чувствовался необыкновенный подъем, все старались доказать, что ни в чем нс уступают сопернику, сражались изо всех сил. И народ игру любил. Раз еду на матч на трамвае – пора уже выходить, а люди стояли, как стена. Никак не могу вытащить чемоданчик, где форма лежала. Подергал, подергал – ручку оторвал. Совсем уже отчаялся. «Братцы, – кричу,– расступитесь, мне же играть!» И сразу все зашевелились, выпустили...

– Вы сыграли только в двух чемпионатах страны. Что же послужило причиной ухода из большого футбола?

– Получил серьезную травму колена, после которой уже не смог полностью восстановить прежнюю форму. К сожалению, у футболистов такое случается довольно часто. В книге «Московский футбол» К. Есенин вспоминал, например, как в матче первенства Москвы 1934 года мы столкнулись в борьбе за мяч с Николаем Старостиным из «Промкооперации», что привело к переломам ног у обоих. Это не совсем верно – ногу сломал один Николай, что в общем-то и послужило в дальнейшем одной из причин его ухода с зеленого поля.

– А Вы не пробовали себя на тренерском поприще?

– Убедившись, что мне вряд ли удастся появиться вновь в основном составе, я в 1938 году покинул армейский клуб. Года два работал по специальности, одновременно тренируя юношей ЦДКА. У меня была одна футбольная команда (в 1940 г. – 2-е место по Москве) и одна хоккейная (в 1940 г. – чемпион столицы). Затем началась война. Служил в армии. По окончании войны стал старшим инструктором по физической культуре и спорту Советской Армии. С 1948 по 1970 год (до ухода па пенсию) был начальником физподготовки и спорта высшего комсостава.

– Виктор Павлович, а не было ли у вас желания вернуться на футбольное поле?

– Я еще очень долго играл и в футбол, и в хоккей с мячом за московский «Строитель». По крайней мере, когда в 1952–1953 гг. после расформирования футбольной команды ЦДКА из-за неудачи на Олимпиаде в Хельсинки в «Строителе» для поддержания формы одно время играли В. Соловьев, В. Демин. А. Водягин, В. Николаев, я еще был в команде капитаном. Со спортом не расставался всю жизнь. Даже когда мне перевалило далеко за пятьдесят, низовые армейские коллективы, в которых я играл, регулярно завоевывали призовые места и по футболу, и по хоккею с шайбой.

– Виктор Павлович, от имени всех любителей футбола большое спасибо за беседу

Филиппов В.

О ком или о чем статья...

Саванов Виктор Павлович