Пресс-служба ФК «Динамо» Москва, 13.09.1990
В последние годы у столичных армейцев часто менялись тренеры, каждый сезон команда существенно обновлялась, соответственно тренерским вкусам и подбору футболистов изменялся рисунок игры. Если нынешний состав ЦСКА сравнить с тем, которым армейцы играли в 1977 году, то окажется, что лишь Тарханов, Чесноков, Швецов и Дулык по-прежнему выступают за команду. Первые трое – известные футболисты, давно играющие в высшей лиге. Что касается Евгения Дулыка, то, неизменно выступая за основной состав ЦСКА, он как бы находится в тени: уж очень редко и скупо оценивается его игра в печати, поэтому сегодня мы предлагаем нашему вниманию беседу корреспондента общественного пресс-центра М. Щеглова с полузащитником армейцев.
– В чем состоят ваши функции на поле?
– Раньше мне приходилось в основном заниматься персональной опекой, играть «по игроку». С приходом в команду О.П. Базилевича мы стали действовать по зонному принципу, когда каждый футболист, речь идет не только о защитниках, отвечает за свою зону. Такая игра требует хорошей сыгранности футболистов, умелой взаимостраховки. Но, в общем-то, и прежде, и теперь главным для себя считаю постоянную собранность, готовность к жесткому единоборству, всегда стремлюсь сыграть на опережение, стараюсь плотно действовать в отборе.
– «Считается, что вы игрок универсальный…
– Не знаю, можно ли так говорить, но действительно приходится играть на различных местах в зависимости от тренерского задания. Раньше постоянно играл правым полузащитником – это привычное для меня амплуа, однако, неоднократно выступал и на месте правого защитника, был и опорным полузащитником, а 5 августа в Ростове, когда получил травму Овчинников, пришлось сыграть в центре обороны.
– В любом случае, на вас преимущественно возложены обязанности по разрушению атак соперников. Когда и как появился у вас вкус к такой игре?
– В детстве, глядя на игру лучших мастеров, я, конечно, больше внимания обращал на действия форвардов. А поскольку родился и вырос я во Львове, то естественно, что кумирами моих юношеских лет были футболисты «Карпат» Кульчицкий. Лихачев, Данилюк. Пожалуй, по-настоящему привил мне вкус к плотной игре в защите, к силовому единоборству известный в недалеком прошлом футболист заслуженный мастер спорта В.И. Афонии, под руководством которого я несколько лет выступал в команде ГСВГ. Афонин много рассказывал о своих поединках с сильными нападающими, об игре против Пеле в 1965 году. Многому научил меня и другой известный мастер Владимир Поликарпов, который был моим партнером по команде ГСВГ.
– Вы упомянули о том, что играть начинали во Львове. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
– В юношескую заводскую команду меня привел старший брат, который уже играл там. Учился я тогда в седьмом классе. Заниматься футболом мне понравилось, и я стал относиться к своему увлечению всерьез. Вскоре начал посещать занятия в городской ДЮСШ, а в 1968 году меня переведи в группу подготовки «Карпат», где под руководством Б.А. Гончарова, кстати, теперешнего начальника команды, я учился играть в настоящий футбол.
– Обращали на вас внимание тренеры «Карпат»?
– В 1971 году наша команда вышла в финал Всесоюзных юношеских соревнований Мы заняли скромное пятое место, но это был уже определенный успех, а главное, что мы почувствовали атмосферу серьезного футбола. В том же году я сыграл две-три игры за дублирующий состав «Карпат», продолжал выступать за дубль и в следующем сезоне. Хорошо помню, как в июле 1972 года молодежная сборная области сыграла товарищеский матч с основным составом «Карпат». Этот матч мы, молодые, крупно проиграли, но на следующий день тогдашний старший тренер Львовской команды В.Б. Бубукин в интервью, опубликованном в местной газете, отметил у побежденных Андрющенко, Дубровного и меня. Осенью 1972 года настала нора службы в армии, и я оказался в команде ГСВГ.
– А кто пригласил вас в ЦСКА?
– В июле 1976 года на первенство Вооруженных сил приехал В.М. Бобров, бывший в то время главным тренером Вооруженных сил по футболу. Ему понравилась моя игра. А осенью того же года после финальных соревнований на Кубок Вооруженных сил Ю.И. Беляев, человек, который много лет кропотливо занимается селекционной работой я армейских командах, пригласил меня в ЦСКА.
– Как складывалась ваша судьба в главной армейской команде?
– В 1977 году ЦСКА возглавлял А.И. Мамыкин, хорошо знавший меня по армейской команде. Вскоре его сменил В.М. Бобров. В том сезоне, который был для меня первым в высшей лиге, я поначалу несколько робел, но Всеволод Михайлович внимательно следил за моей игрой, поддерживал меня, ставил в основной состав. Существенную роль в моей судьбе сыграл и В.Б. Бубукин. Валентин Борисович помнил меня еще по Львову, постоянно подсказывал, как нужно готовиться к матчам, объяснял тактические премудрости. В такой доброжелательной атмосфере мне сравнительно быстро удалось обрести уверенность.
– Какое событие, происшедшее на футбольном поле, вам наиболее памятно?
– 23 апреля 1978 года я забил единственный пока свой гол в высшей лиге. Играли мы с «Араратом» и проигрывали 0:1. Я опекал Хорена Оганесяна. В один из моментов вратарь гостей выбросил рукой мяч на Оганесяна. Я уже заранее был готов к тому, что ереванец будет принимать мяч левой ногой, поэтому сумел перехватить мяч и с 22-23-х метров сильным уларом сравнял счет.
– А если вспомнить самое неприятное событие.
– Наверное, это то, что произошло в нынешнем сезоне в матче первого круга в Минске. До конца игры оставалось меньше двух минут, счет был 2:2, обстановка нервозная. И тут в одном из столкновений я не сдержался и ответил на грубость. Нас с динамовцем Курнениным удалили с поля. Последствия известны – дисквалификация на 5 матчей.
– Евгений, как старожил команды, чем вы объясните, что ЦСКА в июне резко улучшил игру?
– На страницах печати уже много раз отмечались те новшества, которые ввел О.П. Базилевич. Команда сделала качественный скачок, причем это касается всего – от тактики игры до взаимоотношений с руководством. В последние сезоны ЦСКА не хватало уверенности, которая приходит только вместе со стабильными, успешными выступлениями. Пришли победы, и посмотрите, как они помогли раскрыться Новикову, Беленкову, да и более опытным Тарханову и Швецову. Команда теперь играет постоянным составом, каждый дорожит своим местом.
Что касается меня, то я так же, как и другие стремлюсь помочь своему клубу, который очень много для меня сделал. Помимо чисто футбольных аспектов, в ЦСКА я прошел большую жизненную школу, а в феврале этого года был принят в партию.
Мы, футболисты ЦСКА, отлично знаем свой долг перед почитателями клуба и приложим все силы для восстановления былой славы ЦСКА.
О ком или о чем статья...
Дулык Евгений Николаевич