«Советский Спорт», 09.1983
Есть футболисты, которые могут сыграть чуть хуже, чуть лучше обычного, но никогда не позволят себе безразличного отношения к игре. К числу таких относится и капитан столичных армейцев Александр Тарханов. Всегда азартный, всегда инициативный, он импонирует своей игрой и любителям футбола, и специалистам. Что касается тренеров сборных, вот выразительный штрих в их отношениях к нему: в этом сезоне наставники и первой, и молодежной сборных страны не обошли Тарханова вниманием, включив его в составы своих команд.
В армейском клубе Александр появился семь лет назад, его пригласили из хабаровского СКА. До этого в родном Красноярске он успел поиграть за местный «Автомобилист», в составе которого впервые и обратил на себя внимание. На финише первого сезона в высшей лиге Тарханов не мог еще похвастаться высокими бомбардирскими качествами. Сейчас иное дело. 60 голов уже на счету Александра, причем учтите – все предыдущие годы он играл в средней линии и только в этом сезоне был «откомандирован» в форварды.
– Чем же вызван ваш перевод в линию атаки? – с этого вопроса и началась наша беседа.
– В прошлом сезоне по результативности мы уступили многим клубам, в том числе и «Нефтчи», хотя он в турнирной таблице и оказался ниже нас. Тогда-то и начались поиски наилучшего варианта линии нападения. По весне пробовались различные сочетания. А оптимальный определился чуть позднее, когда после болезни вернулся в строй Виктор Колядко. С ним в паре я и играю сейчас.
– Судя по всему, сочетание найдено удачно. 12 голов у Колядко, 11 – у вас. Не трудно ли было перестраиваться?
– Откровенно говоря, не очень. Я ведь, как и прежде, начинаю атаку из глубины поля. Причем в зависимости от обстановки стараюсь это делать по-разному. Иногда выхожу вперед за счет взаимодействия с партнерами.
Случается, беру игру и на себя. Во встрече с киевлянами в Москве забил, например, два гола. В первом случае мне помог Колядко: с его отличного паса я и нанес удар метров с двадцати. А во втором случае решил сыграть индивидуально. Обыграл в штрафной Евсеева, Буряка, а затем, улучив мгновение, сразу же пробил.
Впрочем, перевод в переднюю линию вовсе не означает, что я должен только забивать…
– Понимаю. По возможности вы должны помогать это делать и партнерам. А в первой сборной, куда вас, кстати, в сентябре вновь пригласили, перед вами ставятся такие же задачи?
– Не совсем. Там от меня требуют еще и активной помощи обороне. Конечно, это требует больших усилий и постоянной высокой физической готовности. Но ведь это сборная, а в ней в идеале каждый игрок должен одинаково умело и атаковать, и защищаться, в какой бы линии он ни играл.
– Последний контрольный матч наша сборная провела в ФРГ с клубом «Герта». Удался он команде? Вам лично?
– Пожалуй, нет. Исход встречи не удовлетворил ни тренеров, ни нас, футболистов. Не хватало движения, собранности: не использовали мы большое количество голевых моментов. У меня во втором тайме свело ногу, уступил в результате место Протасову.
– Но гол все-таки вы забили…
– Здесь велика заслуга Олега Блохина. Он отлично прошел по флангу, подал мяч на дальнюю штангу, и я успел нанести удар головой. Мы ведь с Олегом не первый раз играем вместе, и я знаю, к каким ходам он может прибегнуть в атаке.
– Вот вы отметили, как значима для успешной игры помощь партнеров по команде. А с кем в ЦСКА вам удачнее всего играется?
– С Юрием Аджемом и Виктором Колядко. И тот, и другой хорошо чувствуют игровую ситуацию, умеют вовремя освободиться от опеки, сделать своевременную, точную передачу.
– Вы назвали представителей старшего поколения команды. А что можете сказать о молодежи?
– Шишкин, Галямин, Нестеров, Дрожжин, Плотников, Булгаков – все эти футболисты способные. Но и неопытные. Потому и играют они по-разному. Могут в одной встрече обратить на себя внимание, а в другой их и на поле не отыщешь. Вместе с опытом им необходимо набираться и мастерства. И чем скорее найдут себя на поле молодые, тем быстрее ЦСКА обретет силу и сможет, наконец, взяться за решение больших задач.
– Почему же команде не удалось этого сделать в нынешнем первенстве?
– Прежде всего, из-за отсутствия игровой стабильности. Причин здесь много. В начале сезона долго искали состав. Когда же он определился, и нам удалась серия матчей, наступил спад. Не выдержали нагрузок молодые. Появились травмы. А скамейка запасных оказалась короткой.
– Каков же вывод на будущее?
– Тщательнее заниматься подготовкой резервов. Но, помогая молодым, необходимо одновременно быть к ним и требовательными. Иначе большинство из них так и останется среди подающих надежды. Вот Валерий Глушаков. Технически оснащен прекрасно, отлично видит поле. Но не умеет он быть собранным, требовательным к себе, а это мешает ему стать большим мастером.
– Что, по-вашему, присуще классному футболисту?
– Игровое своеобразие и постоянный поиск. Именно эти достоинства отличали наших выдающихся игроков – Яшина, Воронина, Стрельцова… В футболе для них не существовало секретов. И тем не менее они продолжали искать в нем что-то новое, неожиданное. Искали и находили.
– Чемпионат подходит к концу. Как вы считаете, кто окажется удачливее в споре за «золото» – «Спартак» или «Днепр»?
– Думаю, что, скорее всего, первыми окажутся днепропетровцы. У них и игры на финише полегче, и сил может оказаться побольше. Ведь «Спартак» ведет борьбу и в Кубке УЕФА. Но многое, конечно, будет зависеть от мастерства тренеров, от их умения подготовить команды к решающим матчам.
– Вы, как я знаю, со временем тоже собираетесь посвятить себя тренерскому делу?
– Не скрою, собираюсь. А пока учусь на третьем курсе Ленинградского военного института физкультуры. Правда, уже сейчас в свободное от учебы и футбола время проверяю свои способности.
– ?!
– Занимаюсь с 9-летним сыном Эдиком, который уже ходит в московскую ФШМ.
О ком или о чем статья...
Тарханов Александр Фёдорович