Войти

ЦСКА без муштры генералов

«Торпедо», 07.1991

Наверное, нынешний сезон можно смело назвать самым успешным в футбольной карьере защитника столичных армейцев Дмитрия Галямина. Подводить итоги еще рано, но «промежуточный финиш» Дмитрия впечатляет. Он прочно утвердился в сборной команде страны, является ведущим игроком обладателя Кубка страны, лидера первенства – команды ЦСКА.

– Дима, как ты оцениваешь для себя нынешний сезон?

– Пока он складывается, считаю, удачно. Хотя всякое может случиться – вот на турнире четырех сборных в Швеции в матче с итальянцами получил травму. Видимо, две-три недели по этой причине не смогу играть.

Единственное у меня желание, как у футболиста, добиться стабильности в игре, каждый матч проводить стабильно. Как было в прошлые сезоны? Я мог сыграть 3-4 встречи нормально, а потом, как говорится, дурака валять. На это были в то время свои причины. Не я первый – не я последний был в ЦСКА, когда люди просто в этой команде отбывали номер. Какая уж тут стабильность в игре.

– Неужели так угнетающе действовала на футболистов обстановка вокруг и около команды?

– Именно так. Не скажу, что была муштра, но накачки со стороны высоких военных начальников стали приметой нашей жизни в те дни. Ведь как получалось: у кого больше на погонах звезд и чем они крупнее, тот и футбол знает лучше всех. Нас не одевали в военную форму, не выводили на плац. Но постоянно приезжали в команду генералы и диктовали: как надо играть, куда бежать, кому пасовать, совершенно при этом не разбираясь в футболе.

Теперь ситуация изменилась, время уже не то. И руководство команды занимает правильную позицию, мягко сглаживая углы, стараясь не допускать в команду людей со «звездами», людей весьма далеких от спорта.

– Чем тебе по душе нынешний ЦСКА?

– В армейской команде я уже 11-и год, могу смело называть себя цээсковцем. Но та обстановка, которая сложилась нынче в коллективе, микроклимат, единство цели вызывают у каждого из ребят желание играть. Такой доброжелательной обстановки я не припомню за все время моего пребывания в этом клубе. Выли и очень сильные футболисты, игравшие в сборной команде страны. Выходили на поле 11 игроков и работали. Теперь мы ИГРАЕМ. Нелегко нам это дается, но стараемся играть, прежде всего, в красивый футбол. С приходом Садырина на первое место поставлена ИГРА.

– В чем, на твой взгляд, феномен возрождения армейцев?

– Если откровенно, коренным образом изменились отношения в команде. Нынешнему ЦСКА, скажем так, пошел пятый год. С того момента, как собрал Морозов перспективную молодежь. Но она тогда не заиграла – не было в команде объединяющего начала. Да, Морозов квалифицированный тренер, это не надо никому объяснять. Но он не смог создать атмосферу взаимоуважения, сплотить ребят, создать коллектив единомышленников. Раньше командой никто не занимался, кроме накачек никакой помощи сверху не было. Теперь ей помогают на всех уровнях. Главному тренеру и его помощникам удалось решить большинство проблем. И это, считаю, сыграло очень важную роль в становлении коллектива.

И еще. Помимо всего сказанного, Садырин внес свою существенную лепту и как квалифицированный профессионал – в тренировочный процесс, в понимание игры.

– Многие поклонники ЦСКА считают тебя коренным армейцем. Так ли это?

– Не совсем. Как я уже сказал, 11-и сезон я в этом клубе. Но были еще до этого 8 лет спартаковской школы, в том числе целый год я работал за дубль «Спартака». Мой первый тренер – заслуженный мастер спорта, олимпийский чемпион Анатолий Михайлович Ильин. Очень многим ему обязан – своим становлением как футболиста и человека. Это очень добрый, порядочный человек, в котором счастливо сочетаются таланты игрока и тренера. Анатолий Михайлович умеет работать с детьми, что дано немногим. Сам ребенок получает удовольствие от такой игры. А это очень много значит.

– Наверное, не исключено, что в будущем мы увидим на футбольном поле Галямина-младшего?

– Хотелось бы верить, что армейская футбольная ниточка Галяминых не порвется. В спортивной школе ЦСКА у тренера Николая Дмитриевича Козлова занимается мой старший сын Василий, которому десять лет. Кстати, именно Николай Дмитриевич приглашал в свое время меня в армейский клуб. Это очень талантливый тренер-селекционер, и заниматься у него большое удовольствие.

– Дима, ты один из ветеранов команды. Какие у тебя отношения с молодыми ребятами?

– Обстановка, повторюсь, в ЦСКА очень хорошая. Как ветеран, стараюсь помогать новичкам, чтобы они побыстрее освоились. Так было и с Олегом Сергеевым. Два года как он в команде. Первое время помогал ему, советовал, а потом подружились, часто бываем в гостях друг у друга, дружим семьями.

– А сейчас перейдем к разговору о сборной команде страны. Что она для тебя значит?

– В сборную, прямо сказать, я попал неожиданно. Не то чтобы я о ней не мечтал, просто не думал, что по уровню своей игры подхожу для этой команды. В общем не предполагал, что за последние год-два достигну уровня игры сборной. Но уж если такое произошло, постараюсь закрепиться и сыграть в финале первенства Европы. Больше такого шанса у меня не будет: футбол – это моя жизнь и очень хочется в нем как можно больше сделать. В сборную по человеческим качествам подобрались хорошие ребята. И играют они интересно. Думаю, через год-другой они будут известны во всем мире.

Не знаю, я не работал вместе с Лобановским, говорят, у него дело было поставлено профессионально. Что касается Бышовца – работать с ним приятно. Он сам профессионал и требует от футболистов того же. Сейчас в сборной нет, как это было раньше, проходных людей. Играют здесь только те, кто желает играть.

– Несколько слов о прошедшем в Швеции турнире четырех сборных…

– Организация его – на высочайшем уровне. Чувствуется, шведы очень основательно готовятся к финалу европейского первенства. Надеюсь, мы с ними еще встретимся в следующем году. На мой взгляд, наша сборная выглядела лучше всех. Это отметила и местная пресса. Она неоднократно подчеркивала, что та сборная СССР, которая играла на первенстве мира в Италии, и нынешняя – это небо и земля. В красивый, современный футбол, с импровизацией и творчеством, – подчеркивали шведские журналисты, – играет советская команда.

Что касается итальянцев, они выглядели уставшими. Высочайший накал их чемпионата, который только закончился, явно сказался на игре сборной. И проигрыш норвежцам объясняю этой же причиной. Хотя играли итальянцы в самом своем боевом составе – отсутствовал лишь Баджо.

Наверное, в том, что мы в финале не смогли победить, сказалась старая болезнь – слабая реализация голевых моментов. Да не хватило, пожалуй, и свежести, все-таки мы имели на один день меньше отдыха перед встречей с итальянцами.

После каждой встречи определялись лучшие игроки в командах. В нашем матче со шведами лучшими были признаны Кульков и Кузнецов, а в игре с итальянцами – Корнеев. Ребятам были вручены почетные призы – изделия из хрусталя и настольная лампа.

На мой взгляд, в технико-тактическом плане мы не уступали никому, а даже и превосходили своих соперников. Вот чего недостает команде – это физической мощи. Над этим компонентом игры надо много работать.

– Как ты оцениваешь свою игру в этих матчах?

– Скажу так: сыграл средненько. Мог бы, конечно, и лучше. Но в целом игрой сборной команды страны удовлетворен. Ребята играли красиво. А победы, уверен, придут.

– И последний допрос, Дима, традиционный – о твоих планах…

– Главная цель в нынешнем сезоне – завоевать золотые медали чемпионов страны. В составе сборной – попасть на финал чемпионата Европы. В перспективе (а в январе мне исполнится 29 лет) хочу поиграть в солидном зарубежном клубе. В «Асмарал», естественно, не пойду. Но главное сегодня – не потерять тот уровень игры, которого достиг.

О ком или о чем статья...

Галямин Дмитрий Александрович