Войти

Футбольная сенсация. Неизвестные голы Боброва

«Торпедо», 11.1991

Статистика знает все?

В середине января этого года, когда я позвонил по телефону заслуженному мастеру спорта Шувалову, то не мог и предполагать, какая оглушительная новость ждет меня в конце нашей беседы. Виктор Григорьевич отвечал на вопросы о челябинском «Тракторе», за который играл в военные и послевоенные годы еще до переезда в Москву. Напоследок коснулись игры на Кубок страны 1944 года «Трактор» – ДКА (Новосибирск), о которой кроме результата ни одна тогдашняя газета ничего не сообщила.

Шувалов живо подтвердил, что участвовал в этом матче, возглавлял нападение челябинцев. И далее, как бы обронил: «А у них центра нападения играл Бобров и сильно помог своей команде».

– Какой Бобров? – почти с испугом спросил я.

– Всеволод. Всеволод Бобров, – ответствовал невозмутимый голос собеседника.

Если сказать, что эта новость меня поразила, значит, не сказать ничего. Я был в ту минуту оглоушен. Потрясен. Сражен. Ведь как статистик, хорошо знал, что, как говорится, «сие науке неизвестно».

А что же было известно?

Биография Боброва дана в исследовательской книге писателя Анатолия Салуцкого, выдержавшей два издания.

Сам Всеволод Михайлович еще в 1963 году выпустил автобиографическую книгу «Самый интересный матч» (литературная запись Леонида Горянова). Но ни в одной, ни в другой ничего не сказано о матчах на Кубок страны сорок четвертого года.

Так участвовал ли в них Бобров?

Вопрос, конечно, интересный…

Тем более, что до сих пор принято считать, что Бобров в 1944 году играл в матче 1/4 финала Кубка между спартаковцами и футболистами авиаучилища, «атаки которых возглавлял В. Бобров» (Справочник «Кубок СССР по футболу 1965 г.». Издательство ФиС. 1965 г.).

Где же истина? Не мог же Бобров играть в двух командах, ведь все кубковые встречи были проведены в августе в сжатые сроки?

Бойцы вспоминают минувшие дни

Два футболиста той самой команды ДКА (Дом Красной Армии) образца 1944 года живут ныне в Москве и охотно рассказали все, что помнят и берегут в памяти.

Сергей Васильевич Белов (1920 года рождения):

– Я был знаком с Бобровым еще до войны, оба играли в футбол. В эвакуации в Омске при встрече узнали друг друга. В Кубке СССР играла команда Новосибирского военного округа – ДКА. Из Омска в нее нас пригласили двоих. Сначала мы победили «Трактор», а потом проиграли ленинградскому «Динамо». Выделялся ли Бобров своей игрой? Конечно! Сильнейший игрок команды. Сколько он забил челябинцам – не могу вспомнить. Но, что забивал, – это точно. И ленинградцам тоже забил. Сразу после этого матча его пригласил к себе Валентин Васильевич Федоров, по-моему, играющий тренер динамовцев. Бобров взял меня с собой, я ведь комвзвода был, а Всеволод – еще курсант училища. Хорошо помню предложение Федорова, чтобы Бобров тут же дал согласие на переход в его команду и уехал с ними в Ленинград. Посоветовавшись со мной, Всеволод не принял предложения.

Много лет спустя мы оба вспоминали те события.

Вениамин Михайлович Быстров (1924 года рождения, известен по играм за ЦСК МО в хоккей с шайбой, мастер спорта, заслуженный тренер РСФСР):

– Я помню всех игроков ДКА и основных, и запасных. Ну, конечно, Бобров выделялся своей игрой.

Он был лучшим в команде. Твердо скажу, что гол динамовцам Ленинграда забил он. А вот забивал ли он «Трактору», не скажу – боюсь ошибиться.

Спасибо нашим ветеранам футбола за бесценные воспоминания о событиях, о которых ни в газетах, ни в книгах не прочтешь.

Из Омска в Москву

В августе 1944 года Всеволод Бобров оканчивает учебу в ярославском интендантском военном училище, находившемся тогда в Омске. Воинским эшелоном он прибывает в Москву за назначением на фронт, но его оставляют здесь.

В команде авиаучилища

Осенью Бобров играл в команде авиаучилища на первенство Москвы: есть подтверждающий это документ. Газета «Красный спорт», в короткой заметке Юрия Ильича Ваньята, отметила «центра нападения курсантов молодого Всеволода Боброва».

Поиск продолжается

Вспоминает Александр Гаврилович Стриганов (1920 года рождения), тогда футболист авиаучилища, капитан команды:

– Прошло уже много лет, и детали тех матчей стерлись в памяти, но твердо готов сказать, что Бобров появился у нас в команде после окончания розыгрыша Кубка СССР. По-моему, он сыграл один только раз: в предпоследнем календарном матче на первенство Москвы – против «Динамо-II» (это было 12 октября). Счет 2:2, забил оба мяча. Его первый гол помню до сих пор: Всеволод прошел по лицевой линии, обыграв двух защитников, а затем и вратаря. Спустя несколько дней после такого триумфа его забрали от нас в ЦДКА.

Любопытный эпизод вспоминает заслуженный мастер спорта Алексей Алексеевич Водягин (1925 года рождения):

– В 1944 году я пробовался в «Спартаке». И вот глубокой осенью в Тарасовке мы играли товарищеский матч с авиаучилищем: 2:2. Мне удалось забить мяч, а ответный нам провел Бобров. Тогда я впервые увидел его на поле, и Сева сразу запомнился.

Попытка толкования

Противоречие – за какую команду играл Всеволод Бобров в играх на Кубок в 1944 году возникает из-за того, что Бобров приехал из Омска, когда кубковые соревнования еще продолжались. «Был жаркий августовский день…», – так он пишет в своей книге. В Москве его никто не знал как игрока, поэтому приезд остался незамеченным. Третьего сентября начался второй круг первенства столицы среди восьми команд. Армейское спортивное руководство определило Боброва в команду авиаучилища, идущую на последнем месте.

Строго говоря, игру против «Динамо-II» можно считать дебютом Всеволода Михайловича, лишь доверяя воспоминаниям его товарища. Так сказать, можно верить, а можно и не верить.

Но если рассмотреть «под микроскопом» рецензию на игру Боброва в «Красном спорте» от 17 октября, то, пожалуй, видно: так можно написать лишь о футболисте, впервые представшем перед зрителем.

А дальше уже писали регулярно и ежемесячно о Боброве. 4 ноября в «Вечерней Москве»: «Неплохое впечатление произвел центральный нападающий команды авиаучилища…»; в декабре в той же «Вечерке» о Боброве уже, как хоккеисте.

На мой взгляд, если бы Всеволод Михайлович начал играть в сентябре или даже в августе, то его, ну просто, невозможно было бы не отметить в газетных отчетах, как бы они скупо ни писались.

Еще добавлю: до 12 октября команда авиаучилища в пяти играх второго круга забила три мяча. Ну, разве Бобров позволил бы такое?

Давайте, запишем:

Матчи на Кубок СССР по футболу 1944 года:

1/16 финала. 2 августа. «Трактор». Челябинск – ДКА Новосибирск – 4:6.

Голы: Всеволод Бобров – 1 (минимум).

1/8 финала. 6 августа. «Динамо» Ленинград – ДКА Новосибирск – 5:1.

Голы: Всеволод Бобров – 1.

Еще одно «почему»?

Почему же сам Бобров нигде не сказал о забитых им мячах за новосибирский ДКА?

Говорит Борис Михайлович, младший брат Всеволода:

– Сева был широкой натуры человек и никогда не считал забитые мячи. Смысл выхода на поле для него был один – забивать, иначе для чего же бегать полтора часа?!

Драгоценная реликвия

Такой фотографии не было ни в семье Всеволода Михайловича, ни у его братьев. Сейчас это не просто фотографическая карточка, а документ военных футбольных лет. И еще, это настоящая сенсация! Неизвестное нам фото замечательного форварда Всеволода Боброва! Публикуется впервые!

На снимке: команда Ярославского интендантского военного училища. 1943 год. Омск. Справа налево: начальник учебной части училища Костовский, начальник физподготовки училища Большаков, капитан команды Баранов, вратарь Михайлуца, полевые игроки Гартвиг, Бобров, Богданов, Белов, Сидоров, Чередниченко, Цвилих, Иванов, Зубарев, Шехтерман. Фото из архива С.В. Белова.

К администрации Клуба Федотова

1. Прошу вас рассмотреть возможность зачета одного кубкового мяча Всеволода Боброва. Сожалею, что его мяч, забитый в 1/16 финала, не может учитываться по уставу клуба. Может, пересмотреть устав?

2. Замечу еще о, как мне кажется, арифметической ошибке, сделанной когда-то при суммировании бобровских мячей в играх первенства. На учете их 97. Однако, если все слагаемые выстроить в ряд (24+8+14+23+13+7+5+2+3), то легко подсчитать, что Бобров забил 99 мячей: 82 – за ЦДКА, 14 – за ВВС и 3 – за «Спартак».

Предполагаю, что ошибочная сумма могла появиться из-за того, что в книжке «ЦСКА» (Библиотечка футбольного болельщика) указаны почему-то 11 мячей за 1949 год, вместо действительных 13. Думаю, не поздно исправить.

О ком или о чем статья...

Бобров Всеволод Михайлович