Войти

Владимир Татарчук

«Физкультура и спорт», 04.1991

Помимо всего прочего, есть и еще повод в апрельском номере журнале представить в нашей традиционной рубрике «Мастера высшей лиги» Владимира Татарчука. 25 апреля ему исполняется двадцать пять лет.

Много это или мало? Если судить по тому, что Владимир вот уже третий год выходит на поле в ранге олимпийского чемпиона, носит звание заслуженного мастера спорта, включен в состав первой сборной страны, то, наверное, можно сказать, что его футбольная судьба сложилась более чем успешно.

Ну а если взглянуть на «послужной список» офицера Советской Армии, форварда ЦСКА Владимира Татарчука в высшей лиге, то тут есть над чем призадуматься: всего около пятидесяти проведенных матчей, девять забитых мячей. И это при том, что его имя постоянно на слуху в нашем футболе начиная с 1985 года, когда Татарчук заявил о себе в Москве, на юниорском чемпионате мира.

Правда, выступай он с середины восьмидесятых годов не за ЦСКА, а за какой-нибудь другой клуб высшей лиги, то, очевидно, и игр, и забитых мячей было бы у него этак раза в три больше. Но так уж получилось, что попал он в ЦСКА, когда армейцы в основном вели футбольные бои не в главном чемпионате страны, а играли в первой лиге…

Это были сезоны отчуждения между тренерами и футболистами. Тренеры почему-то посчитали себя не в переносном, а в самом прямом смысле командирами, имеющими неограниченную власть над игроками, носящими погоны на плечах. Внутренняя обстановка в команде становилась все более напряженной, и, когда два года назад ЦСКА возглавил Павел Садырин, терпение многих игроков истощилось. На первом же собрании большинство футболистов основного состава – и Татарчук в их числе – заявили о своем нежелании выступать за ЦСКА.

Известно, чем все это закончилось. Садырин сумел поставить дело так, что остались почти все. Команда вернулась в высшую лигу. В сезоне-90, отдавая долги своим многочисленным поклонникам, армейцы заняли в итоговой таблице чемпионата второе место, получили серебряные медали. Более того, в списке «33 лучших» оказались пять представителей ЦСКА – Дмитрий Галямин, Сергей Фокин, Дмитрий Кузнецов, Валерий Брошин и Владимир Татарчук.

Татарчук значится в этом списке в графе «Передние центральные полузащитники» вместе с лучшим футболистом сезона – Игорем Добровольским и Геннадием Литовченко. Всех троих можно назвать организаторами игры в своих командах.

Так открылось еще одно его дос­тоинство – умение играть в пас, своев­ременный вывод вперед точной пере­дачей кого-нибудь из партнеров, вче­рашний «чистый» форвард, похоже, все больше приобретает вкус к такого ро­да игре. Хотя, конечно, и не разучил­ся забивать мячи. Но тут Владимиру не особенно везет – в том смысле, что и прирожденному бомбардиру луч­ше выходить на поле еще и в обнимку с футбольной фортуной…

Может, причина такого невезения кроется не в просто принижении прежними тренерами его игровых воз­можностей, а в обвинениях, вроде: «Ты не футболист, гнать тебя надо». Не хочу называть фамилии тех, кто предъявлял Татарчуку и кое-кому из его товарищей по команде подобные обвинения. Хочу думать, что говори­лось все это в наиболее горькие мгновения игры и после нее, в раздевалке. Однако каково было Татарчуку, да и Сергею Фокину, выслушивать подобное, вернувшись в команду олимпийскими чемпионами?! Не отсюда ли и сегодня подчас неиспользованные Владимиром верные моменты в штрафной площади соперников, лишняя желтая карточка?..

Как пока свое лучшее время в футболе, вспоминает он пребывание в различных юношеских сборных, куда его приглашал Борис Игнатьев, игры а составе олимпийской сборной, руководимой Анатолием Бышовцем. Ведь когда-то семнадцатилетнего выпускника Львовского спортинтерната Володю Татарчука разные тренеры хотели заполучить в свою команду. В юности он даже чуть было не стал игроком киевского «Динамо»…

Безусловно, армейским футболистам повезло, когда в ЦСКА появился тоже незаслуженно униженный, многолетний капитан ленинградского «Зенита», а затем и его главный тренер, приведший эту команду к победе в чемпионате страны немногословный Павел Садырин. Теперь футболисты армейского клуба нередко говорят, что родились как бы заново – и на поле, и за его пределами. С тем и шли в минувшем сезоне к серебряным медалям. Играли раскрепощенными, доставляя в лучших матчах массу удовольствия зрителям. А сам Садырин, на финише чемпионата, сетовал на трудности в учебно-тренировочном процессе уже совсем в ином духе: «В последнее время то четверо наших в первой сборной, то двое – в молодежной, то шестеро – в юношеской…»

После чемпионата мира в Италии нашу, можно сказать, вновь созданную первую сборную во главе с Анатолием Бышовцем мы увидели в Лужниках в товарищеском матче со сборной Румынии. В самом начале игры, получив от Татарчука выверенный пас, один на один с вратарем вышел Олег Протасов. Забить мяч ему не удалось, но этот эпизод запомнился: побольше бы таких пасов, и голы обязательно будут в активе сборной. Об этом уместно напомнить, потому что в апреле она продолжит борьбу в своей отборочной группе за путевку на чемпионат Европы-92. Позади у нас победа дома над норвежцами – 2:0 и ничья в гостях с итальянцами – 0:0.

Вполне возможно, что в составе первой сборной мы увидим и Владимира Татарчука. Во всяком случае, в Риме, он выходил на замену в матче против команды Италии. А в конце прошлого года принимал участие в поездке первой сборной по странам Центральной Америки…

Шмитько Сергей Николаевич

О ком или о чем статья...

Татарчук Владимир Иосифович