Войти

Евгений Бушманов: «Барселона мне снится до сих пор»

«Футбол», 06.1996

Казалось, уже ничто не сможет остановить истошный рев, испускаемый 80-тысячной ликующей каталонской торсидой в пылающем страстями огромном чреве «Ноу Кампа». Но армейцы Москвы думали иначе. В сложную для команды минуту роль лидера исполнил Евгений Бушманов: решительно пошел вперед, на пути к штрафной «Барселоны» «пообщался на языке паса» с Файзулиным и Карсаковым и отправил мяч а ворота Субисарреты. И захлебнулась в недоумении торсида. И охватило смятение великих – Стоичкова, Кумана, Лаудрупа… А после того, как Машкарин и Карсаков нанесли еще два разящих удара по воротам «Барсы», для каталонцев все было кончено. ЦСКА, победив со счетом 3:2, завоевал право играть в Лиге чемпионов. Было это в ноябре 1992 года.

Так была одержана победа, одна из самых ярких и значимых в истории российско-советского футбола. Победа, которой суждено было сыграть и негативную, даже роковую роль в дальнейшей судьбе армейского клуба, с характерными для отечественного футбола факторами: звездной болезнью футболистов, некорректной отставкой главного тренера Геннадия Костылева, полным равнодушием руководства клуба к судьбе своей команды, все это не могло не сказаться на игре армейцев: в течение двух следующих сезонов команду изрядно лихорадило. Выздоровление началось с приходом Александра Тарханова. Ожили футболисты, почувствовавшие человеческое отношение к себе, закипела работа, появился результат. На промежуточном финише первенства страны ЦСКА прочно обосновался в числе лидеров… С капитаном армейцев Евгением Бушмановым, кандидатом в сборную России, которой предстоит участвовать в финальном турнире чемпионата Европы, побеседовал корреспондент «Футбола».

– Женя, известно, что самые сильные переживания как позитивного, так и обратного свойства не оставляют нас даже во сне. Наверное, тот матч с «Барселоной» из разряда таких событий?

– Безусловно. Та игра, то сладостное чувство победы над великой командой трудно передать словами. Это настоящее ощущение счастья, ни с чем несравнимое. Тот матч мне часто является во сне, вижу себя атакующим ворота «Барсы», забиваю гол, ликуют ребята, поздравляют друг друга. И очень жаль, что сны скоротечны. Ведь каждый раз, просыпаясь, уже наяву мне представала другая, реальная картина: неудачно выступающий ЦСКА, группировки в команде, ссоры, упреки, нежелание играть. И охватывало в такие минуты ощущение пустоты, сожаления о том, сколько же нами, армейцами, упущено, и что многое конкретно я, Евгений Бушманов, не смог сделать, многого не сумел добиться…

– Но нынче-то поводов для самокопания у вас, на первый взгляд, немного: армейцы в числе безусловных фаворитов первенства, демонстрируют красивую, результативную игру, которая так по душе любителям футбола…

– Все это так, но полного удовлетворения ни у меня как капитана команды, ни у ребят нет. Ведь даже в прошлом году мы играли намного сильнее. В этом же пока выступаем нестабильно. В последних матчах наконец стали забивать: три мяча «Жемчужине», столько же землякам-торпедовцам, четыре – «Ростсельмашу». Преодолен психологический барьер. В чем он заключался? В минувшем сезоне мы фактически играли без нападающих. В начале сезона постоянно в основном составе выходил Лебедь, забивал, но травма вывела его из строя. По этой причине не может он себя в полной мере проявить и сегодня. Мы накануне сезона приобрели форварда Матвеева, вернулся в коллектив и Сергеев. Но они пока далеки от своей лучшей формы. Олег не имеет игровой практики, выходит на поле от случая к случаю, ему нужно время, чтобы набрать кондиции. Юра Матвеев, думается, испытывал некоторые трудности с адаптацией, психологическую неуверенность из-за того, что не мог довольно долго открыть счет голам, выступая за ЦСКА. Такой нужный для себя гол он забил торпедовцам Москвы, а затем отличился и в игре с «Жемчужиной». Но все-таки наши форварды пока не блещут результативностью. Не случайно лучшим бомбардиром клуба является полузащитник Герасимов. Низкая результативность, слабая игра в атаке вселяла неуверенность и в действия обороны, которая играла все время, боясь ошибиться.

– Особенно это наглядно проявилось в матча с «Ростсельмашем». Но на второй тайм армейцы вышли полностью мобилизованными и сумели переломить ход неудачно складывавшегося матча. Наверное, Тарханов по-мужски в перерыве поговорил в раздевалке?

– Да. Александр Федорович весьма в резкой форме выразил неудовольствие игрой команды, и в частности действиями футболистов в обороне. Его слова подстегнули ребят, привели «в чувство». Во втором тайме мы уже играли более ответственно, внимательно. Что касается лично меня, то эту игру мне бы хотелось побыстрее забыть: столько напортачил, да и второй гол нам был забит при моем соучастии. Вроде бы и стабильно играл на протяжении первенства, срывов не было, и вот на тебе. Корю себя за ошибки, допущенные в той игре.

– Видно, вы извлекли хороший урок. В следующих матчах с «Зенитом» и «Жемчужиной» Бушманов был одним из лучших в составе армейцев.

– Ничего в этом удивительного для себя не вижу, сыграл на своем привычном уровне. Хотя чувствую, что могу еще значительно прибавить в игре, и прежде всего за счет лучшей функциональной подготовки.

– Действия армейцев в обороне – это постоянная головная боль тренерского штаба ЦСКА. Часто армейцы испытывают нервы своих болельщиков, неоправданно «заигрываясь» в своей штрафной, создавая угрозу своим воротам. Почему?

– Видимо, причина в том, что в команде подобрались ребята, которые любят импровизацию. Вот и случаются такие эпизоды, когда экспрессия, желание обыграть соперника преобладает над здравым рассудком. Конечно, это является нарушением игровой дисциплины, и Тарханов не устает нам об этом напоминать, но игровая страсть остается у каждого в душе. Вот отсюда и истоки.

– Сравните команду прошлого сезона и нынешнего. Стала ли она сильнее?

– Мы значительно укрепились. Опытные Иванов, Тяпушкин, Матвеев уверенно вошли в состав, стали полноправными членами коллектива. Их опыт, конечно же, помогает более молодым ребятам увереннее чувствовать себя на поле. В сегодняшней команде гармоничное сочетание молодости и опыта, что позволяет нам безболезненно решать турнирные задачи. В прошлогодней команде было немало новичков, в том числе и во многом определяющие сегодняшнюю нашу игру Хохлов и Семак. За год они здорово прибавили, а Хохлов вообще стал одним из лидеров команды. С другой стороны, мы в прошлом году, наверное, играли более эффектно, зрелищно. Чем это объяснить? Наверное, функциональным состоянием. ЦСКА еще не достиг пика формы – сезон длительный, и мы сможем значительно прибавить после перерыва. Но уже сегодня у нас довольно приличный запас очков и высокое место в турнирной таблице. И есть очень хорошие резервы для усиления игры – ведь на закончившемся этапе первенства мы продемонстрировали всего 50 – 60 процентов своих возможностей и с оптимизмом смотрим в будущее.

– В последние годы ЦСКА называют не иначе, как самой перспективном командой высшей лиги, в ее игроков – подающими надежды, талантливыми. А ведь в нынешнем сезоне армейцев шесть игроков, плюс бывший московский спартаковец Тяпушкин прошли школу Лиги чемпионов, Радимов, Иванов и Матвеев выступали за национальную сборную… С таким составом пора бы, наверное, замахнуться и на чемпионскую вершину?

– Перед командой поставлена задача – быть в тройке призеров. Это, я думаю, программа-минимум. Пора нам уже что-нибудь выиграть – ведь столько талантливых, сильных футболистов нынче в ЦСКА, а вот успеха добиться не можем. В 1993 году был шанс выиграть Кубок, но в финале уступили по пенальти торпедовцам. Сегодня, я считаю, мы по игре никому не уступаем. Все зависит от психологии, морально-волевых качеств ребят…

– Именно тех качеств, которых не хватило ЦСКА в двух играх со своим главным обидчиком – «Ротором». Не нашлось в рядах армейцев лидера, способного повести за собой команду, у которой, похоже, уже выработался волгоградский синдром?

– С такими командами, предпочитающими играть на контратаках, всегда приходится трудно. А в отношении «Ротора» у нас уже, наверное, действительно комплекс сложился. В прошлом году у себя дома уступили 1:4, в Волгограде вели 2:0, но победу упустили за несколько секунд до финального свистка. И вот в этом году уже два поражения. Хотя по игре мы заслуживали большего, особенно в кубковом матче. Что касается лидера, который мог бы повести за собой, то такого действительно в этих играх у нас не оказалось. Нестабильно пока играет Радимов, пропустил несколько игр Хохлов. Хотя, считаю, эти футболисты в трудную минуту могут решить исход борьбы, повести за собой.

– Вот уже второй сезон мы вас видим в ЦСКА на позиции либеро. Ясно, что такой тактический ход продиктован интересами команды, испытывающей дефицит игроков этого амплуа. В сборную же вас приглашают скорее как универсала, умеющего сыграть и свободным защитником, и стоппером, и опорным полузащитником. К чему более лежит душа?

– Тренерам виднее, но я люблю более конструктивную созидательную игру. Хотя в принципе могу сыграть на любой позиции, в том числе и опорного полузащитника.

– В классификации нашего еженедельника, которую мы проводили в начале нынешнего года, Виктор Папаев и Владимир Сальков отнесли вас к центральным полузащитникам национального класса, отметив в то же время недостаток функциональной подготовки, бойцовских качеств и желание довольствоваться малым. Прокомментируйте эти оценки.

– То, что я не довольствуюсь малым, – это однозначно. Хочется и прибавить в игре, и поиграть за сборную на чемпионате Европы, и с ЦСКА успешно выступить в Кубке УЕФА. А вот, что касается других качеств, то, наверное, с некоторыми оговорками могу с известными специалистами согласиться – есть резервы усиления по этим футбольным параметрам. Тут еще такое дело. Сезоны 1993-94 годов мне как профессионалу ничего хорошего не принесли. Эти два года были потеряны для большого футбола мной и другими ребятами из ЦСКА.

– Звездная болезнь посетила? Посчитали, что схватили бога за бороду?

– И это тоже было. После «Барсы» думали, что с остальными соперниками уж точно справимся, недооценили их. А когда начались неудачи, появилась неуверенность в своих силах, упреки, претензии и тому подобное. Игроки, ставшие в 1991 году чемпионами, составляли одну группировку в команде, мы – более молодые – другую, стыковки интересов не было. Главный тренер Костылев надеялся больше на нас, молодых, нашим «заслуженным» это не нравилось. Такова была атмосфера в команде. К тому же руководство клуба не уделяло команде никакого внимания, были серьезные проблемы у футболистов и в материальном плане. Я уже хотел уходить из команды, но как раз в тот момент в ней появился Тарханов. И все изменилось: мы ожили, у ребят появился огонь в глазах. Есть желание доказать, что мы еще многое сможем.

– А где вы получили футбольное образование?

– Родом я из Ярославля, там и начал заниматься футболом. Первым моим наставником стал бывший игрок ярославского «Шинника» Анатолий Михайлович Кирюхин. Каждое занятие с участием нашего тренера было для нас, мальчишек, а впервые я ступил на порог футбольной секции в 8 лет, настоящим университетом. За все, чему я научился в футболе, благодарен Анатолию Михайловичу. Из Ярославля меня стали приглашать в юношескую сборную страны. А вскоре я впервые вышел на поле в футболке ярославского «Шинника». Было мне в ту пору 17 лет. А в 1989 году Романцев пригласил в столичный «Спартак».

– И вы играли там вплоть до 1992 года…

– Играть-то как раз мне приходилось редко. В «Спартаке» тогда было кому играть. Но я по-человечески счастлив, что судьба предоставила мне шанс быть в одной команде с таким уникальным футболистом и замечательным человеком, как Федор Черенков. Я многому научился у него. Вообще эти три года стали для меня бесценной школой. Здесь я возмужал, приобрел необходимый опыт и получил две серьезнейшие… травмы, которые, считаю, и стали причиной того, что мне пришлось покинуть «Спартак». Хотя, на мой взгляд, Олег Иванова Романцев поступил со мной не совсем справедливо, освободив из команды. Мне нужна была в том, 1992 году, игровая практика, но Романцев перестал мне доверять. Я перешел в ЦСКА и сыграл 30 августа свой первый матч против «Асмарала». А спустя чуть больше месяца вышел на ответную игру с «Барселоной»…

– В составе юношеской сборной страны вы были чемпионом Европы, бронзовым призером чемпионата мира. У вас были прекрасные перспективы. Но прошло пять лет, и та победа над «Барселоной» осталась хоть и очень яркой и незабываемой, но по существу вашей единственной запоминающейся в футбольной карьере. А вам уже 25.

– Но ведь еще есть время. Я чувствую, что как профессионал значительно вырос за последние два сезона. Вот и в сборную вызывают. Надеюсь выступить на чемпионате Европы в Англии. Конечно, жалею, что многого не достиг. Бывало и режим нарушал, и не до конца отрабатывал на тренировках, в играх. Будем считать, что первый тайм я уже отыграл. Тайм, в котором были и звездные мгновения на «Ноу Камп». И тяжелые последствия той победы. И две тяжелые травмы, после которых я не играл в общей сложности почти полтора года. Постучу-ка я по дереву, чтобы такого никогда со мной не повторилось…

О ком или о чем статья...

Бушманов Евгений Александрович