«Футбол», 08.1964
Давняя любительская фотокарточка. Сделана она восемь-девять лет назад…
Берлин. Трептов-парк. Около скульптуры «Матери-Родины», одного из монументов памятника воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом, стоит группа молодых людей. Это футболисты ЦДСА, девять человек, и среди них В. Дородных.
И еще одна фотография. Более «молодая». Она сделана всего три года назад. На ней тоже армейские футболисты, но другие девять человек, и среди них В. Дородных.
Два скромных любительских фотоснимка…
Но не торопитесь откладывать их в сторону. Всмотритесь в них внимательно, и тогда за этими, казалось бы, обычными фотографиями вы увидите сложную и нелегкую судьбу большого коллектива спортсменов. Вспомните нынешнюю команду ЦСКА, команду образца 1964 года, сравните ее состав хотя бы с тем, какой был три года назад, и тогда эти два снимка станут объективными и суровыми свидетелями десятилетней печальной судьбы прославленного футбольного клуба.
Команда, как известно, была воссоздана в 1954 году. С тех пор и до самого последнего времени ее трясла, расшатывала и изматывала поразительная и беспрецедентная текучка тренеров и футболистов. Перед началом сезона под знамена ЦДСА, а потом ЦСК МО, ЦСКА призывались все новые и новые спортсмены. До конца сезона удерживались не все. «Счастливчики» играли два-три года.
Коллектива практически не существовало.
Посмотрите еще раз на фотографию 1961 года. Многих ли увидишь сегодня в команде армейцев? А из тех, кто стоит на той, давней фотографии? Только один человек играет до сих пор – Виктор Дородных.
Г. Пинаичев, Б. Аркадьев, еще раз Г. Пинаичев, К. Бесков, В. Соловьев и теперь Б. Николаев руководили командой на протяжении последних десяти лет. Это интересные тренеры, опытные педагоги, творчески мыслящие специалисты. Но именно поэтому все они очень разные, с разными взглядами на футбол, на его тактику, у них различные концепции игры в атаке и в обороне, разный, наконец, подход к команде и к каждому футболисту в отдельности.
То, что нравилось одному, не устраивало другого и привлекало третьего. Разные требования к команде и, следовательно, разные требования к игрокам. Футболисты, усвоившие свои задачи при одном тренере, не умели выполнять, другие задачи, которые возлагал на них новый тренер, и поэтому освобождались из команды, а на их место призывались все новые и новые защитники, полузащитники в нападающие.
И нужно было обладать поистине бесконечной любовью к команде, поистине бесконечным желанием увидеть ее в числе сильнейших, чтобы выдержать все эти испытания, чтобы отвечать всем требованиям, чтобы работать, работать, самоотверженно работать, постоянно повышать уровень своего мастерства.
В конце 1953 года было принято решение о восстановлении команды ЦДСА, и 20 декабря семнадцатилетний Виктор Дородных в числе первых был зачислен в состав команды.
К первым сборам были привлечены 44(!) футболиста. Дородных выдержал этот конкурс, и с тех пор вот уже одиннадцать лет защищает честь и цвета родного клуба.
В основном составе он дебютировал в 1955 году в матче против киевских динамовцев. В тот памятный для него день он выступал в центре защиты на месте Анатолия Башашкина, замечательного мастера из той плеяды армейцев, которая вывела свою команду в число сильнейших и популярнейших клубов страны.
И, может быть, именно потому, что Виктор «застал» А. Башашкина и А. Петрова, играл вместе с ними, стал волей судьбы как бы связующим звеном между когортой опытных футболистов ЦДКА и нынешними молодыми армейцами, может быть, именно поэтому зародилась у него эта высокая мачта – снова увидать свою команду сильнейшей в стране, – осуществлению которой он отдает все свои силы.
Виктор Дородных выступал в разных амплуа. Он был крайним и центральным защитником, полузащитником. Виктор понимал, что, играя на непривычном месте, он обязательно хотя бы немного, но терял и в мастерстве, и в личном престиже, но все-таки никогда не капризничал, ибо интересы команды для него были превыше всего.
И в то же время он не бывает слепым исполнителем. К игре на любом месте он подходит творчески, стремясь принести возможно большую пользу.
В одном из газетных отчетов Виктора назвали полузащитником-полунападающим. Не знаю, насколько правомерно это выражение.
На мой взгляд, у Виктора удачнее всего получается игра в центре защиты, особенно сейчас, когда он составил отличную пару с Альбертом Шестерневым.
В центре обороны Дородных начал играть еще в юношеских командах, но ему пришлось немало потрудиться, чтобы привыкнуть к тем новым функциям, которые возлагаются на современных стопперов.
Больше всего в творческой манере этого мастера привлекает его разумное, рациональное отношение к игре. Виктор давно уже понял, что суть действий игроков оборонительных линий составляет не только разрушение, но и созидание.
Опыт игры в полузащите расширил тактический кругозор Виктора, научил его своевременно и точно отдавать мяч партнеру, находящемуся в наивыгоднейшем положении, помог ему перейти к комбинационной игре в защите.
Дородных силен в отборе мяча, быстро разбирается в сложных игровых ситуациях, умело подстраховывает «своего» крайнего защитника, надежно взаимодействует с А. Шестерневым. На первый взгляд, Дородных кажется немножко вяловатым, излишне спокойным. Но это только так кажется. В критический момент он раньше соперника успевает к мячу, вовремя перехватывает опасную передачу.
Рослый и сильный защитник, Дородных хорошо играет в воздухе, как правило, выигрывает верховые мячи.
Все встречи он проводит одинаково уверенно, внимательно, с равной ответственностью.
Виктор строго соблюдает игровую дисциплину, он осмотрителен, осторожен. Выступая на месте центрального защитника, редко идет вперед, атакует только в том случае, когда уверен, что его подстрахуют.
За внешней, переменчивой картиной хода игры он умеет видеть «алгебру футбола», игры, где тактическая мысль с каждым годом имеет все большее и большее значение.
Двадцать восемь лет для центрального защитника – возраст футбольной зрелости. Позиционно грамотная игра, задор, опыт Виктора еще послужат команде. Свой лучший матч Дородных еще не сыграл.
Но где, на каком месте, в каком амплуа проведет он этот свой матч?
В двух последних встречах Дородных играл в полузащите. Значит, опять новое место? Значит, опять все сначала?
В интересах команды Виктор сыграет на любом месте. Но так ли это необходимо? Может быть, пора уже дать, наконец, спортсмену возможность играть на каком-то одном месте, там, где это у него лучше всего получается «и где полностью раскроется его спортивный талант?
В этом году лейтенант Дородных оканчивает ленинградский институт физической культуры имени Лесгафта. Зимой (ему разрешили отсрочить сессию) он будет сдавать государственные экзамены. До зимы далеко, но уже сейчас, в самую жаркую пору года, он не расстается с книгами. Я видел, как перед очередной встречей он, готовясь к экзамену по истории партии, несколько часов не выходил из-за письменного стола, конспектируя работы В.И. Ленина…
Виктор Дородных давно нашел, определил свор цель. И он идет к ней, несмотря ни на что, выдерживая любые испытания, идет прямо, не ища обходных путей, не поддаваясь ни на какие соблазны. И эта цель, эта мечта – успехи команды, с которой связана вся его спортивная биография – помогает ему, выковывает, закаляет его характер, дает ему новые силы.
Он может быть счастлив только тогда, когда успех придет не к нему лично, но к команде.
Виктор не раз и давно говорил и товарищам и руководству ЦСКА, что приглашать в команду нужно только тех, кто считает для себя честью защищать цвета этого прославленного клуба, для кого путеводной звездой всегда будет мечта об успехах своей команды.
Сейчас в ЦСКА много своих воспитанников, футболистов, вся спортивная жизнь которых связана с этим коллективом. И хочется верить, что мы обязательно увидим еще одну фотографию, ту, на которой вместе со своим капитаном Виктором Дородных будут счастливо улыбаться его нынешние товарищи по команде, такие же стойкие, надежные, умеющие стремиться к намеченной цели.
О ком или о чем статья...
Дородных Виктор Иванович