Войти

На тренировке – как и в игре

«Футбол», 09.1965

ВСЕВОЛОД БОБРОВ. Имя этого замечательного футболиста известно, всем любителям футбола. В. Боброва отличало высокое индивидуальное мастерство. В играх на первенство страны (1944-1953 гг.) он забил 99 мячей. Его коварные удары, мастерство обводки, наконец, умение выманивать вратарей из ворот и, обводя их, забивать голы демонстрировалось не только на стадионах нашей страны.

В ходе обсуждения статьи И. Морозова «Решающий рычаг» корреспондент «Футбола» В. Пахомов попросил заслуженного мастера спорта Всеволода Михайловича Боброва поделиться своим опытом индивидуальной тренировки и заодно высказаться по теме, затронутой старшим тренером сборной СССР в его материале.

– Прежде всего, я должен сказать, что полностью разделяю точку зрения Александра Пономарева относительно его замечания по поводу термина «индивидуальная тренировка».

Действительно, индивидуальная тренировка – это не только занятие в одиночку, самостоятельно. Она органически входит в весь учебно-тренировочный процесс. Я никогда не мыслил своих занятий без помощи партнеров, без того, чтобы не позаниматься вместе с командой, наконец, без советов тренера.

Мне многое дал хоккей с мячом, которым я увлекся раньше, чем футболом. В довоенные годы в него играли по тем же правилам, что и в футбол.

Когда я пришел в ЦДКА, нападающие этой команды, в первую очередь Федотов, Гринин, Николаев, были уже довольно известными футболистами. «Примут ли они меня в свои ряды?» – думал я на досуге. Я видел, как настойчиво тренируется Николаев, как до семи потов занимается Гринин, меня поражала огромная настойчивость Григория Ивановича Федотова. А почему бы и мне не тренироваться таи, как они, не считаясь со временем, забыв о том, что тренировка уже давно кончилась и кое-кто уже встал под душ…

Неверно было бы думать, что я уединялся и где-то в стороне от всех занимался с мячом один. Начну с того, с чего я начал: индивидуальная тренировка – это вовсе не самостоятельное занятие. Надо совершенствовать или просто осваивать те навыки, которые больше всего нужны только тебе одному, конечно, с учетом своей манеры игры. И как важно, если при этих индивидуальных занятиях молодому футболисту на помощь придет тренер. Он поможет и в выборе необходимых упражнений, он станет и помогать исправлять ошибки.

Мне повезло. Попав в команду ЦДКА, я оказался у такого замечательного тренера, как Борис Андреевич Аркадьев.

Помню, как Борис Андреевич спрашивал меня, иной элемент техники, а потом наблюдал за мной.

Мне самому порой даже не верится, что я когда-то был «одноногим». В те годы, когда я играл в футбол, под десятым номером обычно выступали левые инсайды, иначе говоря, форварды, у которых слева все получалось лучше, чем справа. Так вот, ошибаются те, кто думает, что я был «левшой». Наоборот, в далеком детстве я предпочитал бить только правой ногой. А потом все больше внимания стал обращать на левую сторону. Матч за матчем, сезон за сезоном я старался бить из любого положения лишь слева. И в конце концов мне удалось так «подтянуть» левую ногу, что стало даже безразлично, с какой стороны лучше бить.

Кстати, об ударе. Мне думается, что молодые нападающие в современном футболе упускают одну небольшую, но очень существенную деталь. По летящему мячу они стараются бить в его нижнюю часть или, иначе говоря, под мяч. Между тем удар следует наносить в центр или в верхнюю часть. По себе знаю, насколько сильней и точней получится полет мяча.

Часто вспоминая наши тренировочные будни в ЦДКА, я отчетливо помню, как Аркадьев приучал нас тренироваться в обстановке, максимально приближенной к игровой. Скажем, мне приходилось много заниматься упражнениями на специальную обработку мяча – после «свечи», переброса, приема его на грудь и т. п. Ведь в матчах возникают ситуации, когда получишь от партнера далеко не идеальный пас.

Любил забивать голы с полулета. Удар получался хлестким, для вратаря сплошные неприятности! Мне на тренировках отрабатывать любимый удар помогали, конечно, партнеры (в ЦДКА были распространены занятия по тройкам – мы занимались со «своим» крайним нападающим и одним из полузащитников). Тренировался и самостоятельно после занятия. Берешь мяч, слегка подбрасываешь его и вот в течение 15-20 минут бьешь и бьешь с обеих ног.

Мне довелось забить немало мячей головой. Впрочем, мак и моим партнерам по тогдашней линии нападения ЦДКА. Как же нам это удавалось делать?

Удар головой я отрабатывал так. Сначала бил по мячу, подвешенному на специальной стойке на высоте моего роста – с места, с разбега. Потом кто-то из партнеров становился моим помощником. На земле рисовали круг с радиусом в 3-4 метра и туда партнер набрасывал мяч, который я с разбега бил по ворогам, находящимся метрах в семи-восьми. Старался сочетать разбег с определенной траекторией мяча. Хотелось не просто «бодать» мяч. Речь шла о том, чтобы сначала выпрыгнуть на мяч и лишь потом нанести удар. Иначе говоря, мячам, забитым головой, предшествовали долгие занятия. Прошло немало времени, прежде чем я понял, что нужно стараться бить головой не вверх, а вниз – удар получался куда более точный.

Мы, футболисты ЦДКА, старались на тренировке все делать так, как может случиться во время матчей, – бить с невыгодных позиций, наносить удары по воротам с игры в одно касание.

Ведь когда мы говорим, что в современном футболе забивать голы стало труднее, чем несколько лет назад, и ссылаемся при этом лишь на усиление оборонных порядков, то допускаем существенную ошибку. Статья Н. Морозова, пожалуй, впервые за последние годы называет вещи своими именами. Все беды современного футбола заключаются в том, что кое-кто из нынешнего поколения игроков зачастую представляет выступление в командах мастеров делом легким.

Без тяжелых тренировочных будней, я имею в виду настойчивость, терпеливое отрабатывание приемов, нельзя стать хорошим форвардом. Я помню, как подолгу мы в ЦДКА занимались подниманием гирь или штанги, приседали с грузом, выполняли упражнения на сгиб и разгиб ноги с сопротивлением. И все это делалось для того, чтобы иметь сильные мышцы. Комплексом специальных скоростных упражнений вырабатывал каждый из нас резкость движения ноги.

Когда я играл в футбол, меня называли везучим, удачливым. Я вижу свою удачу в том, что попал в команду, в которой на долю игроков пришлись трудные тренировочные будни, но каждый из, них, выходя на матч, отдавался игре целиком.

О ком или о чем статья...

Бобров Всеволод Михайлович