Любой мальчишка, который переступает порог футбольной секции обязательно мечтает стать нападающим и забивать как можно больше голов. Нынешний вратарь «Металлурга» Илья Ильин в этом отношении также не был исключением.
Два первых года занятий футболом в московской ДЮСШ «Красногвардеец» он находился на острие атаки своей команды и терзал, довольно успешно, защитные порядки соперников. Как всегда бывает в жизни в спортивную судьбу Ильи вмешался случай. На одну из официальных игр не явился приболевший вратарь. Учитывая, что все мальчишки не только били по воротам, но порой и стояли в них, найти стража ворот для тренера было делом несложным. Что самое любопытное Ильин, выглядевший среди своих товарищей не самым высокорослым, сам вызвался временно подменить приболевшего товарища и совершил наверное самый правильный и важный шаг в своей спортивной биографии. Тренер остался доволен действиями своего нового голкипера в том матче и с тех пор основной футбольной специальностью Ильи стала вратарская доля.
– Илья, расскажи красноярцам где ты родился, кто твои родители и как ты пришел в футбольную секцию?
– Точно знаю, что родился я в самом центре Москвы. Сначала наша семья жила в районе Борисовских прудов, а сейчас в Северном Бутово. Мои родители когда-то приехали покорять столицу. Папа, Михаил Петрович, из Нижегородской области, мама, Елена Реванольевна, из Брянской области. Оба очень любили спорт, но на профессиональном уровне никто из них им не занимался. Есть еще родная сестра. Ей 21 год, она спортивная девочка, но ее главный интерес учеба в вузе. Когда я учился в первом классе в нашей школе проходил День здоровья. Среди прочих соревнований между классами был устроен турнир по футболу. Я в ту пору, как и все мои сверстники гонял во дворе мяч и поэтому с читал делом своей чести сыграть за команду своего класса. В этих играх меня приметил учитель физкультуры, который посоветовал моим родителям отвести меня в футбольную секцию. Не знаю что во мне тогда разглядел педагог, может быть я бегал быстрее других, или прыгал. Как бы то ни было, через некоторое время мы вместе с мамой поехали в ближайшую футбольную школу «Красногвардеец». Это было в апреле 1990 года. Тренер Александр Юрьевич Зубко посмотрел меня, провел небольшие тесты: бег на 20 метров, кувырки, упражнения на координацию и предложил заниматься футболом. Когда я встал в ворота, то со мной стал заниматься Николай Василевич Васильев, который в настоящее время работает в футбольной школе «Локомотив». Азы вратарского искусства я постигал у этого специалиста и своим становлением я обязан именно ему. Надо сказать большое спасибо и моим родителям, которые всячески поддерживали мое увлечение футболом. Отец ходил на всем игры детской школы с моим участием, а когда у нас появилась видеокамера снимал все матчи. Потом дома мы с ним сидели и все разбирали, делали своеобразную работу над ошибками.
– Неужели с первых же минут у тебя в воротах все пошло по накатанной?
– Конечно же нет. У меня было было все. Как говорил мой тренер, вратарь должен пропустить свой мешок мячей. Образно говоря в этот мешок входят курьезные моменты, нелепые ошибки. Потому что я считаю что в этом плане вратарям сложнее, на них всегда лежит больше ответственности. Пацану, которому 14-15 лет, который еще сам не вырос, не окреп физически и психологически, не стал мужиком, сложно в одночасье стать надежным вратарем. Поэтому было у меня, всякие голы пропускал. Выбегал на выходах мимо мяча и кулаком промахивался мимо него. Конечно расстраивался очень, переживал. Но тренер меня учил: относись ко всему философски, работать, со временем голов будет все меньше и меньше. Надо лишь добиться того, чтобы их не стало вообще.
– Был ли у тебя среди вратарей кумир?
– Честно сказать, что восторгался кем-то до умопомрачения, такого не было. Помню, что в юношеские годы очень нравился мне Станислав Черчесов, когда он играл в «Спартаке». А родственники и родители мечтали увидеть во мне второго Дасаева.
– Если я правильно понял твоей любимой командой был «Спартак»?
– Конечно болел за «Спартак». Эта команда очень длительное время показывала игру, которая нравилась болельщикам. И все мое окружение, друзья и родственники болели тоже за эту команду. Хотя первое мое воспоминание из детства о футболе у меня почему то связано с «Днепром». Помню что смотрел игры этой команды по телевизору и болел за них.
– А не пытался пробиться в команду своей мечты – «Спартак»?
– Конечно в душе я мечтал попасть в любимую команду, надеть футболку с ромбиком на груди. Но к сожалению в профессиональном спорте такое случается редко. Может быть когда-нибудь моя мечта и осуществится. Не знаю. Просто первая моя школа «Красногвардеец» не имела каких-то исторических корней, она располагалась в новостройках. В какой-то момент мой тренер Николай Васильевич сказал мне, что если я мечтаю стать настоящим футболистом, то мне необходимо уходить из этой школы. Так я перешел в ФШМ, это нынешнее лужниковское «Торпедо». Школа, куда я пришел, была с именем, из стен вышел не один десяток известных всей стране футболистов. Например выпускником ФШМ является Игорь Колыванов. Здесь моя спортивная карьера пошла по возрастающей. Вместе с партнерами я становился чемпионом Москвы, а выпускной год мы выиграли не только чемпионат столицы, но и чемпионат страны среди детских спортивных школ профессиональных клубов. Как дальше сложится я не загадывал. Получилось так, что после того как мы выиграли чемпионат страны, я подписал контракт с «Торпедо». Я выступал два года за дубль, который тогда тренировал Сергей Анатольевич Петренко, который работае6т сейчас с основным составом. К сожалению для меня тренер не доверял мне и я большей частью сидел на скамейке запасных. Два года лишь тренировался с ребятами и потихоньку становился мужиком. Лишь затем, когда я решился сменить команду в моей карьере появилась игровая практика. Сначала я выступал за команду Рыбинска, аутсайдера второго дивизиона. Для меня, как сейчас я понимаю, это было нужно в тот период. Потом после Рыбинска был волгоградский «Ротор». Наверное это самые яркие ми футбольные воспоминания. Я тренировался бок о бок с такими футболистами, как Есипов, Алдонин, играл за дублирующий состав, находился в резерве основного. Я воочию посмотрел почем фунт лиха в высшей лиге. После «Ротора» я провел сезон в фарм-клубе казанского «Рубина».
– А почему покинул «Ротор», где тебе так нравилось?
– Два годы которые я играл за клуб из Волгограда действительно очень памятные для меня. Единственный минус, то что нам не платили деньги. По этой причине команда и развалилась. А так коллектив был замечательный, плюс уровень высшей лиги. Туда я стремился и она была так рядом. Мне даже удалось провести пару матчей на этом уровне: в 1/16 Кубка России сыграл дважды за основную команду. Когда сезон закончился и я уже принял решение покинуть «Ротор», в отпуске я начал тренироваться, и как-то неудачно. Повредил мениск. Мне сделали операцию. Естественно, что в таком состоянии я был неработоспособен. К счастью у меня есть очень хороший агент. Он и помог мне в этот критический период. Отправил меня на смотрины в «Рубин». В Казани меня посмотрели, вошли в положение и взяли меня на перспективу, предложив первое время поиграть за фарм-клуб. Из него я и пришел в красноярский «Металлург».
– А кто твой агент?
– Алексей Николаевич Сафонов. Очень серьезный специалист в своей области. Я его знаю давно, работаем мы с ним тоже давно. Он входит в пятерку лучших агентов России. Среди его клиентов футболисты «Томи», московского «Спартака», «Крыльев Советов».
– Давай немножко отвлекемся от футбола. Как в обычной жизни Илья Ильин? Например азартный ты или нет?
– Я азартный, но в меру. Наверное я отношусь к той категории людей, которые хотят выигрывать всегда и везде. Будь это спор на шалбаны или еще что-то. Правда к азарту подхожу всегда с головой. Я например не буду просиживать все деньги в казино или спускать их в игровые автоматы.
– Наверное подобное качество помогает тебе на выходах из ворот, эпизодах когда ты чувствуешь себя уверенно?
– В принципе все делается на автомате. Иногда бежишь, ловишь мяч, падаешь встаешь и думаешь: ничего себе побежал куда. Для подобного автоматизма мы и работаем на тренировках. Плюс, футбол игра хоть и сложная, но моменты все таки повторяются. Поэтому можно сказать, что с каждой игрой набираешь опыт.
– А что тебе больше удается игра на линии, выходы из ворот, отражение пенальти?
– Наверное все таки игра на выходах. Про пенальти такого сказать не могу. Судя даже по играм за «Металлург». Я признаюсь никогда не был специалистом по пенальти. Бывало отбивал, но не могу сказать что это был большой процент отраженных ударов, даже в детской школе. А сейчас пока даже и не знаю что делать. Надо тренировать подобный элемент или пересматривать что-то в психологии, потому что мне били уже шесть пенальти и я не одного не отбил. На мой взгляд из шести пробитых пенальти любой уважающий себя вратарь обязан брать один-два удара.
– Долго отходишь от поражений?
– Если честно, по разному. Когда ты знаешь что в поражении есть твоя вина, то довольно долго. Если знаю, что я все отдал игре, выложился полностью, то переношу неудачи намного легче. Это спорт где от поражений не застрахован никто. В этом отношении тяжелее наверное не спортсменам, а их близким. Я например прихожу домой на эмоциях. Допустим, если удачная игра, мне хочется поделиться своей радостью с близкими. Они заряжаются моей энергией. Я начинаю им рассказывать как все было, где-то могу чуточку похвастаться. Бывает и наоборот, сил нет, нет никаких эмоций, хочется помолчать. К счастью, со мной рядом моя девушка Оля. В отпуске хотим узаконить с ней наши отношения. Она уже научилась понимать и воспринимать меня таким какой я есть. Где-то она меня покритикует, где-то наоборот меня поддержит, скажет что все кругом плохие, а ты у меня хороший.
– Где же вы нашли свою боевую подругу?
– Мой друг дружил с ее сестрой. Мы жили с Олей через два подъезда друг от друга, но учились в разных школах. Нас познакомили совершенно случайно и с тех пор мы стали встречаться. Она коренная москвичка, закончила МАИ, имеет экономическое образование. Когда Оля встала перед выбором, либо карьерный рост в Москве, либо строительство личных отношений, она выбрала второе. Оля была со мной и в Волгограде, в Казани, и сейчас в Красноярске. Я ей действительно очень обязан. Это мой самый надежный тыл, близкий человек всегда с тобой, делит все невзгоды и радости. Между прочим Красноярск произвел на нее очень хорошее впечатление. У нас даже появились здесь любимые места. Любим с ней бывать в городских кафе. Например в «Султане Сулеймане», где хорошая кухня и большие порции, заведение «Перцы», где имеется итальянская кухня. Очень понравился нам выезд на катерах на красноярское море, организованный клубным руководством. Мы посмотрели сибирскую природу, неповторимые горы, тайгу. На стоянке у нас была рыбалка, нам пожарили шашлычок. Поездка была замечательная и помогла сплочению коллектива.
– Ты уже можешь оценить стиль работы Александра Кишиневского?
– Провокационный вопрос. В нашей жизни нельзя быть только слишком мягким или слишком жестким человеком. Если сравнивать Александра Анатольевича с тренерами под руководством которых мен удалось поработать раньше, то он безусловно демократичный специалист. Он доверяет игрокам, вместе с ним мы разговариваем и обсуждаем те или иные проблемы. Считаю, что сейчас, да и раньше тоже, мне с тренерами везло. Такого, как было в советские времена, шаг вправо или влево – расстрел, нет. По номерам нас никто не бегает не проверяет. Все построено на доверии и самосознании. Сейчас другое время, все ребята профессионалы. Еще один плюс «Металлурга» – все игроки молодые, не испорченные деньгами и славой. если бы нам сейчас привезти в команду несколько человек с громкими футбольными именами, думаю, что это было бы только в минус. Сейчас стали брать очки, появилась уверенность в своих силах, мы прекрасно осознаем что мы делаем, ради чего мы тренируемся и играем.
– Можешь назвать свой самый памятный матч?
– Таких игр, наверное несколько. В детском возрасте, это когда мы проигрывали после первого тайма «Торпедо-ЗИЛу» – 1:4, а в конечном итоге выиграли – 5:4, что позволило нам продолжить борьбу за золотые медали чемпионата Москвы. Конечно же памятен финальный матч юношеского чемпионата России в котором мы обыграли питерский «Зенит» со счетом 3:2. Тогда я защищал честь московского «Торпедо». Во взрослом футболе, это игра в 1/16 Кубка России с «Анжи» в составе волгоградского «Ротора». Я выступал тогда впервые на таком уровне. 12 тысяч зрителей, коленки дрожали. Мы тогда выиграли – 2:0, работы у меня практически не было, защитники оберегали как могли, я лишь только разогревался, так как игра проходила поздней осенью. Памятна также игра за юношескую сборную России на турнире в Израиле. Непередаваемые ощущения когда на тебе футболка сборной твоей страны. мы хоть и проиграли тогда – 0:2, но по мнению тренеров отстоял я тогда уверенно и без ошибок. Что касается неудачных матчей, то я их стараюсь сразу забывать. Хотя могу признаться, таких игр, из-за которых хотелось бы изменить свою жизнь у меня к счастью не было. Дай Бог чтобы их не было и дальше.
– Как ты готовишься к играм?
– Стараюсь быть более спокойным, как меня учили не растрачиваться эмоционально. Главное для вратаря душевное состояние. Физическое состояние тоже немаловажно, но оно больше заботит полевых игроков. Вратарь, грубо говоря, может месяц не тренироваться, а затем выйти и отыграть уверенно. На игре не зацикливаюсь, Прокручиваю в голове положительные моменты. Например представляю штрафной удар, мяч летит в «девятку» а я его беру и ловлю намертво. Вот такие моменты. Правда есть команды с имением, такие как «Кубань» или «Химки», на которых настраиваешься по особому. Стараешься придать своему настрою больше колорита. Наверное влияет магия имени соперника. А бывают случаю об игре не думаешь вообще. Ходишь в спокойном расслабленном состоянии и начинаешь задумываться об игре лишь на предматчевой установке, когда услышишь, что ты в стартовом составе.
– Специальное досье на нападающих не собираешь?
– К сожалению нет. Это очень сложно. Если бы я играл в премьер-лиге, то можно было собирать подобные досье. В первом дивизионе подобное невозможно. Может быть с моей стороны это неправильно, но манеру игры форварда я могу распознать лишь если с этим человеком я играл и тренировался в одной команде. Так уж я устроен, что не запоминаю людей в лицо, не запоминаю номера. Не удивляйтесь, я не знаю кто в моей команде под каким номером играет. Мне не важно кто бил, откуда, под каким номером он играет, главное отразить удар. А от кого неважно. У полевых игроков совершенно иначе. Они точно знают кто в каких буцах играл, кто правша, кто левша, кто как бежит. Надо мной многие ребята по этому поводу смеются.
– Твоя спортивная мечта?
– Когда-нибудь поиграть в премьер-лиге. Прежде всего это нужно мне для того, чтобы потом сказать себе, что не зря прошли все эти годы, когда все сверстники ехали на дискотеку, а ты полтора часа добирался на метро в одну сторону на тренировку и столько же времени тратил на обратную дорогу, что не зря столько работал, столько колесил по стране. Я уверен, что если мне предоставится один шанс, в виде одного матча в котором может осуществится моя мечта, я этот шанс обязательно использую. Вратари они позже взрослеют, мужают и верю, что у меня еще все впереди.
– И последний вопрос, что должен сделать президент «Металлурга» Денис рубцов, чтобы вратарь Илья Ильин остался в команде и в следующем сезоне?
– Что экстраординарного президент делать не должен. Все что можно для меня было сделать Денис Анатольевич уже сделал. Мне созданы все условия, я получаю вовремя зарплату, что немаловажно после волгоградских времен. Причем в «Металлурге» у меня один из лучших контрактов за всю мою спортивную карьеру. Подобными условиями могут похвастаться два-три клуба первого дивизиона. У нас есть премиальные, сейчас мы стали брать очки. Не секрет, что футболисты больше частью живут за счет них. Заранее говорить о том чтобы остаться, я все же бы воздержался. Все реально. Я прекрасно знаю, что второй дивизион засасывает, тяжело потом подниматься выше. Но если перед «Металлургом» будет стоять однозначная задача возвращения в первый дивизион, будет финансовая стабильность, будет сохранен костяк нынешнего коллектива, хотя бы процентов на 80, я с большим удовольствием продолжу спортивную карьеру в Красноярске. Меня абсолютно не пугает второй дивизион, я там уже был. Главное для меня – серьезная цель и здоровые амбиции клуба.