Войти

Капитан «команды лейтенантов». Алексею Григорьевичу Гринину – 60 лет!

Пресс-служба ФК «Динамо» Москва, 27.08.1979

21 августа нынешнего года исполнилось 60 лет одному из лучших форвардов команды ЦСКА и страны заслуженному мастеру спорта Алексею Григорьевичу Гринину. Он – один из той знаменитой «команды лейтенантов», которая навсегда завладела сердцами многих любителей футбола и была вне всякого сомнения лучшей в футбольной истории армейского клуба. А. Г. Гринин был ведущим игроком этой команды, которая пять раз выигрывала звание чемпиона страны (в 1947, 1948, 1950 и 1951 гг.), дважды была вице-чемпионом (в 1945 и 1949 гг.), трижды владела Кубком СССР (в 1945, 1948 и 1951 гг.), дважды (в 1948 и 1951 гг.) делала почетный «дубль», т. е. завоевывала одновременно и чемпионские награды и Кубок страны. До сих пор не превзойдено рекордное достижение той команды ЦДКА – подряд три чемпионских титула! Добавим к этому, что Гринин дважды – в 1948 и 1950 гг. – входил в список 33-х лучших футболистов страны на месте правого крайнего – под вторым номером, не раз защищал честь сборной Москвы (до 1952 г. сборная СССР не собиралась). Неоднократно избирался капитаном команды в период 1947-1952 гг.

Болельщики со стажем помнят этого великолепного мастеря, пожалуй, лучшего правого крайнего нападающего в истории армейской команды, помнят «грининские удары» – в те годы даже бытовал такой термин в футбольных отчетах – с обеих ног, его напористость, неудержимость, трудолюбие, серьезное отношение к игре. Он был истинным бойцом, великим тружеником на поле. Алексею Гринину вместе с Владимиром Деминым часто поручали бить штрафные и пенальти – партнеры были уверены, что своего шанса он не упустит и обязательно забьет. Внешне простая и несколько прямолинейная, но необычайно полезная и результативная игра А. Гринина как нельзя лучше подходила знаменитой пятерке нападающих 40-х начала 50-х годов. Он был ее составной частью и одним из лучших ее солистов. 244 матча числится в активе этого незабываемого форварда, из них 236 он провел в футболке с пятиконечной звездой не груди, забил 81 гол (всего в чемпионатах страны он забил 86 голов). Поздравляя сердечно от имени всех любителей футбола и прежде всего от имени преданных поклонников армейского клуба Алексея Григорьевича со знаменательной датой, давайте немного поближе познакомимся с юбиляром.

Корреспондент общественного пресс-центра попросил Алексея Григорьевича ответить на несколько вопросов:

– Как началась ваша футбольная биография?

– Очень просто, как и у всех мальчишек моего поколения. Сначала гонял мяч в мальчишеской ватаге в Озерах – небольшом городе на юге Московской области, что расположен на берегу Оки, недалеко от Каширы. Затем, когда мне было 13 лет, мой старший брат Владимир записал меня я детскую заводскую команду, где моя игра понравилась, и меня включили в состав. Через два года начал играть за взрослых, а вскоре пригласили в сборную города.

– И вы всегда, с самого начала играли нападающим, правым крайним?

– Лучше сказать, всегда играл нападающим. Но вначале места определенного не придерживался, поигрывал и в центре, и полусредним. Уже позже в клубном коллективе московского «Динамо» мне определили твердое место на правом фланге. Я хорошо бегал, был резким, сильно бил с левой ноги. Мне нравилось обыгрывать соперника и забивать. Много времени на тренировках уделял ударам, бил из различных положений, причем старался бить не по неподвижному мячу, а обязательно по двигающемуся, в динамике: с лета, полулета, катящемуся по земле. Поначалу мяч не слушался, но скоро почувствовал, что удар поставил и мне стали частенько поручать пробивать штрафные и даже пенальти.

– А когда вы стали играть в Москве?

– С 1936 года и опять-таки благодаря моему старшему брату. Он играл защитником в клубных командах московского «Динамо» и порекомендовал меня. Сначала играл в 4-и клубной команде «Динамо», через год – в 3-и, а с весны 1938 г. меня включили в состав сильнейшей, первой, команды динамовского клуба. Здесь-то и обратил внимание на меня тогдашний тренер мастеров московского «Динамо» Михаил Давыдович Товаровский. В тот год динамовцев преследовали травмы, сошел ряд известных Футболистов, и тренер искал им замену. В августе он меня пригласил в команду, и я стал играть за мастеров.

– Вы помните свой дебют в команде мастеров?

– Конечно, такое не забывается. Первый свой матч я провел в Ленинграде с командой «Зенит» 29 августа. Мы в тот день сыграли удачно, и мне удалось отметить свой дебют голом с подачи М. Якушина, который тогда играл центральным нападающим. После этой игры я до конца года постоянно выступал за основной состав «Динамо».

– А с чем связан ваш переход в ЦДКА?

Тут было много причин и личного, и спортивного характера. В «Динамо» в расцвете сил были М Семичастный, С. Ильин, закрепился в составе А. Назаров, пригласили из Ростова В. Бехтенева. Так что конкуренция была нешуточной. А тут Петр Григорьевич Зенкин пригласил в армейский коллектив. Да и пришло время служить в армии. Так зимой 1939 года оказался в армейском коллективе. В основной состав попал не сразу, только летом в матче с командой «Локомотив» я вышел впервые в составе ЦДКА. В той игре удалось забить гол, и с той поры я постоянно играл за армейцев.

– А что больше любили: забивать или комбинировать, выводить на ударную позицию партнеров?

– Мне нравилось и то, и другое. Одинаковое чувство удовлетворения испытывал и от забитого мяча, и от того паса, с которого забивает мой товарищ. У нас в знаменитой команде так действовали все. Мы были так дружны, так подходили друг другу, что никогда не было «жадности» к мячу. Главным для нас было – забить больше сопернику, одержать победу, а кто забьет – ты или твой товарищ – считали неважным. Забивает тот, кто находится в более выгодной позиции – вот непреложное правило нашей команды в те годы. Именно в сплоченности, дружбе, в какой-то удивительной совместимости характеров и игровых манер буквально каждого игрока нашего коллектива вижу я прежде всего секрет непобедимости ЦДКА тех лет.

– А кто был самым надежным, самым любимым партнером? У кого учились, кому подражали?

– Мой ответ не должен удивить вас, если вспомните, что только что говорил. В ЦДКА все были самыми надежными, самыми любимыми партнерами. Со всеми я дружил, всем доверял. Ну, а на учителей мне повезло. В те годы было столько великолепных мастеров, что только смотри и учись. Прежде всего я выделил бы незабвенного Григория Федотова, «короля финтов» Сергея Ильина, волевого и быстрого Михаила Семичастного.

– Назовите наиболее памятные матчи.

– Запомнились прежде всего матчи в начале моем футбольной жизни, когда все было впервые. Разве забудешь матч в сентябре 1938 г. с московскими торпедовцами. Тогда они гремели. Первый матч на «Динамо» перед переполненными трибунами! Никогда не забуду первые международные матчи в Софии в составе московского «Спартака» летом 1940 г., фактически представлявшего сборную Москвы. А первый финал Кубка СССР в военном 1944 г., когда мне посчастливилось с паса Г. Федотова ударом без подготовки в дальний угол открыть счет и увидеть расстроенное лицо самого Леонида Иванова. А матчи с «Динамо» в первые послевоенные годы! Да, есть что вспомнить.

– А кого запомнили из защитников, игравших против вас?

– Самым «неудобным» защитником для меня был, пожалуй, Юрий Седов. Быстрый, внимательный, привязчивый. Его трудно было обыграть, обмануть, обвести. Трудновато приходилось мне с ним.

– Назовите, пожалуйста, ваш вариант символической сборной ЦСКА.

– Пожалуй, он будет таким: в воротах В. Никаноров, в защите В. Савин, И. Кочетков и Ю. Нырков, в полузащите А. Виноградов. А. Башашкин и А. Водягин в нападении В. Соловьев, В. Николаев, Г. Федотов, В. Бобров и В. Демин. Хотел бы я также отметить и талантливого С. Капелькина, полностью не раскрывшегося в силу разных причин.

– Алексей Григорьевич, вы с 1953 г. на тренерской работе. Были наставником команд СКА (Рига), СКА (Львов), СКА (Новосибирск), «Терек» (Грозный), «Кайрат» (Алма-Ата), с 1971 г. бессменно работаете тренером групп подготовки команды мастеров ЦСКА. Поделитесь опытом: чем должен, на ваш взгляд, обладать нападающий прежде всего?

– При наборе мальчишек я прежде всего обращаю внимание на такие качества, как быстрота и смелость. Эти качества должны быть врожденными у футболиста. Все остальное можно приобрести, развить. Но если у мальчишки нет скорости мышления и движения, если он трусит, боится вступать в единоборства, считает каждый синяк на ногах, то убежден, что толку из него не будет. В наше время раны считались только по окончании сезона. Причем нередко приходилось проходить долгий курс лечения впоследствии, по окончании футбольных баталий. Но в ходе сезона мы не обращали внимания ни на какие боли, так хотелось играть.

– А что вы скажете о сегодняшней команде ЦСКА? Что бы вы пожелали своей родной команде?

– Мы ветераны команды, как правило, не пропускаем ни одной игры армейских мастеров. Все ждем от них страстной, волевой игры. Но… Можно сказать так: есть индивидуально неплохие игроки, но нет коллектива единомышленников, нет команды как единого целого со своим своеобразным стилем, с жаждой победы. Игроки разномастные, не притертые друг к другу. А раз так, то нет и командной игры, нет вдохновения, порыва, мощи. Вспоминаю один эпизод из своей биографии: в октябре 1948 в полуфинальном матче с московским «Динамо» в столкновении с В. Радикорским я получил тяжелую травму колена и не мог играть в финале – попал в госпиталь. Не передать, как я волновался в день финала, как хотел быть на поле. Телевизоров тогда не было, и я припал к наушникам, вслушиваясь в чуть хрипловатый голос Вадима Синявского, доносящего все детали матча. Полтора часа пролетели как несколько минут. И не успел отойти от переживаний, как в палату ввалились ребята с только что завоеванным Кубком. Оказывается, они сразу же после матча всей командой поехали к своему капитану, чтобы и он пережил миг причастности к большой победе. Был взволнован до слез и подумал, что еще поиграю, еще отблагодарю ребят игрой. Они вдохнули в меня мужество и желание снова выйти на поле. Вот так бы дружно жили и играли наши сегодняшние воспитанники. Тогда бы и пришли новые победы.

О ком или о чем статья...

Гринин Алексей Григорьевич