Войти

Левый крайний Владимир Демин

Пресс-служба ФК «Динамо» Москва, 11.06.1980

Наш Демин мал и кругл. Когда лихим налетом

Обводит он с мячом любого ловкача,

Всем кажется порой, что катятся к воротам

Два разноцветные мяча.

Таким четверостишием подписал дружеский шарж на популярного в сороковых годах нападающего ЦДКА Владимира Демина известный поэт Александр Безыменский. Невысокий светловолосый крепыш (рост 163 см) уступал в росте всем своим знаменитым партнерам по команде. В росте, но не в мастерстве. В технике футбола, в искусстве дриблинга, стремительности, результативности он стоял в одном ряду с ними.

«Большое старание, порой виртуозную игру проявляют крайние в линии нападения, опасный для соперников Гринин и маленький, неуловимый Демин»…

«Москвичи восхищались игрой сильнейших нападающих страны – Демина, Пономарева, С. Соловьева, Трофимова, Николаева, Бескова, Гринина»…

Это цитаты из «Советского спорта». А вот что писал об игре Демина заслуженный мастер спорта Николай Старостин в своей книге «Звезды большого футбола»:

«Маленький, подвижный, он был превосходным дриблером, тонко разбирался во всем, что делалось у чужих ворот. Большая работоспособность и отличный удар ставили его в один ряд с выдающимися представителями маленьких геркулесов в футболе».

Владимир Демин родится в 1921 году. В организованный футбол пришел в 15 лет. Первой его командой был московский «Спартак». В 1939 году он дебютировал в основном составе команды мастеров популярного клуба. Но по-настоящему его футбольное дарование раскрылось в ЦДКА у тренера Бориса Андреевича Аркадьева, под руководством которого Демину посчастливилось играть без малого десять лет. С 1944 по 1953 год (за исключением второй половины 1952 г.) он выступал за прославленный коллектив столичных армейцев. Всего провел в чемпионатах страны 194 матча, забил 82 мяча – удивительная результативность для крайнего форварда того времени, когда роль бомбардира отводилась центральному нападающему, а в обязанность крайнему вменялся подыгрыш, отдавалось лишь право голевой передачи.

Но Демин не довольствовался игрой, как говорили тогда, «по желобку». Он смело вторгался в центральную зону штрафной площади, если логика событий на поле требовала этого, и наносил резкий, сочный удар по воротам, ибо и этим элементом футбола владел в совершенстве. Немало голов забил он, находясь под острым углом к воротам, когда на ударной позиции оказывался после слаломного прохода по флангу, резкими, своеобразными финтами оставив позади защитников.

Но пожалуй, ни техника, ни поставленный удар не вознесли бы его на столь большую высоту, если бы футболист не вкладывал в игру всю свою душу, весь свой деминский темперамент. Любимец команды, весельчак, не унывающий даже в самые трудные моменты, он и на поле никогда не оставался безучастным к ходу событий, продолжал борьбу в любой ситуации, всегда находился в боевой готовности. Поэтому нередко наказывал за самоуверенность зазевавшегося защитника, «уводил» у него из-под носа мяч, который спустя мгновения уже трепетал в сетке ворот. Любое замешательство в стане соперников Демин умел обернуть на пользу своей команде.

Редкий крайний форвард умел в то время так разнообразить свою игру, как Владимир Демин. И потому, если он находился в ударе, то справиться с ним было не под силу самым опытным защитникам. Сравнивая игру армейской пятерки нападения 1946 года со знаменитыми басками, которые произвели неизгладимое впечатление в 1937 году на специалистов того времени, журнал «Огонек» писал:

«…Кого из испанцев можно сравнить с Федотовым, Николаевым, Грининым, Деминым, Бобровым. Кого? Только Лангара и Силаурена».

Да, это были великие форварды великой команды. Интересно, что выступая вместе, они и забили мячей пример поровну: Всеволод Бобров – 80, Алексей Гринин – 81, Валентин Николаев – 80, Владимир Демин – 82 и только Григорий Федотов значительно превзошел своих партнеров – 124 гола. Отлично дополнявшие друг друга, они являлись носителями многочисленных, но различных футбольных достоинств. Одно же качество было характерно для всех, именно, умение точно провести концовку атаки, уловить момент для ее завершения и мастерски поставить последнюю точку. Характерной чертой армейцев того времени была непоколебимая уверенность в своих силах.

В 1947 году ЦДКА вел напряженную, равную борьбу за чемпионский титул с земляками-динамовцами. В середине августа впереди с отрывом в пять очков шли бело-голубые. И тут неожиданно они оступились в матче со столичной командой «Крылья Советов», потерпели поражение со счетом 0:1. Одними из самых заинтересованных зрителей на мате были Всеволод Бобров и Владимир Демин. На следующий день им предстояла встреча с командой ВВС. После поражения главных соперников Демин воскликнул: «Теперь нам надо набирать очки, как никогда!» В игре с ВВС оба подтвердили свои намерения, забили по голу в ворота летчиков. ЦДКА одержал победу со счетом 2:0 и на финише в упорнейшей борьбе сумел во второй раз в своей истории стать чемпионом Советского Союза.

Владимир Демин пять раз в составе ЦДКА завоевывал титул чемпиона страны (1946, 1947, 1948, 1950, 1951 гг., дважды (в 1945 и 1949 гг.) становился серебряным призером, трижды совершал вместе со своими товарищами круг почета с Кубком СССР (1945, 1948. 1951 гг.). Дважды он включался в число 33-х лучших футболистов страны (эти списки в то время составлялись нерегулярно), один раз под первым номером. В 1948 г. он стал заслуженным мастером спорта.

Он рано, в возрасте 45 лет, ушел из жизни. Но оставил о себе память как о превосходном дриблере, с озорным лукавством обыгрывавшим защитников соперника, игравшем и настойчиво, неутомимо, изобретательно, «с веселой яростью, как написал один из журналистов, его современников.

О ком или о чем статья...

Дёмин Владимир Тимофеевич