Войти

Знакомим с игроком. Сергей Савченко

Пресс-служба ПФК ЦСКА, 11.05.1986

Спорт с каждым годом молодеет. Не обходят, конечно, стороной современные веяния и футбол. Но все же появление в команде мастеров пятнадцатилетнего футболиста, его дебют в высшей лиге в неполные семнадцать, регулярные выступления за юношеские сборные страны сразу двух возрастов не могли не привлечь внимание равно как специалистов, так и болельщиков. Речь идет о воспитаннике кишиневского футбола, играющем ныне в ЦСКА Сергее Савченко.

10 августа 1986 г. Сергею исполнится 20 лет – возраст, в котором большинство футболистов-сверстников только окунаются в атмосферу большого футбола. Савченко же оказался в калейдоскопе матчей, поездок, сборов – всего того, что сопровождает жизнь футболиста, – пять лет назад. Ему уже есть, что вспомнить, оценить с позиций сегодняшнего дня. Делает это Сергей вдумчиво, отвечает на вопросы корреспондента не спеша – каждое слово взвешивает. О своем необычайно раннем приобщении к большому футболу говорит без тени удивления, не вызывает у него особых эмоций и обращение к сыгранным за прошедшие голы матчам. Но заметно оживляется, когда речь заходит о тренерах. Причем даже не об их тактических концепциях, а о порядке взаимоотношений с игроками. Оценивая же футболистов прежних поколений, да и нынешних, о понравившихся всегда начинает так: «Техничны…»

– Если смотреть со стороны, ваша, Сергей, футбольная биография складывается по существу идеально: и в клубе и в юношеской сборной вам всегда доставалось место в основном составе…

– Пожалуй. Только вот «идеально» – не то слово. К футбольному мячу меня тянуло с юных лет. Мама, правда, мечтала, чтобы я занимался гимнастикой или акробатикой, но сильнее в итоге оказались отцовские гены. Отец – большой любитель спортивных игр, особенно футбола и хоккея, В прошлом офицер, он горячий поклонник ЦСКА. Так что и себя с ранних лет помню переживающим у телевизора за Харламова, Петрова, Михайлова и их друзей по команде, за футболистов клуба.

В 1974 г. я записался в детскую команду при ЖЭКе. Спустя два года она заняла 2-е место на всесоюзном финале приза «Кожаный мяч» в Днепропетровске, но я туда не попал «по семейным обстоятельствам – мама не отпустила. Огорчение, впрочем, забыл довольно быстро. Занимался уже в республиканской СДЮШОР. В 1981 г. начал подпускаться в дублирующий состав «Нистру», тогда же дебютировал и в юношеской сборной страны.

– У каких тренеров вы учились футболу?

– Я бы многих отметил. У всех что-то полезное почерпнул. Первым моим наставником в 1975 г. стал только закончивший тогда выступать кумир кишиневских мальчишек В.А. Волостных. Затем тренировался под началом Б.В. Цинклера и В.Г. Карнищенко, а также Н.Ф. Есина. Слова благодарности хочу сказать и работавшему с «Нистру» в 1983-1985 гг., А.Н. Борщу. Жаль, что ему пришлось оставить команду.

– Однако «Нистру» в этот период терпел чувствительные неудачи.

– Все так. Но молодой старший тренер сделал ставку на нас – воспитанников республиканского футбола. Он ли виноват в том, что в команде наряду с перспективной молодежью и группой ветеранов почти не оказалось; игроков в лучшем футбольном возрасте? Зато многие из тех, с кем я играл в юношеских сборных Молдавии (В. Максим, Ю. Аркан, Ю. Миличенко, О. Флентя, В. Проценко) закрепились в «Нистру».

– Но ведь все названные старше вас года на два-три?

– А я всегда за старших играл. И на Всесоюзных спортивных играх молодежи в 1982 г., и на VIII Спартакиаде народов СССР в 1983 г. На обоих турнирах мы заняли, кстати, весьма почетные 7-е места. То же было и в юношеской сборной страны.

– Кто вас в нее пригласил?

– Меня увидел на соревнованиях Б.П. Игнатьев. В марте 1981 г. я оказался на первом сборе руководимой им и В.Г.Царевым команды, которая существовала вплоть до прошлогоднего юниорского чемпионата мира. Весь путь с ней прошли только Сергей Колотовкин из «Зенита» (Ленинград) и я, а со второго сбора к нам присоединился мой бывший одноклубник Игорь Спельников.

– В общей сложности за юношеские сборные страны вы сыграли 48 матчей, забили 12 мячей. Но в финале чемпионата Европы в Москве в 1984 г. вас не было, да и на чемпионате мира фамилия Савченко упоминалась нечасто.

– В случившемся виноват только сам. Допустил дисциплинарный проступок, поэтому долго в сборной отсутствовал. Когда же на мировой чемпионат был вновь в нее включен, почувствовал себя не в своей тарелке — в жизни никогда не робел, а тут вдруг... Но вообще-то, сам не знаю почему, всегда играл с ровесниками хуже, чем со старшими.

За разъяснениями мы обратились к наставнику ЦСКА заслуженному тренеру РСФСР Ю.А. Морозову. Вот его мнение. «Все объясняется тем, что Сережа Савченко, футболист очень способный и интересный, в общечеловеческом, так сказать, плане еще не совсем сложился. Ему действительно довелось очень рано попасть во взрослый футбол, причем в умении он благодаря своей одаренности старшим не уступал, да и в физической подготовленности явных слабостей не имел. Отсюда у него и выработался определенный подход к игре, при котором он постоянно стремится в каждом эпизоде максимально продемонстрировать свое мастерство, будь то передача партнеру, индивидуальный обыгрыш или участие в коллективном маневре. Само но себе это в принципе похвально, но если зрелые футболисты правильно оценивали ситуацию, подстраивались под его манеру, то со сверстниками так не получалось, поскольку подспудно над Савченко всегда, уверен, довлела мысль, что здесь-то он и подавно сыграет за счет мастерства. А среди лучших юниоров – собраны-то одни таланты – многие считают так же…

И идет это вовсе не от зазнайства или пренебрежения к партнерам. Как к спортсмену мы, тренеры ЦСКА, не имеем к Сереже никаких претензий. Да и парень он скромный, думающий. Просто Савченко еще не постиг всех законов и требований большого футбола. Не хватает ему пока настоящей спортивной злости, страстности в игре. От точной голевой передачи, например, он получает больше удовлетворения, чем от забитого гола, не в этом ли кроется причина его недостаточной для игрока передней линии результативности? Нужно Сереже научиться профессиональнее действовать и обороне, прибавить в игре в отборе мяча. А главное – понять, что мастерство должно быть подчинено рациональным для команды решениям».

– В прошлом сезоне вы с юношеским футболом попрощались. Что все же было самым памятным за пять прошедших лет?

– Встреча и совместная работа с популярнейшим в прошлом форвардом А.Ф. Бышовцем. Игры его воочию я, к сожалению, не видел, но авторитет Бышовца все равно сработал сразу: так разбираться в футболе, так понимать состояние игроков может только большой мастер! Именно игра в возглавляемой им сборной запомнится мне надолго. Хороши были и партнеры: А. Гущин, Р. Бубляускас, О. Кужлев, И. Скляров, Ф. Гаглоев. Но в ФРГ в 1984 г. на финал турнира УЕФА команда поехала без меня…

– Как вы попали в ЦСКА?

– Первое приглашение в клуб получил от Ю.А. Морозова еще зимой 1984 г. Но я тогда только закрепился в основном составе «Нистру», играл вместе с привычными партнерами, которые на меня надеялись. Ведь еще когда по окончании сезона 1981 г. «Нистру» ездил в Эфиопию, во мне, пятнадцатилетием, и Э. Крецу ветераны А. Рыбак, И. Карас, Ю. Хлопотнов, А. Мацюра, Г. Тегляцов видели будущее команды. К тому же настойчиво звало к себе московское «Торпедо», вплотную интересовались мной московское и минское «Динамо».

В конце 1984 г. в Кишинев приехал В.Б. Бубукин. От него узнал, что в ЦСКА подали заявления мои товарищи но юношеской сборной В. Татарчук, В. Медвидь, В. Иванаускас. Это, наверное, и решило дело.

– В этом сезоне ЦСКА с первых же туров в группе лидеров. Что изменилось по сравнению с предыдущим чемпионатом?

– Тренерам удалось найти оптимальный вариант состава и интересное тактическое построение. Все мы теперь получаем удовлетворение не только от побед, но и от самой игры. Впереди остро и результативно действует по всему фронту атаки Березин, мы с Татарчуком, с которым хорошо понимаем друг друга, располагаемся позади и налаживаем комбинационную игру на чужой половине поля. На своей же организация созидательных действий, возложена на опорных полузащитников Кузнецова, Деркача или Моха. По флангам быстрые прорывы осуществляют Медвидь и Колесников. Для меня очень важно творческое начало в игре. В прошлом году в ЦСКА делался, по-моему, слишком большой крен на атлетизм, скоростные перемещения.

И вновь рассказ Сергея Савченко дополняет Ю.А. Морозов: «Рад, что у Сережи создалось такое мнение. Надеюсь, что он в этом не одинок. Значит наши усилия не пропали даром. Значит трудности перехода на игру в предельных скоростных режимах уже позади. Ошибается молодой футболист только в одном. Тренировочные нагрузки в команде меньше не стали, как, впрочем, и интенсивность самой игры. И то, что количество начинает переходить в качество – самое приятное для нас событие. Теперь важно на этой основе окончательно определить игровой почерк команды».

– Последний вопрос, Сергей, о планах и перспективах. Ваших, конечно, и команды.

– ЦСКА, уверен, находится на правильном пути. Об этом говорят и результаты, и игра, да и возраст футболистов, большинство из которых мои ровесники. И еще об одном, весьма важном. Ю.А. Морозов не приглашает в команду случайных людей. Многие ребята за последнее время решили надолго связать свою судьбу с ЦСКА. Вместе со мной стали офицерами М. Колесников, О. Малюков, Д. Кузнецов. В. Татарчук, С. Березин. Мы приложим все силы для возвращения команды в высшую лигу. А пройдет пара лет, посмотрим…

О ком или о чем статья...

Савченко Сергей Викторович