Войти

К 60-летию создания ЦСКА. К родным пенатам

Пресс-служба ФК «Динамо» Москва, 15.06.1983

Фамилия Ковач хорошо известна почитателям ЦСКА В конце 50-х годов в составе армейцев выступал напористый мобильный полузащитник Дезидерий Ковач, а сейчас цвета клуба защищает его сын Валентин – рослый, физически сильный футболист. Но не остался в стороне от армейского футбола и Ковач-старший. С прошлого года он работает старшим тренером СДЮШОР ЦСКА. Предваряя запись беседы нашего корреспондента с заслуженным тренером Молдавской ССР Дезидерием Федоровичем Ковачом, заметил что и он сам, и его сын играли в свое время в кишиневской команде, поэтому судьба «Нистру» им также небезразлична.

Эстафету отца – Д. Ковача принял его сын Валентин Ковач, ныне успешно выступающий в основном составе армейцев

– Давайте, Дезидерий Федорович, начнем с того, что предшествовало вашему появлению в составе ЦСКА

– Родом я из Закарпатья, из Мукачево. Из этих мест вышло немало мастеров кожаного мяча. Мои земляки Михаил Михалина, Тиберий Попович, Йожеф Беца, Василий Турянчик выступали за лучшие команды страны. Мне было лет, наверное, четырнадцать, когда случайно на улице я попался на глаза Карелу Сабо – прекрасному человеку и отличному тренеру. Прошло два года, и Сабо, любивший работать с молодежью, доверил мне место в составе мукачевской «Искры», а спустя два года пригласил в «Спартак» (Ужгород), который к тому времени возглавил. Осенью 1955 г. я был призван в армию и вскоре оказался во Львове, в местной армейской команде. Львовян тогда тренировал знаменитый правый крайний послевоенного ЦДКА Алексей Гринин. В 1957 г. Григорий Федотов, приезжавший на армейские соревнования во Львов, пригласил в столицу Турянчика, Щербакова и меня. Турянчик отказался, а мы со Щербаковым приняли предложение. Жаль только, что к тому времени, когда мы оказались в Москве, Григория Ивановича уже не стало…

– За столичных армейцев вы выступали в 1958–1960 гг. Три сезона, это, в общем-то, не очень много…

– Возможно что так, но впечатления остались на всю жизнь. С удовольствием вспоминаю своих прежних партнеров Бориса Разинского, Эдуарда Дубинского, Юрия Беляева, Германа Апухтина, Виктора Дородных, Владимира Агапова, Михаила Ермолаева, Николая Линяева. Особенно дружил с Дмитрием Багричем и Владимиром Стрешним, попавшими в команду в один год со мной и оказавшимися соседями по комнате в общежитии. Вспоминается и наша уютная база на Ленинских горах, неподалеку от трамплина, где мы готовились к играм. Руководил армейцами в то время заслуженный тренер СССР Борис Андреевич Аркадьев, очень высококультурный и эрудированный человек. Борис Андреевич по-отечески заботливо относился ко всем нам. Для него не было мелочей в жизни футболистов. Помню, как он, когда ребята, устав за день, засыпали мертвым сном, обходил комнаты на базе – одному поправит сползшее одеяло, у другого заберет форму для просушки…

Помогал Борису Андреевичу легендарный Всеволод Бобров. Вот уж кто умел увидеть игрока! Из Коломны привез Михаила Мустыгина, который тогда еще ничего собой не представлял, из Воронежа пригласил никому не известного Олега Копаева. Жаль, конечно, что в ЦСКА они не остались, но это уже к Всеволоду Михайловичу отношения не имеет. Да и юного Альберта Шестернева, в то время походившего больше на легкоатлета, он привел. И сказал во всеуслышание: «Этот парень будет играть по-настоящему».

– Расскажите, Дезидерий Федорович, поподробнее о своих партнерах, о матчах в составе ЦСКА.

– Боевая была у нас команда, с закаленным, я бы добавил, армейским духом. Очень сильна была защита, где выделялись Дубинский и Багрич. Прекрасно защищал ворота Разинский. Прыгучесть и реакция его были удивительны. Недостаток у Бориса все же был: не любил он стоять в воротах, его всегда тянуло в поле. Сколько упрашивал Разинский Аркадьева, но наш тренер остался непреклонным… Хорошо играл Коля Линяев – жесткий был в единоборствах, но действовал четко, предельно внимательно. В нападении лучшими были быстрые Апухтин и Стрешний, а также Алексей Мамыкин. Из матчей мне больше других запомнилась победа со счетом 3:0 над французским «Реймсом» в 1959 г. Незабываема и поездка в Юго-Восточную Азию поздней осенью 1960 г. Выигрывали мы в Индонезии, Камбодже и Бирме довольно легко, но экзотическая, непередаваемо красивая природа сохранились в памяти как сказочный сон.

– Какие обстоятельства привели вас в 1962 г. в кишиневскую «Молдову»?

– За год до этого я перешел в московский «Локомотив», хотя В. Д. Соловьев приглашал вместе со Щербаковым в киевское «Динамо». Сейчас остается только иронизировать над собой, мол, отказался от золотой медали… Вскоре меня подстерегла серьезная травма – разрыв мышцы, и я было решил, что с футболом все. Уехал в родное Мукачево, там лечился и подумывал остаться тренером. Но заслуженный мастер спорта М.М. Михалина уговорил попробовать силы в ужгородском «Спартаке». Вновь обрести уверенность помог случай. Ужгородцы поехали в Чехословакию. Команда неудачно провела первый матч, а второй предстоял с сильным клубом «Татран» (Прешов). Михалина настоял, чтобы я вышел на поле, а мне, признаться, страшновато было: вдруг нога подведет. Но все прошло благополучно, мы выиграли. Два гола забил я, а один с моей подачи юный Федор Медвидь, впоследствии известный игрок киевского «Динамо». Узнав, что мне удалось восстановиться, заслуженный мастер спорта Василий Николаевич Соколов пригласил меня в «Молдову». Я согласился и никогда потом не жалел. В Кишиневе в общей сложности прожил 18 лет.

– За эти годы в вашей жизни произошло, наверное, немало примечательных событий…

– Четыре сезона выступал за «Молдову». Особенно запомнились два первых, когда командой руководил В.Н. Соколов – тренер очень принципиальный, требовательный, непримиримо относившийся к любым нарушениям дисциплины. В кишиневской команде мне довелось встретиться с Борисом Татушиным, Львов Горшковым, Эдуардом Шаповаленко, воспитанниками местного футбола Владимиром Цинклером, Валерием Колбасюком, Виктором Боцаном. Где-то к тридцати годам почувствовал, что играть из-за частых травм становится все труднее, и решил уйти, как говорится, на покой. Но И. И. Конов пригласил меня в волгоградский «Трактор», и один сезон я там отыграл на месте центрального защитника. Вскоре после того, как закончил играть, заслуженный тренер Молдавской ССР Сергей Тимофеевич Корнилов предложил мне стать тренером в ДЮСШ «Молдова». Свыше пятнадцати лет работал там, не раз отвечал за подготовку сборных республики к различным юношеским соревнованиям. Были ли ребята, попавшие в большой футбол? Во-первых, не сочтите за нескромность, мой сын Валентин, во-вторых, довольно известный вратарь Николай Чеботарь, а также игравшие в разное время в «Нистру» Сергей Крецу, Степан Водэ, Юрий Гамарц, Юрий Аркан.

– Ваша оценка игры соперников в нынешнем сезоне?

– Конечно, турнирное положение говорит само за себя. К сожалению, и ЦСКА, и «Нистру» ныне среди аутсайдеров. Скажу, что такая позиция кишинёвской команды меня не очень-то удивляет. При всем моем расположении к футболистам «Нистру», многих из которых знаю очень давно, ни возраст, ни качество игры не позволяют им стабильно выступать против клубов высшей лиги. Если по игре «Жальгириса» в прошлом году можно было понять, что эта команда демонстрирует футбол, достойный высшей лиги, то «Нистру» попал в число сильнейших, прибавив лишь в организации игры и волевом настрое. Этих аргументов, как и следовало ожидать, оказалось недостаточно. Но сомневаться в том, что собраться и дать бой любому сопернику «Нистру» может.

У московских армейцев подбор игроков на зависть многим клубам высшей лиги. Считаю, что определение природы неудач знаменитого клуба – дело сложное, мне оно, пожалуй, не по силам. По-моему, некоторые футболисты команды забыли, что для того, чтобы выигрывать, нужно прежде всего добросовестно тренироваться и играть, а не оглядываться по сторонам, ища причины поражений в тренерах, партнерах и т. д. В прошлом году мне довелось работать с молодежной командой СДЮШОР ЦСКА, которая завоевала звание чемпиона столицы. Сейчас наиболее способные ребята (Р. Давлетбаев, Н. Катыкин, А. Афанасьев, В. Гречнев) играют за дубль, и уверен, что спят и видят себя в основном составе. Думаю, что их черед настанет в ближайшем будущем.

О ком или о чем статья...

Ковач Дезидерий Фёдорович