Войти

Представляем игрока. Назар Петросян

Пресс-служба ФК «Динамо» Москва, 11.07.1979

Чуть больше месяца назад, 5 июня, столичные армейцы на нашем стадионе принимали прошлогодних чемпионов страны и одного из лидеров сезона тбилисских динамовцев. Армейцы, до этого проигравшие четыре матча подряд, в тот день играли хорошо и добились победы со счетом 2:0. Одним из лучших игроков матча был форвард ЦСКА Назар Петросян. Именно он создавал одну за другой острые ситуации у ворот гостей, и дважды партнеры Петросяна добивались успеха после его ударных действий.

– Запомнилась вам, Назар, эта игра?

– Конечно. Победить чемпионов всегда приятно, тбилисцы к тому же и в этом году находятся в отличной форме. Но почивать на лаврах нам некогда. Через несколько дней проиграли им же в кубковом матче, затем уступили киевским динамовцам, так что дела пока обстоят не очень благополучно.

– Вы второй сезон играете за ЦСКА. Наверное, уже освоились в команде. Расскажите, пожалуйста, о том, что мешает армейцам постоянно демонстрировать интересную, красивую игру?

– Коллектив у нас очень дружный, все ребята искренне переживают друг за друга. В ЦСКА много индивидуально сильных футболистов. Достаточно назвать Астаповского, Аджема, Швецова, Тарханова, Чеснокова. Но в силу каких-то трудно объяснимых причин каждый из них может сыграть отдельный матч намного ниже своих возможностей. В равной степени это относится и ко мне. Видимо, есть пробелы в психологической подготовке. Основная же причина неудач ЦСКА, на мой взгляд, в том, что в команде нет полузащитника – организатора, умеющего дать точный пас, способного дирижировать игрой. Такого, скажем, как московский динамовец Максименков.

Беседа корреспондента общественного пресс-центра с Назаром Петросяном состоялась перед матчем ЦСКА с «Шахтером». В этом матче в линии полузащиты появился Юрий Аджем, футболист комбинационной склада, и сразу же игра армейцев засверкала новыми красками.

– В последних матчах в основном составе закрепился молодой полузащитник Михаил Дубинин. Многие специалисты скептически оценивают его возможности. Каково ваше мнение?

– У Миши много достоинств. Хорошо поставленный удар, неплохая техника, он умеет бороться за верховые мячи. Кстати, для своей комплекции он хорошо координирован. Короче говоря, футболист он перспективный. Дело в другом. Только сейчас Дубинин начинает понимать, что к футболу надо относиться серьезно. Сдвиги в этом плане у него есть, Миша много занимается с мячом индивидуально, упражняется со скакалкой, совершенствует удары по воротам. Так что будущее Дубинина зависит от его отношения к делу.

– В ЦСКА вы играете, что называется, «чистым» форвардом. А ведь в последние годы выступлений за «Арарат» вы были скорее атакующим полузащитником?

– Да, в «Арарате» я много лет играл оттянутым нападающим, а то и обычным полузащитником. Но там были Иштоян, Казарян, Маркаров. Кстати сказать, после ухода этих футболистов тогдашний тренер «Арарата» В.А. Маслов и капитан команды Андриасян настраивали меня на то, чтобы я стал лидером атак, всячески меня в этом поддерживали. В ЦСКА по замыслу тренеров играю на острие атак. Мы с Чесноковым часто меняемся флангами. Игра иногда получается, вот только побольше бы точных пасов получать от полузащитников.

– Вы не левша, а играете на левом краю!

– Когда я играл в группах подготовки «Арарата», а затем в дубле, то постоянно занимал место на правом краю атаки. В основном составе «Арарата» привык больше играть слева. Но и в «Арарате» и в ЦСКА часто меняю фланги, выхожу на свободные позиции. Добавлю, что защитники, играющие против левых нападающих, привыкли к тому, что те почти всегда левши, и, встречаясь с правшой, чувствуют себя менее уверенно.

– Как складываются ваши отношения с «опекунами»? Частенько достается!

– Нет, мне, может быть, пока везет, но откровенно грубо против меня еще никто не играл. Из защитников соперников, против которых мне приходится часто играть, я бы выделил Виктора Кондратова из «Шахтера». Он очень быстрый, резкий и одновременно корректный игрок.

– Игра каких форвардов вам нравится?

– Когда я начинал играть в футбол, мне очень нравилась игра Саркиса Овивяна, а в 1970 г., посмотрев по телевизору чемпионат в Мексике, был в восторге от бразильца Пауло Сезара и в особенности Юргена Грабовски из ФРГ. Думаю, что на сегодняшний день сильнейшим фланговым форвардом в нашем футболе является Владимир Гуцаев, хорошую игру временами показывают Валерий Газзаев и Юрий Чесноков.

– Вам довелось тренироваться под руководством многих известных наставников. Расскажите об этом поподробнее, пожалуйста.

– Мне действительно повезло. В «Арарате» я тренировался у Н.Я. Глебова, Н.П. Симоняна, А.С. Пономарева и В.А. Маслова, в юношеской сборной СССР – у Ю.Н. Лядина, а в ЦСКА – у В.М. Боброва, С.И. Шапошникова. Обо всех них могу сказать только добрые слова, но особенно выделю своих первых наставников Пономарева, Глебова и Лядина. В футбол ведь я попал случайно. Родился и рос в городе Мары (Туркменская ССР), а когда мне исполнилось 10 лет, в 1961 г. семья переехала в Ереван. В школе занимался почти во всех спортивных секциях, а в гандбол играл даже за юношескую сборную Армении. В футбол также играл много, но в спортшколу идти и не думал. Считал, что давно опоздал. 15 лет мне было, когда наша пионервожатая, сестра известного футболиста «Арарата» Рудика Егиазаряна, привела меня в группу подготовки лучшей команды республики. В 1969 г. тренер К. Поладян передал меня в дубль. Там, в команде мастеров, и произошла встреча с А.С. Пономаревым. Как я тогда играл? Стоял на краю в ожидании мяча, получал его, обводил защитников, сколько мог, стараясь создать голевую ситуацию партнерам (сам я забивать не любил и до сих пор получаю много больше удовольствия от голевой передачи, чем от забитого гола), а когда овладевал мячом соперник, я вновь стоял у кромки поля и ждал очередной передачи. Пономарев в «Арарате» и Лядин в юношеской сборной помогли мне стать настоящим футболистом. Они приучали меня к черновой работе, заставляли больше двигаться на поле. В 1970 г. при Пономареве я сыграл в основном составе 8 матчей, а на следующий год Глебов лишь дважды выпустил меня на поле. Он не ставил меня в основной состав, требовал, чтобы я учился играть в отборе, постоянно открывался без мяча, играл более комбинационно. Николай Яковлевич много занимался со мной индивидуально, объяснял ошибки, учил тактике. И я терпел, так как играть в высшей лиге очень хотелось. Только теперь понимаю, скольким обязан Глебову!

– Могли бы вы оценить свою игру со стороны?

– Отметил бы плохую игру головой, слабоватый отбор мяча. К достоинствам можно отнести хорошую стартовую скорость, нестандартную обводку.

– Назар, вы играли за юношескую, молодежную и первую сборные СССР. Несколько слов об этих матчах.

– В матчах за сборные страны фортуна меня не баловала. В 1969 г., когда играл в юношеской сборной, подобралась очень хорошая команда (Блохин, Шевченко, Байдачный, Мирзоян, Дамин), но в финал турнира УЕФА мы тогда не попали. В 1974 г. в молодежной сборной также играли неплохо, в Ереване у сборной ЧССР выиграли 6:0, а в полуфинале проиграли венграм. Поздней осенью 1976 г. в составе сборной клубов ездил в Южную Америку. Встречались мы со сборной Аргентины (в ней было 7 будущих чемпионов мира) и мне удалось забить красивый гол, обыграв 3 защитников и вратаря, но судья его не засчитал. Тогда же играли со сборной Бразилии и, несмотря на поражение 0:2, Гонтаря, Зико и меня назвали лучшими игроками встречи. Зимой 1977 г. тренировался со сборной в Италии и Югославии, но получил травму ноги, а пока лечился, состав сборной уже определился. Думаю, однако, что не все еще потеряно.

– Какие события за десять лет выступления в большом футболе вам особенно памятны?

– Игры за сборные страны, о которых я уже рассказал. И, конечно, сезон 1973 г., когда «Арарат», сделал «золотой» дубль. Это была замечательная команда, где один игрок дополнял другого. Никогда не забуду тот «Арарат», которому я обязан всем. Взрывные крайние форварды Иштоян и Казарян, тонкие техничные мастера Андреасян и Маркаров, без устали работающие на лидеров Заназанян, Погосян и Бондаренко. Блестящий ансамбль. Очень рад, что в нем мне тоже нашлось место!

Если вспоминать забитые голы, то отмечу гол в ворота английского «Вест Хэма» в Кубке кубков в 1975 г. Мы проиграли в Лондоне 1:3, но гол получился красивым. Мяч с фланга был направлен верхом к линии штрафной. Андреасян головой скинул его мне под удар, и я с лету послал мяч в верхний угол.

– Каковы ваши футбольные и жизненные планы?

– Поиграть хочу еще один-два сезона. Сразу оговорюсь, что клуб больше менять не собираюсь. В 1974 г. закончил Ереванский государственный институт физической культуры, а сейчас заочно учусь в Ереванском институте народного хозяйства на финансовом факультете, в следующем году предстоит защита диплома. Ни желания, ни способностей стать тренером в себе не чувствую, по-видимому, буду работать по специальности. Считаю, что стать хорошим тренером дано не каждому, для этого нужен очень твердый характер, характер лидера. Такой, как у Аркадия Андреасяна. Очень хотел бы, чтобы ЦСКА играл также сильно, как «Арарат» в 1973 г., тем более, что предпосылки у армейцев к этому есть. Вообще я люблю свою новую команду, у меня есть в ней и настоящие друзья – Юрий Чесноков и Василий Шевцов.

И еще об одном хотел бы сказать. Все мы переживаем неудачи сборной страны. В нашем футболе всегда были и есть немало сильных мастеров. Именно Мастеров футбола, которых любят болельщики, аплодируют трибуны советских и зарубежных стадионов. Но слишком уже легко многих известных футболистов приглашают, а затем отчисляют из сборной. Надо ли говорить о том, какой удар наносится по самолюбию игрока, его авторитету! Вспомним примеры с Аркадием Андреасяном, Шотой Хинчигашвили, Манучаром Мачаидзе, Эдуардом Маркаровым.