Пресс-служба ПФК ЦСКА, 15.08.1999
В дни больших побед или тяжких поражений память болельщика часто возвращается к прошлому, отыскивая параллели с днем нынешним, пытаясь через опыт истории осмыслить события, происходящие сегодня. Родная команда переживает нынче не самые благополучные времена. Несмотря на вполне приличное место в таблице, игра армейцев вызывает тревогу в сердцах ее поклонников. И прежде всего беспокоит нас безволие, инертность игроков, неумение в самый тяжелый момент собраться с духом, сыграть на пределе возможностей, почувствовать всю меру ответственности за судьбу команды. А ведь были в истории армейцев времена, когда едва ли не каждый из выходивших на поле в футболке со звездой готов был взять игру на себя, своими действиями переломить ход матча, тем самым определив судьбу золотых медалей или Кубка страны. Одним из таких, несомненно, был правый крайний ЦДКА Алексей Гринин.
Алексей Григорьевич Гринин родился 21 августа 1919 года. Значит, через неделю мы могли бы отметить его 80-летие. Но время неумолимо: из всей знаменитой пятерки нападения «команды лейтенантов» здравствует ныне один Валентин Николаев. Он и передал нам эти краткие заметки о своем товарище, капитане великой команды ЦДКА-ЦДСА, заслуженном мастере спорта, неоднократном чемпионе и обладателе Кубка СССР.
Алексей Гринин начал играть в футбол в 1934 году в заводской команде города Озеры Московской области. Затем, в 1936 году, выступал за молодежный состав столичного «Динамо», а осенью того же года был призван в Красную армию и стал играть в команде ЦДКА, вплоть до приснопамятного разгона пятикратного чемпиона СССР в 1952 году. Поиграв еще несколько месяцев за команду города Калинина, представлявшую Московский военный округ, он закончил активные выступления.
На первенство и Кубок СССР за армейский клуб Алексей Гринин провел 245 матчей и забил 109 мячей в ворота соперников. Он был самым быстрым игроком в нашей команде, владел хорошо поставленным ударом с обеих ног. Это был волевой, с хорошо развитыми физическими и функциональными данными футболист. В игре Алексей выполнял очень большой объем работы, играл смело, самоотверженно, жестко, иногда – «с грубинкой». Он был постоянным пенальтистом команды, и я не припомню случая, чтобы Гринин не реализовал одиннадцатиметровый. В 1948 и 1950 годах он включался под №2, а в 1951 – под №1 в списки лучших футболистов страны по разряду крайних нападающих.
Среди всех футболистов нашего поколения Гринин был самым титулованным. Он пятикратный чемпион СССР (1946, 1947, 1945, 1950, 1951), двукратный серебряный (1945 и 1949), бронзовый (1939) призер первенства страны и трехкратный обладатель Кубка СССР (1945, 1948, 1951). Встречи с зарубежными соперниками в те годы были редкостью. Мало играла за рубежом и наша команда. А Гринина то и дело приглашали «помочь» и «Спартак», и «Динамо». Уважали его талант.
Алексей был человеком с твердым характером, честным и справедливым. Такие качества высоко ценили везде и во все времена; армейская команда – не исключение. С 1947 по 1952 годы Алексей Гринин был нашим капитаном, приняв капитанскую повязку от самого Григория Федотова. О преданности его своему клубу свидетельствует такой факт. В 1948 году нашего правого края пригласил к себе на беседу известный генерал В.И. Сталин и предложил перейти в свою футбольную команду ВВС. Соблазн был большим: досрочное присвоение очередного воинского звания, престижная квартира и т. д. Алексей от этого предложения отказался. А подумайте, что это за времена были, и что это был за собеседник у нашего капитана.
И еще одной удивительной способностью отличался Алексей. Умел он забивать самые главные, самые важные мячи. Именно он отличился в 1947 в Сталинграде, послав пятый мяч в ворота местного «Трактора», и гол этот принес нам золотые медали чемпионов. А его решающий второй гол в ворота команды города Калинина в переигровке финала Кубка СССР 1951 года сделал нас трехкратными лауреатами хрустального приза.
Как капитан Гринин был жестким и прямолинейным, мог высказать прямо в глаза все, что думает о тебе. Но обид не было. Правота капитана всегда была очевидна. И мы искренне любили Алексея. Помню, как осенью 1948 года, после победы в финале Кубка над московским «Спартаком» со счетом 3:0, мы всей командой привезли завоеванный трофей в госпитальную палату, где с переломом ноги лежал наш боевой товарищ. Тут же наполнили Кубок шампанским и выпили за скорейшее его выздоровление.
Вся моя спортивная биография неразрывно связана с судьбой Алексея Гринина. Я всего лишь на год позже него пришел в армейскую команду. Вместе мы играли и до войны, и после. Вместе пережили несправедливую расправу 52-го. Вместе выходили на поле в конце карьеры, играя за команду города Калинина.
Закончив играть, Алексей Гринин занялся тренерской работой. В 1954-57 годах тренировал армейские команды Львова и Новосибирска. В 1967 работал с алма-атинским «Кайратом», потом три года – со столичными «Крыльями Советов». Но главным делом его тренерский жизни стала работа с детьми – юными футболистами ЦСКА. Здесь, в футбольной школе армейского клуба он трудился с небольшим перерывом тридцать лет: с 1958 и почти до конца дней. Некоторые из его воспитанников были впоследствии приглашены в команду мастеров ЦСКА.
Памятники героям спорта ставят нечасто. Разве что на кладбище… Память об Алексее Гринине живет здесь, в ЦСКА, где прошла его жизнь. Каждую зиму, уже более десяти лет в дни школьных каникул в столичном армейском манеже проходит турнир молодых футболистов на приз имени Алексея Гринина, в котором участвуют по 10-12 команд из розных городов России и ближнего зарубежья.
Азартно, зло сражаются мальчишки. А с портрета на стене манежа смотрит на них большой мастер, истинный цеэсковец Алексей Гринин.
О ком или о чем статья...
Гринин Алексей Григорьевич