Войти

Карьера Димы Карсакова

Пресс-служба ПФК ЦСКА, 14.10.1995

Именно его гол в ворота Антонио Субисарреты на 61 минуте незабываемого матча на стадионе «Ноу Камп» принес армейцам победу над одной из ярчайших команд мира и путевку в Лигу чемпионов 92/93.

Пожалуй, именно после победы над «Барсой» и началась для ЦСКА полоса невезения, да и у Дмитрия Карсакова сезоны 1993 и 1994 годов удачными не назовешь…

И вот в начале октября нынешнего года сидим мы с Дмитрием на скамейке после тренировки армейцев в Архангельском. Небо без облачка, осенний воздух неподвижен и чист, а листва, как ей и положено, сверкает всеми оттенками – от летне-зеленого до осенне-золотого.

– Дима, какой из двух сезонов ты назовешь лучшим в своей футбольной биографии: тот, трехлетней давности, когда вы играли с «Барселоной», или нынешний?

– И тот чем-то был хорош, и этот… Но выделю все-таки теперешний. То, что было, это – в прошлом.

– А что же происходило между этими двумя удачными годами?

– Какая-то нестабильность, чехарда. Все, кажется, началось после неудачи в Лиге чемпионов. Появилась какая-то неуравновешенность и в игре, и в настроении. Спад чувствовал не только я один, многие ребята переживали то же самое. В середине сезона, вы помните, начали выживать из команды Геннадия Ивановича Костылева, с которым у многих из нас давно, еще с юношеской сборной сложились хорошие отношения. И вот он ушел. Новый тренер – новые взгляды на игру, на игроков. Не знаю, прав я или нет, но, когда по окончании сезона получил приглашение от Бескова перейти в «Динамо», долго не думал. Да и вряд ли кто в моем положении отказался бы. Я знал, что мне в этой команде уже не быть. Но и в «Динамо» сыграть не пришлось. Всего-то пару раз потренировался в команде и заболел гепатитом. Контракт с ЦСКА у меня кончился, в «Динамо» я еще ничего не успел подписать и когда выздоровел – а прошло полгода, – я оказался «свободным от работы». И тут мне позвонили из «Торпедо». Если кто-то не знает, я родом «торпедовский». Мой первый тренер в автозаводской школе – Анатолий Григорьевич Дегтерев. И моих товарищей в «Торпедо» было немало: Шустиков, Ульянов, Чельцов. Из «Динамо» меня не выгоняли, но я подумал, что среди близких с детства людей вернуться в игру мне будет легче. Миронов, главный тренер автозаводцев так и сказал: «Мы тебе дадим возможность восстановиться, торопить не будем и вообще рассчитываем на твою помощь». На восстановление ушло два месяца, после чего сыграл семь матчей, забил 1 мяч, и… снова пошла чехарда: Миронова сменяет Иванов, я получаю очередную травму, наступает опять спад в форме, и до конца сезона я ни разу на поле не вышел. Нет, Иванов тоже меня не выгонял. Наоборот, предлагал заключить контракт. И, может быть, я бы так и поступил, но, уж не знаю, к лучшему или нет, после прихода в ЦСКА нового руководства, дела в команде круто изменились в лучшую сторону. Я, естественно, был в курсе того, что происходило здесь. И когда меня позвали, я, конечно, не раздумывал. И не жалею, что вернулся. Мне нравится, как играет команда, нравится играть и тренироваться здесь, с этими людьми.

– Дима, ты ведь коренной москвич.

– Да.

– Сейчас бытует мнение, что спортивные, в частности футбольные, таланты рождаются только на периферии, а у мальчишек из так называемых культурных центров и без футбола соблазнов хватает. Но вот ты пошел в футбол. Как это произошло?

– Во дворе гонял в футбол, зимой – в хоккей. Сначала хотел хоккеем заниматься, потом – футболом. Вообще был в смысле занятий спортом разносторонним. Гонял, гонял, а взрослые во дворе стали говорить, дескать, давай отведем тебя в какую-нибудь секцию. Наверное, заметили что-то. А мне тогда и не хотелось никуда записываться. Просто нравилось во дворе возиться с мячом или шайбой. Из-за этой любви к дворовому спорту я довольно поздно попал в организованный футбол. Отец отвел меня в школу «Торпедо», когда мне уже было лет одиннадцать. Взяли сразу. Мама сначала была категорически против, боялась, как бы не пострадала учеба в школе, а потом… Иногда уже в семь начиналась тренировка, и приходилось подниматься в шесть утра. Для, в общем-то, пацана это не легко. И тут без маминой строгости я, честно сказать, не справился бы. Она заставляла меня вставать, говоря, что, если уж выбрал такое нелегкое дело, отступать нельзя. Я ей очень благодарен за это.

– Во времена моего детства, а оно пришлось на послевоенные годы, если мальчишка или девчонка не занимались в каких-нибудь секциях или кружках, а проводили досуг во дворе, на улице, в подворотне, часто это кончалось плохо. Да и теперешние времена во многом похожи на конец 40-х или начало 50-х годов.

– Я полностью согласен. Ребятам необходимо заниматься чем-то конкретным. И пусть родители не бояться, что спорт помешает учебе. По себе знаю: хоть и тяжело учиться в спецклассе, мы успевали все. Дисциплина, четкий режим дня для расслабления места не оставляют. А чуть плохая отметка – и сразу следуют не только учительские строгости и домашние внушения, но и – что, может быть, не менее действенно, – накачка от тренера или даже отстранение от тренировки.

– Из всего, рассказанного тобой, болельщик теперь, я думаю, имеет достаточно емкое представление о Дмитрии Карсакове-футболисте. Теперь немного расскажи о том, что в твоей жизни происходит кроме тренировок, игр, перелетов.

– Тут снова хочу сказать большое спасибо маме. Она очень любит читать и это увлечение передала мне.

– А есть книги, которые ты любишь особенно, которые готов прочитать не один раз?

– Конечно. Одна из таких книг – «Мастер и Маргарита» Булгакова. Эту книгу готов читать всегда и с любого места.

– А автомобиль у тебя какой?

– У меня нет машины. Пока. Я не фанат этого дела. Машина это – средство передвижения, а не роскошь. Пока обхожусь без нее.

– Ты женат?

– Да, уже целый месяц!

– Значит, еще не поздно поздравить тебя с таким серьезным шагом в жизни. Поздравляю!

– Спасибо.

– Все-таки вернемся к теме футбола. Так случилось, что ты стал на сегодня лучшим бомбардиром в команде. У вашей команды тяжелые игры на финише. А у тебя опять травма. Как чувствуешь себя сейчас?

– Нога почти не болит. Думаю, что к матчу со «Спартаком» буду в полном порядке.

– Как ты думаешь, по силам армейцам взять максимум очков в последних играх?

– Я думаю, по силам.

– Ну и, пожалуй, последний вопрос, который по теперешним временам задают каждому спортсмену. Если бы сейчас предложили поехать за рубеж поиграть, согласился бы?

– Я бы еще годик здесь поиграл. Ну, если какое-то уж очень серьезное предложение будет, или в состав попадать перестану, тогда…

– Мячи забивать ты любишь и умеешь. Сколько сможешь забить еще в этом сезоне?

– Не знаю. Ведь аппетит приходит во время игры.

– Что ж, Дмитрий, как говориться, приятого аппетита!

– Спасибо, буду стараться. У нас хорошие фанаты. Не хочется их огорчать.

О ком или о чем статья...

Карсаков Дмитрий Борисович