Войти

Один из тринадцати

Пресс-служба ПФК ЦСКА, 24.06.1989

Три десятка матчей за основной состав команды – много это или мало? Сейчас, в конце 80-х годов, такое количество игр футболист проводит за один сезон, а как об этом думает футболист 50-х?

Такой вопрос мы задали Дезидерию Федоровичу Ковачу.

– Я понимаю намек. Можно ли считать меня своим в армейском клубе? Я думаю, можно. И этому подтверждение – три сезона в основном составе ЦСКА и семь лет работы и СДЮШОР. Что касается малого количества игр, проведенных за армейский клуб, то, если вспомнить, что в те годы в чемпионате СССР участвовало не 18 и не 16 команд, как сейчас, а всего 12, все встает на свои места. Максимальное количество игр получается 22. А болезни, травмы? Да и замены тогда проводились не в таких количествах, как теперь. В играх чемпионата – по одной, а на Кубок играли вообще без замен.

– А в армейскую команду Москвы вас пригласил легендарный Григорий Иванович Федотов?

– Да, вместе с В. Турянчиком и В. Щербаковым, с которыми я играл в львовском СКА.

Начинал я играть в 16 лет в ужгородском «Спартаке», где в то время были такие хорошие игроки, как Михалина, Грабчак, Эгервари – кумиры закарпатских ребят. После призыва в армию попал во Львов, где тренером работал А.П. Гринин, партнер Г.И. Федотова по знаменитой пятерке нападения послевоенного ЦДКА.

Приехали мы втроем в Москву, где с нами беседовал Борис Андреевич Аркадьев. Турянчику оставалось служить совсем мало, и он не принял приглашения. А я и Виталий Щербаков остались. Команда у нас была хорошая. Своей игрой выделялись Борис Разинский, Эдуард Дубинский, Дмитрий Багрич, Николай Линяев, Алексей Мамыкин, Владимир Агапов, Герман Апухтин.

– Чем вам запомнился дебют в ЦСК МО?

– Дебютировал я в основном составе 20 июля 1958 года в матче против московского «Торпедо», выйдя на замену почти в самом начале матча вместо травмированного Линяева. Сыграл я довольно уверенно, тренеры оценили мою игру «четверкой». В том матче, проигрывая первый тайм 1:3, мы сумели переломить ход поединка и сравняли счет. В тот день «отличились» Э. Дубинский и Н. Сенюков, забившие по мячу в свои ворота.

Любопытно, что свой первый мяч в высшей лиге я забил в ворота автозаводцев в матче второго круга. Второй мяч забил мой нынешний коллега по СДЮШОР Юрий Беляев, и мы победили – 2:1.

– А потом вы ушли из ЦСКА…

– Да, тут сказалась горячность молодости: не хотелось служить в армии. Меня приглашал в киевское «Динамо» В.Д. Соловьев, но я уже дал согласие Н.П. Морозову играть в «Локомотиве» и свое слово нарушить не мог. Но в тот год мне не повезло: получил травму – порвал мышцу бедра. Старался побыстрее войти в строй, нога не успевала заживать и, как следствие, новые травмы.

После этого я уже не надеялся продолжать играть и уехал домой. Лечился и хотел начать тренерскую работу. Но тогдашний тренер ужгородского «Спартака» М.М. Михалина уговорил меня поехать с командой в Чехословакию, где в матче с сильным клубом «Татран» (Прешов) и состоялось мое возвращение. Команда была сильная: три игрока входили и олимпийскую сборную, два – в первую. Тем не менее мы выиграли – 3:1, и два мяча забил я, а еще одни – с моей подачи.

После этого тренер «Молдовы» В. Соколов прислал за мной своего администратора, и я стал играть в Кишиневе. «Молдова» была неплохая команда. Играл вместе с Б. Татушиным, А. Горшковым, В. Корольковым, Э. Шаповаленко, В. Цинклером. Ю. Коротковым.

Но травмы давали о себе знать, и я снова стал подумывать о переходе на тренерскую работу.

– Работа с детьми требует особого призвания…

– Да, это правильно. И я люблю с ними заниматься. Такая благоприятная атмосфера была в кишиневской ДЮСШ, куда меня пригласил работать заслуженный тренер Молдавской ССР С.Т. Корнилов.

Дважды признавался лучшим тренером республики. Среди своих воспитанников хотел бы отметить таких ребят, как Ю. Гамарц, С. Водэ, С. Крецу, Н. Чеботарь, С. Деркач (ныне играющий в московском «Динамо») и мой сын Валентин Ковач, которого в 1982 году пригласили в ЦСКА.

– Это и послужило причиной переезда в Москву?

– И это тоже. Дело в том, что семья моя образовалась в Москве. Моя жена коренная москвичка, и Валентин родился в Москве. Нелегко, конечно, было срываться с места, где уже прижился и врос корнями. После приезда стал сразу работать в СДЮШОР ЦСКА, нашел своих старых знакомых по армейской команде и по другим московским клубам.

К сожалению. Валентин вынужден был уйти из ЦСКА, хотя я лично хотел бы видеть его в форме армейского клуба.

Сейчас работаю с ребятами 1973-1974 годов рождения. Среди них есть группа очень способных ребят, таких, как М. Монин, А. Никишов, А. Уаман. При соответствующем отношении к себе они должны вырасти в хороших футболистов.

О ком или о чем статья...

Ковач Дезидерий Фёдорович