Войти

Дебютант в списке 33-х лучших

Пресс-служба ФК «Динамо» Москва, 14.06.1975

Чуть больше года прошло со времени дебюта в составе армейской команды Никиты Высоких. Все произошло, как это часто бывает в футболе, совершенно неожиданно. Команда ЦСКА 14 мая 1974 г. встречалась во Львове с местными «Карпатами». Во время одной из атак хозяев поля, вскоре после начала матча, получил травму левый защитник армейцев Истомин. Так напучилось, что в запасе у ЦСКА из защитников оказался лишь один Высоких. Обстоятельство усугублялось еще тем, что накануне Никита сыграл оба тайма за дублирующий состав, так что нагрузка на молодого игрока выпадала большая. Однако выбора у тренеров не было, и Высоких занял свое привычное место левого защитника. Свой матч он провел спокойно, уверенно: стороннему наблюдателю могло показаться, что в высшей лиге он давно. С тех пор тренеры все чаще и чаще стали выпускать молодого игрока на поле. С каждым выступлением в его игре стали появляться новые черточки, раскрывавшие индивидуальность футболиста, его непохожесть на других. Смелая, расчетливая, уверенная игра в сочетании с хорошими природными данными получила всеобщее признание, и по итогам 1974 г. Высоких был включен в число 33-х лучших футболистов Советского Союза. Кстати, Никита оказался единственным представителем ЦСКА в этом списке.

Спортивная биография Высоких началась в 1954 г. в Москве, когда он вместе со своими сверстниками пришел в детскую спортивную школу ЦСКА. Первый его тренер Иван Павлович Пономарев сразу же подметил в высоком, худощавом мальчике хорошую прыгучесть, координированность, высокую скорость и… желание играть в защите. С тех пор за какие бы команды своего клуба Высоких не выступал – будь то команды старших мальчиков или юношей – место левого защитника неизменно было «забронировано» за ним.

В 1972 г. молодого защитника взяли на заметку тренеры команды мастеров, и вскоре он стал выступать в дублирующем составе.

Первый вопрос, который корреспондент общественного пресс-центра задал Никите Высоких, был традиционным для игрока команды-неудачницы.

– Какие выводы по итогам прошлогоднего выступления были сделаны в вашей команде?

– Я думаю, зрители помнят нашу игру в прошлом сезоне, который оказался одним из самых неудачных в истории клуба. Лишь по лучшей разности забитых и пропущенных мячей армейцы заняли место выше алма-атинского «Кайрата», вынужденного покинуть высшую лигу. Слабая игра нападающих (по результативности команда заняла последнее место), неудачные действия полузащитников и защитников оставили от игры ЦСКА неприятные воспоминания. В поисках лучшего варианта тренеры вынуждены были часто изменять состав, что в конечном итоге также существенно отразилось на качестве игры.

После окончания чемпионата в команде состоялся большой разговор о причинах неудач, не буду сейчас подробно останавливаться на деталях – скажу только одно: разговор был серьезный, и все игроки прониклись чувством особой ответственности за судьбу клуба. Никто не сваливал вину на товарищей, а наоборот, старался взять ее на себя. Решение было единодушным: приложить все усилия к тому, чтобы удачно выступить в следующем сезоне.

Уже в начале января мы приступили к регулярным тренировкам. Новый старший тренер Анатолий Владимирович Тарасов сразу же направил весь тренировочный процесс на то, чтобы заложить в команде прочный фундамент атлетической подготовки. Сначала повышенные нагрузки переносились с трудом, а затем все привыкли.

В середине января для проведения нескольких товарищеских встреч мы выезжали в Ирак, где тренерам предстояло определить основной состав команды и наладить взаимосвязи в отдельных звеньях.

Но, к сожалению, по ряду причин проблема основного состава до конца решена не была. Это подтвердили и первые матчи чемпионата: за два месяца выступлений на поле выходили 19 игроков. Практически не менялась за это время только линия обороны, а вот остальные звенья команды так до сих пор и не определены. По-прежнему беззубо выглядели нападающие, забившие в первых 6 играх лишь 3 гола. Так что удовлетворения от игры ЦСКА в начале чемпионата не получили ни тренеры, ни игроки, ни зрители.

– Значит и вы тоже недовольны своей игрой?

– Конечно, нет. Если команда выступает неровно, то не может быть удовлетворения от собственной игры. Даже в начале сезона, когда в тех же 6 матчах было пропущено 2 мяча, в игре нашей защиты не было полной согласованности. Я, например, часто ошибался тактически: иногда уходил вперед, тогда, когда мою зону вовремя не подстраховывал другой игрок, не всегда разумно распоряжался мячом в сложных ситуациях. К тому же некоторое время в середине мая мне пришлось тренироваться не в полную силу, так как в матче с ростовчанами я сломал палец на ноге.

– Есть ли в команде игроки, с которыми по ходу игры вы взаимодействуете наиболее часто?

– Стараюсь взаимодействовать со всеми, но больше всего люблю играть с Федотовым. Очевидно потому, что он отлично понимает, что я буду делать в следующий момент, мгновенно может оцепить обстановку на поле и дать выверенный до сантиметра пас.

– А против кого из игроков команд-соперников вам играть труднее всего?

– Против Гуцаева и Хадзипанагиса. Оба игрока быстры, обладают большим набором обманных движений, любят сыграть нешаблонно, с выдумкой.

– Какие вы можете назвать наиболее памятные для вас матчи?

– Из тех, в которых я принимал участие, прошлогодний матч второго круга с московским «Торпедо», закончившийся со счетом 1:0 в нашу пользу. В той игре у меня все получалось, игралось легко, с настроением, хотя соперник был силен.

Очень запомнились ташкентские матчи 1970 г. «Динамо» – ЦСКА. Неукротимая воля к победе, желание выиграть, подкрепленное, естественно, мастерством, отличали в тех матчах армейцев. Правда, динамовцы в некоторой степени сами оказались виновниками своего поражения: они очевидно забыли азбучную истину, что футбольный матч продолжается 90 минут.

Большое впечатление оставила игра киевского «Динамо» в финале Кубка обладателей кубков. Современный футбол в исполнении динамовцев, я думаю, доставил истинное наслаждение всем любителям этой игры.

– Кого из игроков своего амплуа вы могли бы отметить в нашем футболе?

– Киевских динамовцев Трошкина и Матвиенко. Строгая игра в обороне чередуется у них с внезапными подключениями в атаку. Правда, в этом случае грамотно должны играть их партнеры, ведь если выходы защитников вперед будут вестись неорганизованно, толку от таких атакующих действий мало. Скорее наоборот – больше вреда. У киевлян эти подключения происходят без какого-либо ущерба для команды, действия их полностью подчинены строгому выполнению тренерских замыслов.

И Трошкин, и Матвиенко обладают достаточно высокой техникой. Они сильны в отборе мяча и чувствуют себя уверенно в атаке.

– И последний вопрос: ваше мнение об игре московского «Торпедо»?

– Сильный коллектив с хорошим подбором молодых игроков. Мне нравится, что торпедовцы, в какой бы они форме ни находились, всегда стараются играть в техничный, комбинационный футбол. Сейчас, правда, «Торпедо» переживает смену поколений, а процесс этот, как известно, труден для любой команды. И все же автозаводцы относятся к числу команд, с которыми играть всегда интересно, и победа может прийти, если игре отданы все силы.

О ком или о чем статья...

Высоких Никита Александрович