Войти

Геннадий Штромбергер: «Футболист обязан быть бойцом!»

Пресс-служба ФК «Динамо» Москва, 31.07.1982

Если игрок может взять игру на себя, найти кратчайший путь к воротам соперника, не боясь столкновений и жестких единоборств, если он умеет без подготовки неожиданно и мощно пробить по цели, опередить защитников в борьбе за верховой мяч – игра такого футболиста сразу привлекает внимание зрителей. Возможно, кое-кто считает таких игроков прямолинейными, негибкими, нетонкими, однако чемпионат мира в Испании еще раз показал, насколько эффектней действия этих футболистов – лучшие бомбардиры чемпионата играли именно в такой манере.

Форвардов, смело таранящих любую оборону, сейчас и нашем футболе немного, и, пожалуй, в первую очередь к ним можно причислить Геннадия Штромбергера. Долго ходил Геннадий в «подающих надежды», но в минувшем сезоне, наконец, заявил о себе в полный голос, не случайно тренеры ЦСКА пригласили его в прославленный армейский клуб и доверили место в основном составе…

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию рассказ Геннадия Штромбергера об игре ЦСКА, взаимоотношениях в новом коллективе, о пути Геннадия в футболе. Этот рассказ записал корреспондент общественного пресс-центра Вадим Шувалов несколько дней назад на базе ЦСКА в Архангельском.

Итак, слово нападающему армейцев:

«Родился я в Павлодаре, там и начал играть в футбол. Сначала был в командах клуба «Кожаный мяч», а потом тренер Виктор Петрович Ярышев принял меня в детскую спортивную школу, прямо из которой в 1973 г. я попал в павлодарский «Трактор». Поиграл там полгода, и меня пригласили в дубль алма-атинского «Кайрата». Но тогда я еще не верил в свои силы, искал, где полегче, и, как теперь думаю, напрасно. В 1975 г. я оказался в семипалатинском «Спартаке», а через четыре года Игорь Семенович Волчок снова пригласил меня в «Кайрат». На этот раз дело пошло неплохо – начал забивать голы. А в начале нынешнего сезона мне предложили попробовать свои силы в ЦСКА.

В новой команде к игрокам более высокие требования, которые определяются задачами, стоящими перед клубом.

В «Кайрате» я играл только впереди, выполнения оборонительных функций от меня никто не требовал. Это не входило в тактический план команды, которая играла от обороны, а меня использовала в контратаках, я был обязан забивать. Теперь же тренеры требуют от нас атакующей игры. А если атака захлебывается, что должен делать центральный нападающий? Ждать, когда защитники и полузащитники отберут мяч и доставят ему? Нет. Я думаю, что надо сразу же включаться в борьбу за потерянный мяч, и вновь организовывать атаку.

Начиная с детских команд и кончая прошлым годом и «Кайрате», я все время играл только центральным нападающим. Сейчас, в ЦСКА, мои задачи расширяются. Я должен не только атаковать, но и участвовать в обороне, то есть вступать в борьбу за мяч еще на половине поля соперника, если необходимо – быстро оттягиваться назад, одним словом, играть более разнообразно. Расширение функций мне по душе, что же касается умения забивать голы, то оно, по-моему, при мне и никуда не денется!

В этом году состав армейцев пополнился рядом индивидуально сильных игроков. Но из «звезд» «созвездия» сразу не получаются – для этого нужно время и кропотливая работа. Пока нам не хватает стабильности, устойчивости, а причина в том, что игроки еще недостаточно тонко чувствуют друг друга, не сыгранны, взаимопонимание только налаживается – игра, так сказать, в процессе становления.

Мне кажется, у меня более или менее наладилось взаимопонимание на поле с Чесноковым и Глушаковым. С Юрием мы и на сборах вместе живем, у нас есть общие интересы и вне футбола, да и характеры, по-моему, схожи. Так что в новом коллективе я не чувствую себя чужаком, чему в немалой степени способствует доброжелательная обстановка в команде, которую создают и игроки, и тренеры. Помогают прогулки по подмосковному лесу – на нашей базе в Архангельском прекрасные места!..

Но дружеская атмосфера в коллективе никак не противоречит той здоровой конкуренции, которую мы ведем за место в основном составе. Поэтому я знаю, что если тренеры доверяют сегодня это место мне, значит к данному матчу я готов лучше. А мое дело в этом случае – приложить все свое старание и умение, чтобы доверие оправдать.

Тренеры ориентируют нас на более широкую, маневренную игру. Они требуют разнообразия атакующих действий – то проход по флангу с последующим прострелом или навесом, то длинный перевод мяча с фланга на фланг то «стенку», то дальний удар… Кстати, я забил в ЦСКА всего два гола и один из них как раз после фланговой передачи Колядко головой. Но пока таких острых пасов с флангов, к сожалению, раз, два и обчелся. А ведь у нас в команде есть игроки, которые могут успешно бороться за верховые мячи, сыграть на опережение.

В ЦСКА более высокие требования и к индивидуальным занятиям футболистов, которые должны совершенствовать на этих занятиях свои любимые приемы. В частности, я отрабатываю удары по воротам из различных положений. Но если какие-то недостатки в технике или тактике еще можно исправить, то недостаток бойцовских качеств ничем не восполнить. Футболист обязан быть бойцом! Перед глазами свежий пример чемпионата мира в Испании. Какой волевой, сплоченной командой предстала сборная Италии! А Росси действовал при завершении атак на грани риска, не боясь ни травм столкновений. Вот настоящий боец!

На мой взгляд, футболистов ЦСКА упрекнуть в недостатке не волевых качеств сейчас нельзя. Все ребята очень стараются выправить незавидное положение, в котором оказалась команда, очень много и упорно тренируются, с полной отдачей выступают в играх чемпионата, душой болеют за состояние дел в коллективе. Мне кажется, что при таком настроении удача не заставит себя ждать очень долго. Результаты команд очень плотные – пятое место от шестнадцатого отделяет только четыре очка. Две победы – и все может измениться. Для того, чтобы идти вверх – нужно побеждать.

Шувалов Вадим

О ком или о чем статья...

Штромбергер Геннадий Юрьевич