«Спорт-Экспресс», 18.11.2003
Кто-кто, а тренер вратарей ЦСКА сезон-2003 может оценить исключительно положительно. Кто из коллег сработал настолько блестяще? Достижения 17-летнего вундеркинда Игоря Акинфеева, занявшего место в воротах клуба-чемпиона и привлекающегося в национальную сборную, – успех не только самого юноши, но и тренера Вячеслава Чанова.
– Как полагаете, можно доверить столь молодому человеку место в воротах в матче такого уровня и такого накала, какой ожидается в среду в Кардиффе?
– Учитывая его психологическую устойчивость – вполне.
– У него настолько устойчивая психика – в 17-то лет?
– Очень устойчивая. А по-другому и не скажешь. Мне самому казалось: вроде бы в таком возрасте полного порядка с этим быть не может. Но Акинфеев с первого же матча за ЦСКА все сомнения ликвидировал. Никакого волнения, на каждую игру выходит собранный. Впрочем, точнее так: волнение-то у него есть, но – хорошее волнение. Вообще, он не по возрасту взрослый.
– У каждого вратаря – свой фирменный знак. Кто-то, как Дасаев, хорош на выходах, кто-то, как Черчесов, в игре на линии. А Акинфеев?
– У Акинфеева сильное место как раз уверенность. Которая передается партнерам. Он хороший подсказчик – с ним защитники уютно себя чувствуют, спокойно. И сам голову не теряет, когда «пожар» в штрафной. Когда мяч до него доходит, никаких нервов. Да и защитники оглядываются – видят, что все в порядке. Спокойствие – оно в самом деле передается. Принимает мяч Акинфеев уверенно, с выбором позиции ошибается редко. Ничего сверхъестественного, но все очень четко.
– Защитникам с 17-летним мальчишкой за спиной нормально играется? Вы не шутите?
– Привыкли к Игорю быстро. Во-первых, грамотно подсказывает. Выручает. А что еще надо, чтобы поверить в парня? Да и нет такого на поле – 17 тебе лет или 27. Когда об этом говорят, я вспоминаю себя – примерно в этом же возрасте дебютировал. И люди, которым было за тридцать, сами просили: «Славик, только не молчи! Подскажешь – нам легче играть!» А дебютировал я, кажется, в игре с одесским «Черноморцем». Мой «Шахтер» 2:0 выиграл – я подсказывал, и защитники не ошибались. Акинфеев в этом плане тоже молодец.
– Как профессионал, можете сказать: какие у Акинфеева минусы?
– Вот именно как профессионал говорить об этом я не должен. У какого вратаря нет минусов?
– За год во взрослом футболе Акинфеев сильно изменился?
– Сильно – не скажешь, но в чем-то вырос. Поиграл за молодежку, вызвали в первую сборную. В клубе тренер доверял – ставил в стартовый состав. Большой толчок. Заставляет расти и тренироваться с удовольствием. Теперь к Игорю пришла настоящая вратарская уверенность. Он больше ни в чем не сомневается. Одно дело – смотреть со скамейки: «И я бы тоже так смог». А вот Акинфеев действительно вышел и в самом деле что-то показал.
– Константин Бесков четверть века назад просил своих игроков не слишком сильно бить молоденькому Дасаеву, чтоб кисти тому не вывихнуть. Вы с подобными просьбами к армейцам обращаетесь?
– Ни о чем таком не просил, когда в ЦСКА пришел Акинфеев. Наоборот – никакой пощады, никакого снисхождения. Щадить – неправильно! Я учился в седьмом классе, меня отец тренировал. Он тогда работал с донецким «Локомотивом», приводил меня, 14-летнего, к здоровенным мужикам – и те лупили по воротам. Со всей силы. Быстрее привыкаешь. Мне от отца доставалось, а брату моему, Виктору, уже от меня. Преемственность поколений.
– А как Акинфеев вообще появился в ЦСКА?
– Да он с малолетства в этой команде: с семи лет в нашей детской школе. И с этих самых семи лет ездит на тренировки из-за кольцевой дороги. Каждый день. Сразу, говорит, решил стать вратарем – и непременно в ЦСКА. Нигде кроме. Вот видите – мальчишеские мечты иногда сбываются. И это здорово.
– До сих пор на электричке ездит тренироваться?
– Нет, сейчас уже не на электричке. Родители подвозят.
– Большого труда стоило вам убедить Валерия Газзаева, что можно доверить ворота такой команды школьнику?
– Сомнения были и у него, и у меня! Но не скажу, что уж очень пришлось уговаривать. Слишком очевидные были плюсы – и мы пришли к верному решению. Сейчас уже никто в Акинфееве не сомневается. Нельзя про такое говорить «повезло», но в тот момент микротравму получил Мандрыкин. И сама жизнь заставила поставить Акинфеева. Конечно, риск был, но была и уверенность. Справится – мальчик психологически устойчивый.
– Вы согласны с теми, кто говорит про него: звезда растет?
– Мне бы не хотелось так говорить, но парнишка исключительно одаренный. Впереди много работы. Часто бывало, что объявляли вратаря звездой, резво человек начинает – и так же резво заканчивает. Вратарь – профессия непредсказуемая.
– Вы, наверное, сейчас особенно внимательно к Акинфееву присматриваетесь. Не появилось у него звездных замашек?
– Смотрю внимательно – и ничего не вижу. Точно вам говорю: никаких звездных замашек! Он же из хорошей семьи: отец ему ничего такого не позволит. Да Игорь и сам все понимает. Даже боится этого. Нормальный молодой человек. Без зазнайства.
– Вам спасибо сказал после сезона?
– А вы как думаете? Конечно, сказал. В ЦСКА система отбора футболистов строится не только на игровых качествах, но и на человеческих. Даже в первую очередь на человеческих! Давно повелось, что наши вратари друг друга поддерживают. Отношения искренние и душевные. Слова благодарности говорят не только тренерам, но и друг другу – обязательно. Наш маленький вратарский мир – нечто особенное, Игорь Акинфеев это знает прекрасно.
О ком или о чем статья...
Акинфеев Игорь Владимирович