«Спорт-Экспресс», 09.07.1993
В «Стайках» шел дождь. Долгий, мелкий, совсем неиюньский. Я почти не замечал его. Стоя возле кромки футбольного поля, я следил за Алейниковым. Четыре года спустя он вновь тренировался с минскими динамовцами. Месяц назад Алейников вернулся из Италии.
После тренировки я сумел рассмотреть его повнимательней. Кажется, он ничуть не изменился. Впалые щеки и усталость под глазами подтверждали, что его требовательность к себе осталась прежней. Профессионал.
– Вы что же, насовсем в Минск?
– Нет, уже второй год нахожусь в подвешенном состоянии, поскольку попал в двусмысленную ситуацию.
– Что же произошло?
– Тогда слушайте с самого начала. Четыре года назад, в 89-м, я оказался в «Ювентусе». Играть в таком клубе – мечта каждого. Меня приняли замечательно. С тренером, знаменитым Дино Дзоффом, который до сорока одного года защищал ворсита сборной Италии, установились дружеские, доверительные отношения. Я выходил на поле в основном составе. Мною были довольны и публика, и руководство. В том сезоне мы завоевали Кубок УЕФА и Кубок Италии. Я был по-настоящему счастлив.
Но вот в «Ювентусе» сменилась верхушка, убрали Дзоффа. Тут пришёл конец моей эйфории – выяснилось, что контракт с клубом подписан по системе «год + два». Это сейчас я стал докой по этой части, тогда же ни в чем еще не разбирался. Оказывается, «Ювентус» оговорил себе право расторгнуть со мной контракт после первого года. Меня успокаивали: «Ты со своим послужным списком да после таких успехов без дела не останешься». Единственное, о чем я просил моих менеджеров из тогдашнего центрального совета «Динамо», так это не отдавать меня в «Лечче», откуда пришло приглашение. Мне эта команда никогда не импонировала. Она выживает в основном за счет выгодной перепродажи игроков.
– Но вы оказались именно там…
– Да, меня поставили перед фактом, и я вынужден был поехать в «Лечче». И это после «Ювентуса», где борются за каждое очко и не признают иного результата, кроме победы! Но что было делать… В «Лечче» выкладывался на поле так же, как делал бы это в любой другой команде. Даром хлеб не ел. И в первый сезон мной были очень довольны. Но вот – новый поворот темы. Меня вызывает Бышовец в сборную СНГ, я приезжаю в Москву и заболеваю. Температура – 39. Тут звонят из Италии: возвращайся, у нас, дескать, переходные игры, ты необходим. Я объяснил, что в таком состоянии буду бесполезен. Но, видимо, мне все же не поверили.
В итоге я перестал выходить на поле. Команда вылетела в Серию В. Тогда решили меня продать, поднажиться. Цену заломили – миллион. Они ведь имеют право распоряжаться мной в течение двух лет. И вот уже год я не играю, только тренируюсь. Не считая, конечно, нескольких игр за сборную Белоруссии. Получаю минимальную зарплату, на которую в Италии невозможно прожить с семьей.
– Значит, с минским «Динамо» вы только тренируетесь?
– Я тренируюсь все время и готов играть на самом высоком уровне. Надеюсь, «Лечче» все же сбросит цену, и меня кто-то купит.
– Да, ситуация «собаки на сене»… А в каком национальном чемпионате вы предпочли бы играть – снова в итальянском, французском, английском или, может быть, где-нибудь здесь, в СНГ?
– Я бы предпочел поиграть за границей. Тем более что и белорусский, и российский чемпионаты далеки по классу от прежнего первенства СССР.
– Понимаю. Ведь вам приходилось выступать на самом высоком уровне. А против кого из великих вы играли персонально за свою долгую карьеру?
– Мне доверяли держать Платини, Марадону.
– И как? Страх был?
– В этом смысле я счастливый человек – не знаю, что такое предстартовый страх. Может быть, случай помог? В 1981 году меня, совсем молодого игрока минского «Динамо», выставили на игру с тбилисцами, которые находились тогда на вершине. Мы достойно продержались первые 55 минут, счет был нулевой, а затем меня заменили. И тут мячи в наши ворота посыпались как из рога изобилия. Тогда я вдруг понял, что кое-чего стою.
– А с Платини где встретились?
– Наши пути пересеклись на чемпионате мира в Мексике. Лобановский дал установку: «Не бегай за ним все время. Если мяч у нас, подключайся в атаку, но успевай назад». Мы тогда сыграли вничью. Считаю, что я со своей задачей справился. Такие футболисты, как Платини и Марадона, играют не за счет скоростного рывка, как, скажем, Игорь Беланов. Они великолепно укрывают мяч, стоя на месте, обманывают противника за счет движения корпусом. Но я уже знал некоторые хитрости Мишеля и на них не поддавался.
– А каков Марадона?
– Против Диего Марадоны я играл три раза: дважды в матчах «Ювентус»– «Наполи» и еще на уровне сборной на чемпионате мира в Италии. В сборной у меня не было задания персонально опекать аргентинца, но наши игровые позиции на поле все время совпадали: я действовал в центре, а он по центру начинал атаки из глубины поля. В этих матчах старался заранее угадать, куда будет двигаться Марадона. Иногда угадывал, иногда он меня обманывал. Отобрать мяч у него очень трудно: маленький, крепкий, локти расставит – не подойдешь. Марадона есть Марадона. Мне он показался неплохим парнем. Наши минчане попросили взять у него несколько автографов. Знаю, что после игры к нему не пробьешься. Решил пойти в раздевалку перед матчем. У дверей полицейский – не пускает. Попросил его: «Позови Диего». Выходит. Так, мол, и так, говорю. Другой бы на его месте мог и послать подальше – чего перед делом голову морочить. А этот доброжелательно так расписался, без зазнайства.
Во многом моя успешная игра определялась тем, что и Малофеев, и Лобановский, и Дзофф верно определяли мне место на поле.
– Значит, вы предпочитаете жестких тренеров и техничных игроков?
– Мне импонируют тренеры, которые могут держать дисциплину в команде, и понимают тонкости футбола. С такими готов работать до самозабвения. Что же касается игроков… Недавно во время турне сборной Белоруссии по Южной Америке видел товарищеский матч бразильской и аргентинской клубных команд. Фантастика! У этих парней чувство мяча от Бога. Такие – идеал для меня.
– А что скажете о молодых футболистах минского «Динамо»?
– Некоторым из них не помешало бы побольше трудиться. Сейчас такие открываются перспективы! Мы о подобном и мечтать не могли в 20 лет.
О ком или о чем статья...
Алейников Сергей Евгеньевич